Булгаков А.О. Балашов в кольце фронтов. 1917 - 1921. М.: АИРО-ХХI. 2019.

Aug 06, 2020 15:40


Булгаков А.О. Балашов в кольце фронтов


Булгаков А.О.
Балашов в кольце фронтов. 1917 - 1921 / Под ред. А. В. Посадского. - М.: АИРО-ХХI. 2019. - 272 с.

Предлагаемая вниманию читателя монография посвящена событиям Гражданской войны на территории Балашовского Прихопёрья. Книга содержит шесть разделов. В первом описываются события Февральской и Октябрьской революции. Второй раздел посвящен социальным и политическим конфликтам, происходившим в Балашове в 1918 году, а также формированию местных воинских частей, боям на территории уезда. В третьем разделе рассматривается социально-экономическое положение уезда на протяжении Гражданской войны. Книга содержит фотоматериалы. Следующий раздел представляет собой первую попытку анализа вооружения и боестолкновений 1919 года в масштабах уезда с точки зрения военной археологии. В пятом разделе идет речь о зарождении и подавлении зеленого движения. Наконец, последний раздел содержит информацию по боям с антоноцами в Балашовском уезде и первую попытку исследования формирования местных отрядов ЧОН.
Книга написана на широком круге источников, среди которых пре- обладают архивные матриалы и мемуары.
Для исследователей, преподавателей, студентов, краеведов, а также всех интересующихся проблематикой Гражданской войны в России.

При прочтении думал, что дам книге оценку "отлично", но в итоге она опустилась до просто "хорошо".

Книга написана выпускником филфака Балашовского филиала СГУ, что накладывает соответственно определенные ограничения на текст. Ни одной ссылки на центральные архивы, зато очень много на ГАСО БФ и ГАНИСО, а также иногда - местные краеведческие фонды. Также автор является руководителем поискового отряда "Рубеж", который проводит раскопки на местах боев в окрестностях Балашова, поэтому в книгу вплетены поисковые отчеты в сюжеты с описанием битв на территории Балашовского уезда.


Книга поделена на шесть глав: 1. революции 1917 г.; 2. 1918 год; 3. социально-экономическое положение уезда в 1917-1922; 4. бои 1919 г.; 5. зеленое движение 1919 г.; 6. антоновщина 1920-22 гг. Не совсем понимаю, почему бы главу 3 не поставить в конец, ну да ладно.

Как по мне, сильным недостатком книги является часто незымысловатый пересказ документов, а то и вообще целиком и полностью даваемый их текст. Я понимаю, источники интересные и читать их действительно любопытно. Но я предпочитаю читать либо монографии с цитатами, либо источники как таковые. Особенно наглядно это видно, когда автору приходится пересказывать воспоминания Г.В. Веденяпина о борьбе с антоновцами, потому что текст уже был опубликован Посадским в "Крестьянском фронте" - и в итоге пересказ занимает... сколько там... 18 страниц. Из 35 в главе (без ссылок). Не многовато ли? Подобного избыточного цитирования, которое растягивается на много страниц, в книге вообще хватает. К тому же из пересказов видно, что нередко источниковая база некоторых сюжетов скудная. Так, вся история с зеленовщиной и почти вся с антоновщиной представляет, по сути, пересказ воспоминаний участников боев с ними, взятыми из партархива. Явно есть недооценка социально-экономического фактора, иначе непонятно, почему одни села восстают и являются зачинщиками восстаний, а другие нет. Хотя анализ вожаков восстаний с их социальным происхождением, сделанный на основе тех же самых мемуаров, все же интересен.

Но в целом эти недостатки вторичны и в общем достаточно высокое качество книги не отменяют. Поскольку ее плюс - в полноте. Весьма подробно пересказаны все сюжеты, так или иначе касающиеся города Балашова и Балашовского уезда в данный период. История революционных изменений, изменение системы органов государственной власти, социально-экономическая трансформация, эпопея зеленого и антоновского движения - все это получает весьма полное выражение и описание. Это весьма важно, учитывая, что других аналогичных изданий по балашовскому региону, да и по регионам вообще - либо мало, либо нет вообще. Издание также имеет много иллюстраций в виде фотографий участников событий, особенно активно используются фотографии из фондов Балашовского краеведческого музея. Книга при этом небольшая и легко читается. В целом это хороший и добротный пример исследования регионального сюжета в процессе развития революции, сделанный на добросовестном научном уровне.

Наиболее интересными для меня явились рассказы о зеленом движении и антоновщине. В целом картина довольно простая и знакомая. Восстания вызваны сложностями военного коммунизма и слабой работой советского аппарата, что наложилось на зажиточный характер значительной части крестьянства Балашовского уезда. Хотя автор пытался раза два привести примеры зверств советской власти, которые якобы спровоцировали восстания, из его же изложения видно, что недовольство вызывала политика как таковая: мобилизации, продразверстка, недостаток товаров и денег и т.д. Мобилизация сыграла решающую роль в провоцировании недовольства в 1919 г., продразверстка - в 1920-21 гг. Быстро выделились недовольные - преимущественно кулаки, бывшие офицеры, выходцы из этих категорий и т.д., которые стали основными зачинщиками восстаний и организовали повстанческое сопротивление большевикам. Поскольку, вопреки нынешним обывательским представлениям, власть большевиков на селе была весьма слаба, а военных сил не хватало практически никогда, это в случае хорошей организации повстанцев и знания ими местных условий позволяло долгое время отбиваться, а то и самим бить многие направленные на подавление карательные силы, тем более в 1919 г. довольно быстро подоспели белые, с которыми многие лидеры "зеленовщины" в итоге связали дальнейшее участие в войне. События 1920-21 гг. следовали примерно также, хотя тут внешний фактор играл бОльшую роль - по признанию автора, даже в разгар продразверстки большинство крестьян держало себя пассивно к любой власти и весьма вяло реагировало на поддержку антоновцев. И если бы те лично не пришли в уезд и не стали бы раздувать восстание в добровольно-принудительном порядке, вряд ли бы дело дошло бы до таких бунтов.

Большая часть описаний подавления восстаний представляет из себя скучное фронтовое изложение боев, рассказ о том, как набранные с бору с сосенки отряды коммунистов, милиционеров, отделов по борьбе с дезертирством, редких военных частей и т.д. старались штурмовать окружающие деревни, а потом перебрасывались на следующие. Так как восставших было много, а карательных сил мало, борьба велась сумбурно и тяжело, с небольшими успехами. Обращает на себя фигура товарища Н.А. Черемухина, командира продотряда, занявшегося подавлением восстания з единственного человека, который начал организованную и систематическую карательную практику подавления террора на основе выработанной и обоснованной системы. После сожжения села Белая Малиновка, бывшего центром восстания (естественно, погорела масса скота, хлеба и наверняка людей, которые не могли покинуть село типа упоминаемых современниками детей и стариков, но это мелочи), по предложению военных властей и с разрешения т. Крыленко, главы верховного ревтрибунала, был назначен командующим отрядами по очистке Саратовского уезда от повстанцев, для чего ему был дан мандат с весьма размытыми, но обширными полномочиями. Подробности здесь, коротко же она состояла в следующем: Черемухин командовал батальоном примерно в 310 чел., с которыми прошел через ряд уездов, привлекая разрозненные боевые силы, имевшиеся на месте. Вначале выдвигались конные отряды разведки и агитаторы, которые занимали населенный пункт и подбирали места для расположения отряда, собирали власти и готовили общее собрание на следующий день. Прибыв в населенный пункт, Черемухин собирал собрание Совета и партийной ячейки, знакомился с положением на месте и требовал списки дезертиров, кулаков и не сдавших оружие, занимался выкачкой хлеба. Потом собирали силой всех жителей деревни поголовно, где Черемухин читал политинформацию, а потом предлагал всем вышеназванным врагам советской власти выйти по-хорошему без сопротивления, так как они все хорошо известны - кто не выйдет, будет расстрелян на месте. Все вышедшие заключались в амбар как заложники до тех пор, пока население не выполнит требования по разоружению и сдаче хлеба. Как скромно указывает товарищ Черемухин: "Было два случая, когда пришлось сдержать слово и широко об этом опубликовать; а именно: расстрела во время собрания двух лиц, отказавшихся выдать оружие, и одного кулака не вышедшего на оклики. Это обстоятельство имело огромное психологическое действие и облегчило работу на далекое расстояние, а упорное преследование бежавших и поимка создала впечатление, что от Советской власти никуда не уйдешь".

Также активно применялись конфискации имущества, контрибуция на население запятнавших себя участием в восстаний сел и расстрелы "хронических врагов советской власти": самогонщики, злостные дезертиры и кулаки. Это отчасти соответствовало инструкции Центра и лично Крыленко, но лишь отчасти, так как, конечно, подробных указаний на этот счет от центра не было и быть не могло, и товарищ Черемухин решал все на месте. Бытовали аресты врагов с отправкой в Саратов. Всего, как подсчитал скрупулезный товарищ Черемухин, им расстреляно с 18 июля по 22 сентября 130 человек, о которых подробно доводилось до сведения лично Крыленко и Троцкого, а также взыскано 7.703.567 руб. 45 коп. контрибуции" (С. 220-221). В книге не написано, но он также изъял и расстрелял 16 человек Аткарской ЧК, чтобы не достались "мироновским бандам" в период бунта комкора Миронова.

Разумеется, сомнительно, чтобы все было так гладко, как докладывает товарищ Черемухин, и в книге цитируются жалобы на него других товарищей, что он-де порет крестьян, расстреливает десятками, не дает им денег, мародерствует - и что самое смешное, это жалобы того самого продкомитета 9-й армии, уполномоченным которого Черемухин себя считал. Что из этих жалоб правда, а что нет - поди теперь проверь. Вроде бы за это он даже в итоге был арестован Саратовской ГубЧК и допрашивался - что с ним стало дальше, никому неизвестно, я поискал упоминания о нем в гугле - ничего. И несмотря на все это: "Вне всякого сомнения можно сказать, что именно действия отряда Черемухина, вкупе с отступлением войск ВСЮР послужили переломным моментом в борьбе с зеленовщиной" (С. 225, оценка автора).

В целом эта тактика мало чем отличается от той, что применялась более систематически и организованно во время подавления Тамбовского восстания. Да и тактику белого террора в отношении восставших сел тоже очень сильно напоминает. Разумеется, некоторые молодые и малограмотные щеглы, наслушавшиеся сталиноидов-идиотов типа Климки Жукина, этого не понимают и искренне уверены, что добрые красные большевики сжигать села не могли - у меня был об этом разговор с таким гражданином месяц назад. А что касаемо конкретно сюжета с Черемухиныс, то в общем-то это очередной пример того, что человек очень идейный, может считать себя вправе поступать "как надо" и доходит из-за объективно вызванной слабости контроля над ним до банального своеволия и безнаказанности, даже если объективно делает в общем, нужные, хотя и жестокие вещи. И это еще раз доказывает, что рассматривать красный террор просто как слепление расстрелов и кошмаров просто-напросто глупо. Это была определенного рода политика, которая вырастала постепенно и заключалась в кодификации и систематизации подобных террористических акций, введении их в единое русло. Разумеется, о том, насколько правильным и хорошим было это русло, которое заложило традицию для государственного террора уже сталинских времен - разговор отдельный, но как связь, так и разница двух эпох государственного террора - "красного" и "Большого" времен Сталина - должна учитываться.

В книге также хватает массы других любопытных сюжетов, в том числе интересное описание результатов раскопок на местах боев с описанием оружия, внутренней политики и многого другого. С удовольствием бы отсканировал, но сканер сломался, а новый подбирать пока не могу, поиздержался за лето. Так что это - в долгий ящик.

Южный фронт, наша библиотека, красный террор, 1919

Previous post Next post
Up