Недавно мне посчастливилось побывать внутри водонапорной башни. Эта башня находится в Феодосии на пересечении улиц Боевая, Русская, Симферопольское шоссе.
Многие называют эту башню «Белый Бассейн» и связывают ее появление с именем Ивана Константиновича Айвазовского.
Проведя поверхностное исследование, я пришла к следующим выводам:
Я не претендую на историческую точность и не утверждаю, что написанное мною есть истина в последней инстанции, и если кто захочет что-то добавить или возразит мне, я буду только рада. Только принимаются дополнения и возражения с указаниями на исторические документы. Утверждения типа «там стены метровой толщены и по информации полученной от одного авторитетного краеведа и по рассказам людей живущих там» приравниваются к категории Одна Бабка Сказала и не принимаются во внимание.
И так, выводы
1. Водонапорная башня не имеет никакого отношения к Айвазовскому, как собственно и Айвазовский не причастен к появлению этой башни в Феодосии.
2. Название «Белый Бассейн» связано со старым молокозаводом, который находился в этом районе и к водонапорной башне не имеет отношения.
Водонапорная башня сегодня функционирует и используется по своему прямому назначению. Построили эту башню в начале ХХ века, годах в 20-х . На стене башни имеется геодезическая марка (репер):
Если внимательно присмотреться, то на марке читаются цифры 1931. Что это - год закладки репера или высота над уровнем моря?
Поскольку горный хребет Тепе-Оба находится над уровнем моря на высоте примерно 300 метров, то цифры на нивелирной марке высоту точно не обозначают. Остается год закладки или номер геодезического пункта.
Я склоняюсь к тому, что это всё же год закладки репера. Остальной текст читается с трудом, за исключением слова «нивелир».
Вода в башню поступает по чугунным трубам из Кошка-Чокракского источника.
Этот источник находится в трёхстах метрах от трассы Феодосия - Симферополь, если
повернуть на Отважное.
Принадлежит всё это хозяйство Приднепровской железной дороге. И изначально Кошка-Чокракский источник принадлежал управлению железных дорог. И башню строили, по всей видимости, для нужд железной дороги, поскольку в те годы массово использовались паровозы, а для их заправки нужно было много воды.
После того как мне посчастливилось побывать внутри водонапорной башни, я почитала в интернете о водонапорных башнях и обнаружила много интересного. В СССР большинство водонапорных башен были построены в 20-30х годах ХХ столетия непосредственно на железнодорожных станциях, чтобы заправлять водой паровозы. Сейчас большая часть из них не функционирует или находятся в полуразрушенном состоянии.
Но некоторым башням повезло больше других. В водонапорной башне в Киеве находится Музей воды, в Мариуполе в водонапорной башне находится банк, в Виннице - краеведческий музей, в Житомире - кафе. Еще в Украине есть интересные башни в Глухове и Пирятине.
Водонапорные башни за границей являются общественным достоянием и их оберегают.
Из башен, заслуживающих внимание, в Крыму кроме феодосийской водонапорной башни сохранилась башня в Симферополе.
Симферопольская башня является частью архитектурного ансамбля железнодорожного вокзала.
В общем, я пришла к выводу, что красивые водонапорные башни можно смело ставить в один ряд с маяками и мельницами.
Продолжение следует.