(no subject)

Jun 18, 2020 12:48

На сайте Министерства обороны Чехии выложена куча книг чешских легионеров времен Первой мировой и гражданской. О чем там написано, неизвестно, потому что все на чешском и все надо в отдельном листе смотреть. Возиться с переводами через гугл-букс и сканированием скриншотов тупо лень, кому надо, сам пусть замарачивается. Среди кучи книг почему-то оказалась книженция русского пограничника межвоенной Латвии Степана Посевина "Гражданская война" с 88 фотографиями и даже с картами. Автор, видимо, возомнил себя Керсновским и решил срубить бабла.

Из интереса полистал. Биографию аффтар рассказал в предисловии очень мельком. Как водится, типичный кадровый казачий офицер-кубанец, который получил пару орденов за смелость, а потом проникся идеалами контрреволюции. В боях, однако, участвовал только с осени 1919 г., когда прибился к Добрармии, а до этого торчал невесть где. Он пытается изобразить дело так, будто пытался пробраться на родную Кубань в начале 1918 г., но не смог и скрывался в Курской губернии в подполье. Учитывая, что ничего непреодолимого в том, чтобы пробраться на Кубань, тогда не было, думаю - банально свистит. Наверняка, как все, тупо отсиживался и выжидал.

Книга многословная, глупая и малоинтересная. Материал поделен традиционно, на фронты и по хронологии. Подробностей много, но по сути это компиляция тогдашних книг по этой теме, ныне малоинтересная из-за массы неточностей. Самое жирненькое - автор упорно именует Советскую Россию как "С.С.С.Р." (именно так, с точками!), который якобы появился аж на следующий день после большевицкого переворота. Чека тоже, кстати, появилась на следующий день и якобы именно ее отряды составляли львиную долю всей Красной армии. Естественно, книга пропитана злобным антикоммунизмом. Коммунисты - нелюди и выродки, которые убивают, грабят, хотят поработить мир, а все население их ненавидит. Революцию сделали подкупленные солдаты и матросы, в армию загоняли исключительно силой, все у них держалось на кучке комиссаров и наемников, а власть держалась на штыках "чужих людей". Под чужими прозрачно понимаются евреи, потому что автор обязательно злорадно указывает "настоящую" фамилию каждого большевицкого комиссара-еврея. А власть беляков выражала национально-государственные интересы 9/10 населения. И очень жаль, что им не удалось достигнуть победы.

Во всех отношениях это была бы стандартная белогвардейская писанина, если бы не одно но. Автор часто критично оценивает и белые режимы. За их неорганизованность, за коррупцию, развал, неэффективную организацию, невнятную и реакционную программу и деятельность, за злоупотребление доверием к иностранцам и даже за национальную политику. На каждом шагу, где можно и где нельзя, он рассуждает о том, что Деникин и Ко не ценили национальные устремления окраин страны, не давали самостоятельность народностям, которые можно было бы использовать, и вообще были выразителями худших великодержавных традиций царизма. Думаете, это потому что автор жил в Латвии? Ну да, и это тоже. Он специальный целый раздел под международную обстановку выделил на Западном фронте, а несколько глав подробно описывают войну в Латвии. Но дело не в этом. Главное в том, что автор - казачий сепаратист. Он в биографии полтекста распинался о казачьих традициях и национальной независимости Кубани аж с 17 века, о том, как царизм преследовал носителей казачьих национальный идей, о том, как Кубанская Рада все профукала из-за недостаточной патриотичности и т.д. и т.п. Только поэтому я книгу и взялся читать, думал, может там личные впечатления есть. Пролистал страниц 200, те. около половины, потом плюнул - ничего интересного там не заметил, хотя уровень подробностей и проработки для тех времен вполне впечатлял.

Поинтересовался, что там с автором было. Пережил ли войну? Долго искать не пришлось. Отсиживался в Курском продовольственном комитете (весьма хлебная должность, теперь понятно, где он в 1919 г. лично видел Троцкого и откуда знает о механизмах спекуляции). Подрабатывал после отставки художественной писаниной. Самое главное: 15 ноября 1940 года Степан Посевин был арестован органами НКВД. Его обвиняли в том, что он стоял на резко выраженных националистических позициях и вел активную борьбу за создание независимого Кубанского государства. Принимал участие в работе так называемого «кубанского правительства». С 1923 по 1930 год служил в пограничной охране Латвийской республики и принимал участие в переброске лиц со шпионскими заданиями на территорию СССР. Находился в тесной связи с белоказачьими формированиями в Югославии и по их заданию вступил в переговоры с германским правительством по вопросу создания «кубанского государства». Подобные переговоры вел и с японским военным атташе в Латвии. Расстрелян. И, видимо, за дело.

Какая досада, правда?
Previous post Next post
Up