По вагону шли контролёры. Проверяли билеты и обилечивали безбилетных. За проезд барыги старались уплатить по минимуму, показывая один билет, который передавали по вагону или приносили билеты из соседнего вагона, взятые у своих коллег, которых контролёры уже проверили.
У меня сложилось мнение, что барыги с контролёрами в приятельских отношениях. Но до конца понять механизм расчётов за занятые места я не смогла, поскольку не задавалась такой целью.
На станции «Наумовка» предстояло пройти пограничный и таможенный контроль с российской стороны.
Одна инициативная девушка прошла по вагону и собрала с каждого барыги по 100 рублей, как я поняла, для взятки таможенникам, чтобы те не заметили провозимый товар.
Сначала прошли погранцы, проверили документы и собрали миграционные карточки у граждан Украины.
Затем, на горизонте - в тамбуре, показались таможенники. Инициативная девушка ждала их там...
Я видела как она общается с одним из таможенников, в то время как второй таможенник проследовал в следующий вагон.
Поговорив с инициативной девушкой, таможенник не спеша прошёл по вагону из конца в конец. Опытным взглядом он обшарил весь вагон, оценил обстановку, и прикинул, на какую сумму на сей раз везут контрабанду.
Затем он вернулся в тамбур и продолжил разговор с инициативной девушкой. Я так поняла, что они торговались, иначе бы девушка просто уплатила бы требуемую сумму и всё. А так она что-то бурно доказывала, отчаянно жестикулируя. Наконец они сторговались, и таможенник проследовал дальше, в следующий вагон.
Постояв ещё какое-то время, поезд поехал дальше. На следующей остановке в вагон снова начали грузить какие-то ящики... Их грузили в тамбур, который находился у меня за спиной и для того, чтобы видеть, что там происходит, мне приходилось постоянно оборачиваться. Наконец тамбур был полностью заставлен ящиками, и электричка продолжила движение. Ящиков было столько, что они занимали всё пространство от пола до потолка по обе стороны от прохода, который был специально оставлен, чтобы можно было пройти из вагона в вагон. Проход этот был шириной сантиметров 50, и толстому человеку было непросто протиснуться между ящиками. Входные двери по обе стороны были наглухо забаррикадированы.
Как украинская таможня пропустила этот груз, я не могу сказать, поскольку не видела происходящего у меня за спиной. Но судя по тому, что эти ящики спокойненько доехали до самого Харькова, проблем у перевозивших их с украинской таможней не возникло.
В Казачей Лопани прошли украинские погранцы и проверили документы. Вслед за ними прошли и таможенники...
После их прохода по вагону снова пошла инициативная девушка, с просьбой доплатить по 20 гривен, т.к. товару на сей раз много, и собранных денег не хватило, для уплаты мзды.
Некоторые барыги начали возмущаться, что они везут товара как обычно, поэтому пусть доплачивают те, у кого товару сегодня больше. Вагон зашумел, как разворошенный улик, с каждой стороны посыпались упрёки, взаимные обвинения, но через минуту всё стихло, и требуемая сумма была собрана.
Когда таможенники шли обратно, то барыга, сидевшая напротив меня, демонстративно громко поздоровалась с одним молодым таможенником, панибратски назвав его Димочкой. А вслед ему, так же громко начала объяснять сидевшим поблизости коллегам, чей это сын и рассказывать, что когда она работала воспитательницей в садике, то этот Димочка очень часто уписивался у неё на коленях, а теперь вот человеком стал. И рассказывала это она с таким важным видом, что судя по выражению её лица, рассчитывала только на уважительную реакцию со стороны коллег.
После того как состав продолжил движение, в вагоне началось невероятное. До этого момента, спокойно сидевшие на своих местах барыги, повскакивали как ужаленные и принялись вытаскивать из под лавок спрятанные пакеты и сумки. В этой суматохе я не поняла откуда появились пустые ящики, поскольку тамбур был по-прежнему заставлен, а сложенные ящики уносились именно туда...
Из пакетов и сумок обратно товар перекладывался в ящики. Ящики заклеивались скотчем и тут же уносились молодыми парнями, которые набежали из соседних вагонов.
Женщины, сидевшие напротив меня перекладывали в ящики рыбные консервы, белковую икру (чёрную и красную), «холодный дым», и копчёный сыр (называемый ещё колбасным). Другие барыги упаковывали шоколад, вафельные батончики, селёдку в пластиковых баночках. У каждого был свой товар, на котором он специализировался.
Одновременно с упаковкой товара в ящики, производились расчёты. Барыги передавали друг дружке деньги, говорили, кто кому остался должен и делали пометки в своих записных книжках, тетрадках и блокнотах.
Как я поняла рассчитываться за провезённый товар у них принято только после успешного пересечения границы. То есть пока границу не проехали, товар вроде бы и мой, но заплачу я за него только на украинской территории. Никто не хочет страховать риски партнёров. Каждый сам за себя.
Я не удержалась и достала телефон, включила камеру и начала
снимать. Барыги на меня не обращали внимания, занятые своим делом, а несколько пассажиров, которые были ошарашены происходящим, смотрели на меня с интересом. Наверное они ждали, когда все таки заметят как я снимаю и набьют мне физиономию или испортят телефон. Но к моему счастью никто из барыг так и не обратил на меня внимания.
Почти весь товар был постепенно выгружен на нескольких остановках перед Харьковом, за исключением ящиков в тамбуре. Тамбур так и остался запечатанным, и на конечной станции образовалась приличная пробка из желающих как можно скорее покинуть вагон.
Счастливые и довольные барыги прощались друг с другом, спрашивали кто и когда теперь собирается выходить на работу, поздравляли друг дружку с наступающим международным днём солидарности трудящихся...
Я предполагаю, что эти люди не торгуют на рынках (хотя не исключено, что у кого-то и есть точка на одном из Харьковских рынков), а занимаются исключительно провозом контрабанды на заказ.
Это мелкие контрабандисты, основа низшего звена теневой экономики. Они не воруют, не грабят, а занимаются делом. Взрослые организовывают закупку и реализацию, погрузку и разгрузку, доставку к поезду на нужных станциях, расчёты с таможенниками и наверняка с транспортной милицией. А молодые парни работают как грузчики, за что также получают зарплату.
Меня поразила одна пожилая женщина (её видно на видеозаписи). Она сама таскала тяжёлые ящики, ей никто не помогал. Что заставило её заниматься таким нелёгким трудом? Маленькая пенсия? Желание помочь детям и внукам?...
Я думала, что провоз товара в электричках остался давно в прошлом, в далёких 90-х когда из Украины в Россию везли конфеты, а обратно сигареты.
В Румынию, Польшу и Венгрию возили плоскогубцы, удлинители, кипятильники, дрели, наборы ключей и отвёрток, автомобильные домкраты и прочую мелочёвку. А обратно везли шмотье. Это было время челноков, тяжёлое время...