Как мы по Северу прокатились, или "Всё на Севере хорошо, только жарко".

Feb 05, 2023 22:41


Часть VII. Соловки. Глава XIV. Пикник на обочине на мысе Лабиринтов и небольшие размышления дилетанта о живописи.

Итак, осмотрев Морской музей, мы с Павлом Валерьевичем вернулись в наше обиталище, фонтанируя соплями от восторга. Павел всё же решил искупаться и, вооружившись купальными принадлежностями, убыл на Сельдяной мыс с твёрдым намерением омыть телеса свои в Белом море. Дамы же, поражённые нашими восторгами, всё же собрались посетить морской музей. А ваш покорный слуга решил предаться сладкому ничегониделанию или dolce far niente, ежели по-итальянски.

Однако, дамы вернулись быстро и разочарованные - музей успел закрыться, так что они зря протащились по жаре туда и обратно.

Через некоторое время вернулся и Павел Валерьевич. Свежий, бодрый и довольный.

- Как водичка? - вопросил я.

- Бодрит! - радостно отозвался Павел и возгласил. - А не прогуляться ли нам на берег? Я за мыс зашёл и там красиво. Любаш, Настя?

Через некоторое время Павел Валерьевич уломал супругу, а Анастасия Павловна решительно объявила забастовку. Так что пошли втроём.

Сначала мы прошли мимо сараев, потом мимо развалившихся сараев и, наконец, вышли к бухте Школьной, разделяющей Батарейный и Школьный мысы. Был отлив...



Отлив.



Мы посмотрели на это, посмотрели ещё, мы с Павлом Валерьевичем покурили и тут Любовь Александровна заявила:

- А вот тут же где-то лабиринты есть. Мы же к ним на экскурсию не попали. Пойдёмте поищем?



Наш путь к лабиринтам и обратно в первый и второй раз.

Мы с Павлом Валерьевичем всегда за любой кипешь, кроме голодовки, так что с радостью согласились. И отправились на поиски лабиринтов. Примерно так же, как Винни-Пух и все-все-все, включая родственников и знакомых Кролика, искали Восточный Полюс. Т.е. пошли туда, не знаю куда. По крайней мере, пейзажи кругом были великолепные.



Супруги Петровы на фоне отлива.

Шли мы по полосе отлива, галька и песок скрипели под ногами, солнышко грело...



Мы шли по полосе отлива.

И вот мы дошли до Пьяного леса и вошли под его полог.



Начало пьяной рощи



Пьяная роща на мысу у первого лабиринта.



О на же. Вид от лабиринта.

Прошли немного и вышли к лабиринтам. Сначала к одному.



Супруги Петровы на фоне лабиринта и моря.

Обошли его по кругу.



Любовь Александровна исследует лабиринт.

Потом, обогнув небольшую бухточку, ко второму.



Второй лабиринт.

Лабиринты это не настоящие, а реконструкция, созданная для изучения оригинальных - тех, что расположены на Большом Заяцком острове. Зато по этим можно ходить сколько душе угодно, чем мы некоторое время и занимались. А потом Павла Валерьевича осенило - возле первого, встретившегося нам лабиринта или, по-местному, вавилона, находились обустроенное кострище и вполне себе крепкие скамейки. Значит, можно устроить пикник.

Идея ни малейшего сопротивления не встретила и мы зашагали через очередной пьяный лес к нашей обители.



- Там же и в заливе и на мысу у лабиринта художники сидели, - вспомнил на ходу Павел Валерьевич.

- И что? - осведомилась супруга. - Мы им не мешаем, они нам не мешают.

- Надо Насте сказать, чтобы взяла свои рисовалки - пусть тренируется! - отрезал Павел.

По пути мы смогли лично лицезреть, как меняется посёлок - во-всю идёт строительство новых жилых домов, прокладываются коммуникации, а школа с детским садом уже выглядят более чем достойно. Жаль, что не догадались сфотографировать.



А вот Кремль догадались.

Долго ли, коротко ли, но мы добрались до нашего барака. Я загрузил в рюкзак свою долю снеди для пикника, накинул ветровку - к вечеру обещало похолодать, особенно на берегу, и вышел на улицу покурить. А родители, тем временем, поднимали дочь. Уши не заткнёшь, так что я всё слышал через окно.

- Насть, вставай! - послышался жизнерадостный голос Любови Александровны. - Мы место для пикника нашли!

- Ну мааам, - Настя явно не хотела расставаться с шустрым вайфаем.

- Рисовалки свои захвати! - как гвоздь забил безжалостный отец. - Мы идём на пикник! Заодно и порисуешь.

- Пааап!

- Там красиво! Собирайся. Через пять минут на улице! - пресёк сопротивление Павел Валерьевич.

Не успел я два раза затянуться, как супруги Петровы, конвоируя не слишком довольную дочь, появились из подъезда. Настя несла в руках рисовальный блокнот. И мы двинулись прежней дорогой.

Небольшое лирическое отступление. Интересно, почему в нашей стране никто (я вошёл, если что) не будет объяснять дорогу в стиле «от пересечения улиц такой-то и такой-то направо 100 метров», а обязательно укажет по приметам «переулок - помойка - плакат - тупик»? И пойдёт так же? Вот и мы опять прошли сараями и огородами и вышли на берег моря.

Тут я вспомнил, что ещё не сфотографировался на фоне Белого моря и, с помощью Анастасии Павловны, увековечился.



Я на фоне Белого моря.



Здесь мы уже проходили.



Фукусы тоже ничуть не изменились



Мыс с танцующими берёзами тоже.

Прошли на мыс и снова увидели первый лабиринт. Кострище никто не занял. Ну, мы там и расположились.



Лабиринт, супруги Петровы и ваш покорный слуга.

Выяснилось, что для пикника мы располагаем итальянским красным вином, причём, не каким-то там vino da Tavola, а Barbera di Valpolicella DOC Riserva - Соловецкое райпо полно сюрпризов. Ещё мы принесли с собой тверской портер, пирожки с треской и ягодами, сладкие булочки, немного сыра, сосиску и термос с чаем - бессистемно, зато от души.

Разумеется, все снова походили по лабиринтам, а потом сели трапезничать. Костёр разводить не стали - незачем.

Так как художники, расположившиеся со своими мольбертами прямо на камнях, никуда не делись, разговор зашёл о живописи. Точнее, о Соловках и живописи.

Здесь отметились передвижники: А. Борисов, В. Верещагин, О. Браз, М. Нестеров. Самое интересное, что беглым поиском я нашёл только картины О. Браза и М. Нестерова с изображением Соловков.



Михаил Нестеров "Соловки"



Олег Браз "Соловецкий монастырь"

А уж художники менее известные ходили и ходят тут косяками. И вот что я заметил: за годы сложилась традиция как надо изображать и фотографировать Соловецкий кремль.

Самый главный ракурс ( я тоже 11 лет назад сфотографировал остатки этой лодки):



Ефремов Алексей "Соловецкий монастырь"

Ещё так можно:



Ефремов Алексей "Святое озеро"



Павел Еськов "Соловецкий монастырь"

И вот так:



Элеонора Жук "Соловецкий монастырь"



Элеонора Жук "На рассвете"

Обязательно так:



Николай Солодков "Соловецкий монастырь. Святые врата"

Так:



Николай Солодков "Соловецкий монастырь"

И обязательно так:



Александр Шевелёв "Бухта Благополучия"

А внутри кремля нельзя избежать вот этого ракурса Спасо-Преображенского собора.



Евгений Молев Спасо-Преображенский собор.

Поделился с Петровыми. Они не поверили и полезли в интернет. Потом посмотрели уже сделанные нами фотографии. Посмеялись. Я бы даже сказал, поржали. Заодно выяснили, что место, на котором мы сидим, тоже весьма популярно.



Юшманова Т.С. "Соловецкие камни".



Безродных Д. А. "Луч заката".



Безродных Д. А. "Розовый закат"



Потерял данные картины. Кто знает имя художника и название картины - пишите комментарии. Поправлю.

Ну, а Настя тоже взялась за блокнот - она же будущий архитектор, а архитектору без живописи никак. Тем более, что они с однокашниками замутили челендж. Надеюсь, правильно написал это новомодное словечко. Суть мероприятия в том, что надо рисовать с натуры и выкладывать фотографии оригинала и рисунка. Настю заинтересовала та же группа пьяных берёз, что на картине выше. Вот эта.



Группа пьяных берёз.



Они же на рисунке.



Рисунок и оригинал.

Я тот ещё знаток живописи, конечно, но мне понравилось и весьма.

Кстати, подобные сюжеты там повсюду.



Вот, например.



Или вот.

Ну, а мы сидели, болтали, строили планы, совершали гастрономические грехи - мешали красное вино с пивом и заедали это пирожками с рыбой, словом, хорошо проводили время. Один из лучших пикников года тогда случился.

Однако, всему хорошему на свете приходит конец - солнце опускается, муравейник закрывается, да и ветерок с моря начал к вечеру ощутимо пробирать. Пора домой. И мы пошли. Другой дорогой, но опять через пьяный лес.









А напоследок уходящий день наградил нас великолепным закатом и Соловецким Кремлём на закатном фоне. Сняли, конечно, с классического ракурса :-)))



Кремль на закате.

Уже ночью я отправил друзьям в Тверь очередную уже часть летописи.

«В день сей числа двадцатого месяца августа года от сотворения мира 7530, а от Рождества Господа нашего 2022, объехали мы с боярином Павлом и семейством его, купно с иными паломниками сели в самобеглую коляску, пазиком именуемую, в коих купчишки местные по острову Соловецкому паломников возят, и отправились по скитам и волостям монастырским. В том путешествии посетили мы скит Вознесенский, что на горе Секирной, откуда обозрели весь Большой остров Соловецкий и возликовали от красы мира Божьего, благолепия его и благоустроенности. Подевившись же направили мы стопы свои ко саду монастырскому. Сад тот, братья и сестры, истинно ветроград процветший, соизволением Божьим и трудами людскими в сих землях суровых полунощных обустроенный. И дивились мы чуду такому, а ещё более речам девицы благонравной, что об истории сего места нам поведала. Лицезревши многое душеполезное и диковинное вернулись мы благополучно к святым стенам монастырским и стопы свои направили в монастырскую трапезную, ибо время было обеденное. И был обед силён! После трапезы осмотрели мы с боярином Павлом позорище, на заморский манер музеем именуемое. И во том позорище собраны диковины всякие о житье-бытье морского дела старателей ладейщиков да рыбаков повествующие. И дивились мы на то с любопытствием и внимали речам отрока, что повествовал о сем. После же вкушали мы отдых послеобеденный, яко людям православным надлежит. Отдохнувши, отправились мы с боярином Павлом и семейством его на брег морской, в рощу берёз предивно ветрами студёными в свиль скрученными, дивились на красоту мира Божьего и вкушали вино фряжское. А боярышня Анастасия Павловна красоту сию стилом на пергаменте запечатлела. Видали ещё диво: на земле каменья выложены противосулонь язычниками древними так, что меж камней тех пути найти непросто и зовётся то диво лабиринтом али вавилоном. В тех занятиях провели мы время до заката солнечного да в обитель свою направились»

Предыдущие части:

Часть I Глава I; Часть I Глава II;   Часть II Глава I; Часть II Глава II; Часть III Глава I; Часть III Глава II; Часть III Глава III; Часть IV Глава I; Часть IV Глава II; Часть IV Глава III; Часть IV Глава IV; Часть IV Глава V; Часть IV Глава VI; Часть IV Глава VII; Часть V Глава I; Часть V Глава II; Часть V Глава III; Часть V Глава IV; Часть V Глава V; Часть V Глава VI; Часть V Глава VII; Часть V Глава VIII; Часть VI Глава I; Часть VI Глава II; Часть VI Глава III; Часть VII Глава I; Часть VII Глава II; Часть VII Глава III; Часть VII Глава IV; Часть VII Глава V; Часть VII Глава VI; Часть VII Глава VII; Часть VII Глава VIII; Часть VII Глава IX; Часть VII Глава X; Часть VII Глава XI; Часть VII Глава XII; Часть VII Глава XIII

Живопись, Соловки, Русский север, Путешествия

Previous post Next post
Up