Часть VII. Соловки. Глава XIII. Соловецкий морской музей.
Итак, оставив Любовь Александровну и Анастасию Павловну мы выдвинулись к Соловецкому Морскому музею. Когда я был в нем 11 лет назад, он назывался «Музей Северного мореходства» и содержался за счёт добровольного объединения «
Товарищество Северного мореходства». Все эти годы я хотел попасть в него снова.
Музей создан в 2007 году силами энтузиастов из Товарищества Северного мореходства в полуразрушенном здании то ли лодочного, то ли такелажного амбара, построенного в 1841. Так что сначала пришлось его восстановить и только потом заниматься созданием экспозиции. Как здание восстанавливали можно посмотреть
тут.
Изменения стали заметны уже снаружи. Раньше возле такелажного/лодочного амбара или эллинга - называйте как хотите, лежала поморская шняка, а теперь стоит поплавок паравана (устройства для защиты корабля от морских мин). Правда, шняка лежала со стороны моря, а параван стоит со стороны берега.
Параван.
Вот, нашёл в интеренете фотографию шняки примерно тех лет.
Ну а нам внутрь. Вот по этому взвозу.
Здание Соловецкого Морского музея.
Интересно, что там внутри? Снаружи изменения заметны - раньше мансардных окон не было. А внутри 11 лет назад на стапеле стояла строящаяся копия яхты Петра I "Святой Пётр".
Яхта "Святой Пётр" на стапеле - примерно так это выглядело 11 лет назад.
Заходим. Ба! Старая знакомая!
Вот ты теперь где, дорогая шняка!
Чуть с другого ракурса.
Вот, собственно тут в этой «яме», называемой эллингом, и строят суда. Судя по запасённым материалам, скоро шняке придётся потесниться.
Ну, а мы с Павлом оказались на галерее, где расположена постоянная экспозиция «Морская практика Русского Севера и Соловецкий монастырь». Она рассказывает о традиционных технологиях судостроения и мореходства, благодаря которым была освоена значительная территория Русского Севера и Арктики в XV-XVII вв. Эти технологии обеспечили абсолютное превосходство отечественных судов в водах Северного Ледовитого океана восточнее Новой Земли.
Понятно почему тут рассказывается и про Соловецкий монастырь. Как-никак он владел самым большим флотом на Белом море.
На выставке представлены предметы, собранные в ходе этнографических экспедиций Товарищества Северного Мореходства по берегам Белого моря.
Подробнее о людях, готовивших экспозицию можно узнать
здесь.
Ну а мы с Павлом принялись смотреть. Многое из этого я видел 11 лет назад, но кое-что добавилось и здесь. Сейчас будет безумное количество фотографий ;-)
Карта походов поморских мореходов. Она была центром экспозиции и раньше.
Легенда карты и портрет её автора.
Информационная табличка "Поморские навигационные инструменты, лоции и карты".
А вот они сами.
Шпангоуты из цельного елового корня. А ещё частенько дерево специально изгибали и давали вырасти в нужной форме.
Детали обшивки, сшитые вицей - специально обработанными молодыми еловыми корнями.
Плотницкий инструмент.
Информационная табличка к нему.
Изображения традиционных поморских судов.
Предметы морского обихода.
Поясняющая табличка к ним.
Объяснение поморских морских терминов.
Крупным планом.
Поморская роза ветров и моржовый зуб - клык моржа.
Весло и кнехт.
Карта маршрутов Великой Северной экспедиции и шпангоут.
Якоря и судовой фонарь.
Закладной крест.
Икона св. Николая Чудотворца - покровителя всех плавающих и путешествующих. Без неё в море не ходили.
Репродукции традиционных северных икон. Раньше их не было.
Судовой Красный угол.
Чертежи яхты Святой Пётр.
Кто в море не ходил, тот Бога не маливал. Молитва всех плавающих и путешествующих.
Модель поморской лодьи "Преподобный Зосима". Именно так - не "ладьи", а "лодьи".
Информационная табличка к модели.
Элементы рангоута и такелажа судов Соловецкого монастыря до появления пароходов.
Информационная табличка к витрине.
Навигационная карта Белого моря.
Предметы, связанные с морской практикой Соловецкого монастыря. Раньше этого стенда не было.
Информационная табличка к стенду.
Думаете всё? Как бы ни так!
Фотографии судов монастырского парового флота.
О монастырских пароходах можно почитать
здесь.
Орудия для охоты на морского зверя.
Что есть что на стенде.
Ещё звероловные снасти и картинки, поясняющие их применение.
И ещё.
И ещё.
И ещё.
И ещё.
Рыболовные снасти.
Часть экспозиции, посвящённая рыболовству и добыче морского зверя кончилась. Мы с Павлом Валерьевичем выдохнули и залюбовались фотографиями строительства яхты «Святой Пётр».
А налюбовавшись всласть продолжили окультуриваться.
Рисунки объектов монастыря, связанные с морем.
Старинная карта Большого Соловецкого острова.
Стенд, посвящённый Товариществу Северного мореходства.
Макет мыса Сельдяного, где находится музей.
Модель яхты "Святой Пётр".
И на этом основная экспозиция закончилась. Кстати,
вот тут про неё написано получше, чем у меня.
Однако за прошедшие годы музей разросся и мы направились в помещения, куда 11 лет назад не пускали. И натолкнулись на экспозицию «Поморские жёнки» - о женщинах Поморья. Сейчас опять будет куча фотографий ;-)
Начало экспозиции.
Стенд с пояснениями.
Кстати, вы знали, что у поморов слово «баба», обозначавшее во всей России замужнюю женщину, считалось ругательным? «Бабами сваи бьют, а у нас честные жёнки», - так обычно говорили поморы невеже перед тем, как приступить к мордобитию.
Подблюдница с посудой и домашняя утварь.
Прялки вживую, на фотографиях и в моделях.
Красный угол с рушниками, кадушка, печная лопата и форма для пасхи.
Рубели, туески, горшки, блюда, рукомойники и фотографии быта.
Ещё.
Серьги и кружевные перчатки. Серьги из речного жемчуга.
Расписной ларец.
Повседневный и парадный женский костюм.
Рыболовные снасти и весло. Поморки не чуждались моря, а за невестой в приданое почти всегда давали лодку. Какая же жёнка без лодки?
Кадушка для сбивания масла в разрезе, туес, грабли, коса-горбуша. Летом мужики, как правило, в море и сельское хозяйство лежало на женщинах.
Продолжение предыдущего стенда.
Гребень для сбора ягод.
Детская одежда, зыбка, ходунки, игрушки.
И напоследок факт, поразивший меня в самое сердце. Оказывается, для поморок вязальные спицы были символом эмансипации и, не побоюсь этого слова, суфражизма - вязание на поморье являлось прибыльным и исключительно мужским делом и женщины выдержали весьма суровую борьбу, прежде чем добились права вязать. Вот так! Только феминисткам не говорите.
Вот таков был женский мир на Поморье. Ну а мы отправились смотреть следующую экспозицию, посвящённую жизни поморов - русских, издавна живущих по морю. Тех, для кого «Море - наше поле».
Начало экспозиции "Куйпога, Тайбола, Колышень, Разводье"
Тайбола - это и посёлок на Мурманском берегу, и, одновременно, узкий перешеек между озёрами. А куйпога - это точка низшего стояния воды при отливе. Самые высокие приливы и, соответственно, низкие отливы как раз на Мурманском берегу. Колышень - рябь на море в тихую погоду, а разводье - полынья между льдами.
Пожалуй, я не буду подписывать фотографии - всё и так понятно.
Ведь понятно, правда?
На том мы и расстались с Соловецким Морским музеем. А куда делись 2 с лишним часа - тайна великая есть.
Предыдущие части:
Часть I Глава I;
Часть I Глава II;
Часть II Глава I;
Часть II Глава II;
Часть III Глава I;
Часть III Глава II;
Часть III Глава III;
Часть IV Глава I;
Часть IV Глава II;
Часть IV Глава III;
Часть IV Глава IV;
Часть IV Глава V;
Часть IV Глава VI;
Часть IV Глава VII;
Часть V Глава I;
Часть V Глава II;
Часть V Глава III;
Часть V Глава IV;
Часть V Глава V;
Часть V Глава VI;
Часть V Глава VII;
Часть V Глава VIII;
Часть VI Глава I;
Часть VI Глава II;
Часть VI Глава III;
Часть VII Глава I;
Часть VII Глава II;
Часть VII Глава III;
Часть VII Глава IV;
Часть VII Глава V;
Часть VII Глава VI;
Часть VII Глава VII;
Часть VII Глава VIII;
Часть VII Глава IX;
Часть VII Глава X;
Часть VII Глава XI;
Часть VII Глава XII