Лето 2008. Екатеринбург, ЦПКиО - ч. 3. Детская железная дорога

Jun 01, 2009 08:07


Начну рассказывать про Детскую свердловскую железную дорогу. Мне очень нравится эта тема - железная дорога вообще и ДЖД в частности. Нравится многим, в основном наверное тем, что это целая организация, где дети работают по настоящему, а не понарошку, приобретают навыки, приучатся к дисциплине, исполняют обязанности. Нравится, что обучение там серьезное - ведь учатся они в настоящей железнодорожной школе, факультативно, естественно. И многие идут потом работать на "взрослую" железную дорогу. В общем, мысль моя довольно куце выражена, но суть - я люблю про это читать и смотреть снимки.

Ну а поскольку это все мне очень нравится, то и посещаем мы ДЖД не просто с целью проехаться в малогабаритных вагончиках, а с исследовательским подходом: подробно осматриваем станцию и службы, знакомимся с ребятами, которые там работают и смотрим как прибывают-отбывают два-три состава, чтобы успеть рассмотреть все подробности.

Это я все к тому, что фотографий будет ОЧЕНЬ много.

ДЖД в Екатеринбурге - это вторая детская железная дорога, которую мы посетили. Первая была в подмосковном Кратове 2 года назад, и про нее есть старый пост с фотографиями.

Сначала - чуточку истории свердловской ДЖД.
Называется она полностью Малая Свердловская железная дорога имени Николая Островского. На нескольких сайтах я видела полную надпись - мол, имени Николая Алексеевича, писателя. В том числе и в Википедии и даже на сайте, который вроде их личный. Но поскольку на мемориальной доске про Алексеевича ни слова не написано, а работник музея СЖД нам наоборот в подробностях рассказывала о замечательном Николае Степановиче Островском, от которого, можно сказать вся СЖД и пошла - о первом ее начальнике, то я насчет писателя Алексеевича утверждать поостерегусь.
Подробно о СДЖД можно прочитать вот тут - с картами, схемами, кучей фотографий и т.д. Вообще, кстати, сам сайт преотличнейший - по организации, объему материала и дизайну. Конфета, а не сайт. Помню, когда его нашла, зачитывалась им подолгу. Тема детских железных дорог там охвачена полностью и очень подробно.

Открылась Детская свердловская железная дорога 9 июля 1960 года. Первые кадры юных железнодорожников готовили на Южно-Уральской детской железной дороге (Челябинск) и Алапаевской узкоколейке. Ну а после открытия уже можно было обучаться не выезжая из города.
Состоит она из двух станций - Центральной и Пионерской, и двух платформ - Юбилейной и Солнечной, протяженность ее - 2,5 км. На всех остановочных пунктах сооружены высокие платформы, что встречается далеко не на всякой ДЖД. Есть два путепровода: стальной на перегоне Центральная-Солнечная служит в качестве пешеходного мостика, и железобетонный, что стоит сразу за платформой станции Пионерская, напротив - для пропуска железнодорожного пути над пешеходной дорожкой.
Поезд называется "Юный уралец".
Дорогу обслуживает пять смен школьников из пяти разных районов города. В зимний период ребята проходят теоретический курс обучения, а летом - работают.

Что еще интересного рассказать о ДСЖД? Обучение длится три года, учатся и работают школьники 5-8 классов. На первом году обучения ребята могут приобрести следующие профессии: проводник, ревизор, диктор поезда, диктор станции, дежурный по переезду, обходчик пути, дежурный по вокзалу, дежурный по перрону. Подробно об этих профессиях написано вот тут - очень интересно!
На втором году обучения профессии уже ступенькой выше: начальник поезда, старший кондуктор, помощник машиниста, оператор при ДСП, осмотрщик вагонов, осмотрщик автоматчик, старший стрелочник, бригадир пути (подробно - тут). Третий год - это выший пилотаж: машинист, диспетчер, дежурный по станции и главный кондуктор (подробно - тут). Так что видите, работа там поставлена на полном серьезе :)

А теперь перейду к фотографиям. Находится ДСЖД на территории ЦПКиО им. Маяковского, недалеко от входа. В отличие от кратовской ДЖД, которую недавно всю починили и подштопали, свердловская только ожидает реконструкции, поэтому выглядит не самым презентабельным образом.



А забор, кстати, затейливый, с выдумкой. И его ведь непременно снесут, когда все там перестроят. Так что давайте на него посмотрим, пока не снесли



А вот и вокзал ст. Центральная



На нем - табличка



И приветливый плакат



Ну а поскольку нас так здорово пригласили, то мы и пошли прямо на перрон :) Здание вокзала со стороны перрона выглядит вот так:



А вот и первые юные железнодорожники :)



Красочное расписание



Пока мы осматривали здание вокзала, на перрон вышел дежурный по станции - подходил поезд. Дежурный - в красной фуражке, стоит к нам спиной



Вот поезд поближе. Мальчишка, который высунулся из окошка - не машинист, как мы сначала подумали по глупости (и правда, если машинист будет по окошкам торчать... :)), а помощник машиниста. А машинист, как впоследствии оказалось - девочка! :)



Пассажиры вышли из поезда, ребята отцепили локомотив и стали перегонять его в голову состава. Вот он отъезжает:



Путейцы переводят стрелку



И вот локомотив едет уже по переведенным путям.



А вот и машинист - покрупнее. Позже работник ДСЖД рассказал нам, что девочка-машинист это редкость, но встречаются и среди машинистов представительницы прекрасной половины человечества :) В тот день должен был дежурить машинист-мальчик, но он не вышел. Вместо него экстренно заступила эта девочка, а мальчику готовилось по башке.



Локомотив аккуратно подходит к крайнему вагону



Из него выглядывает тот самый сотрудник ДСЖД - профессиональный взрослый машинист, который обязательно сопровождает юного машиниста в рейсах. Хотя он только наблюдает, ведет поезд полностью юный машинист.



Юный железнодорожник сцепляет вагон и локомотив



Так, к нему бегут на помощь :)





Все готово, состав стоит и ожидает отправления. А пока у юных железнодорожников был перерыв, мы и познакомились с этим милым дядечкой, взрослым сопровождающим машинистом, разговорились с ним. Он спросил, имеем ли мы какое-то отношение к ДЖД - поскольку мы были единственные "обыватели", которые остались посмотреть всю процедуру перегона локомотива, следили за сцепкой, а потом мои дети полезли смотреть колеса поезда



Мы сказали - что никакого, но что на днях дети попали в замечательнейший музей Свердловской железной дороги и буквально заболели всем, что связано с поездами :) Он сказал - ну тогда надо обязательно посмотреть, как работает машинист - и пригласил нас всех прямо в кабину :) Мы сначала обалдели, потом стали горячо его благодарить и полезли дружно наверх!
Вот Рухама сидит на месте машиниста, а дяденька ей объяснял, какой рычаг за что отвечает, где путевой журнал и вообще разговаривал с нами :)



И Лейка - там же



Ну как наш заправский юный железнодорожник?



Дядечка нам рассказал массу интересного. В частности, рассказал про девочку-машиниста, которая в тот день работала вместо схалтурившего мальчика, рассказал, что мальчику устроят настоящее разбирательство - потому что хоть их железная дорога и детская, а работа там идет по-взрослому. Рассказал, что вроде как все это "понарошку" и отношение к их работе подчас несерьезное - что уже может случиться на переезде в 2,5 км! - а иногда бывают настоящие происшествия. Рассказал про какого-то пьяного, который на путях валялся, и машинист вовремя среагировал. А как-то повалило дерево прямо на пути - и тоже чуть было дело до беды не дошло.

Потом мы подумали, что дядечку задерживать долго нехорошо, хоть было с ним и жутко интересно, поблагодарили его еще раз и попрощались с ним. Он пошел в здание вокзала, и мы - осматривать состав.

Как я уже написала, называется он "Юный уралец". Раньше это гордое название красовалось на каждом вагоне, и окрас у них был - красный с желтым, позже мы увидим это на архивных фотографиях. Но как раз к сезону 2008 года поезд надел праздничные одежки: каждый вагон оформили цветами фирменных поездов Свердловской железной дороги.

Пойдем по порядку. Первым от локомотива был "Демидовский экспресс". "Демидовский экспресс" - это фирменный поезд СЖД сообщением Свердловск- Петербург, как раз тот, на котором мы приехали из Питера в Свердловск :)



За ним "Ямал" - это фирменный поезд сообщением Новый Уренгой-Москва.



Потом "Кама" - сообщением Пермь - Москва



"Урал" - сообщением Свердловск-Москва, мы на нам ехали из Свердловска в Москву.



И, наконец, "Малахит" - сообщением Нижний Тагил-Москва.



А в следующем посте мы купим билеты на поезд, сядем в вагон "Малахит" и поедем путешествовать :)

железная дорога, Екатеринбург, ДЖД, детские фотографии, лето 2008

Previous post Next post
Up