В Германии скоро будет новый Президент: Йоахим Гаук. Его выдвижение событие примечательное и привлекает внимание. Кандидата даже окрестили германским
Нельсоном Манделой . Имя номинанта вызвало
бурную реакцию в среде интеллектуалов, и тех, кто ими себя считает. Кто-то его поддерживает, кого-то он
уже раздражает , а есть те, кто категорически отвергают саму возможность появления на одном из высших государственных постов этого 72-летнего борца за права человека и радетеля свобод. Этой разноголосице, наверное, есть причины.
Гаук, выходец из Восточной Германии, еще в молодости выбрал путь служения лютеранской церкви, став ее пастором. В его судьбе и во взглядах
многое переплелось : ненависть к любой тирании, коммунизму и фашизму, но также и к исламскому экстремизму; активная позиция в расследовании деятельности секретной полиции ГДР Штази; вера в торжество свободы; отрицание каких-либо революций и бунтов, политиков, играющих на человеческом чувстве страха, включая страх перед атомной энергией и глобальным потеплением; почти благосклонное отношение к критикам мультикультурализма; даже отрицание «Occupy movement» как «откровенной глупости».
В 2010 году Гаук уже выдвигался Социал-демократической партией Германии в союзе с «зелеными» на пост Президента, но тогда правящая коалиция г-жи Меркель его не поддержала. Сейчас Меркель «за». И с приходом Гаука на пост Президента, впервые оба высших политических поста Германии будут занимать люди, выросшие в ГДР. Так в чем секрет Гаука?
Однажды
сам Гаук назвал себя «лево-либеральным консерватором». Он тяготеет к социал-демократии и как лютеранский пастор является носителем христианских (протестанских) ценностей. Приглядимся к этой «идеологической смеси» внимательнее...
...В 1951 году вышел посмертный сборник статей австрийского экономиста и социолога Йозефа Шумпетера «Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса». Открывает книгу история о Карле Марксе. Шумпетер рассказывает о нем как об учителе, экономисте, социологе, но изначально как о пророке. Он приравнивает теорию Маркса к религии, которая «обещает рай уже при жизни». По мнению Шумпетера «пророчество» Маркса определяется тем временем, когда он создавал свою «систему». «Это была высшая точка самореализации буржуазии и низшая точка буржуазной цивилизации, время механистического материализма, время культурной среды, предававшейся самому пошлому разгулу, в то время как в ее недрах таились зародоши нового искусства и нового образа жизни», - пишет Шумпетер. Далее, размышляя, Шумпетер на разных примерах показывает «буржуазные» корни марксизма, выросшего из буржуазной среды.
А вот русский философ Николай Бердяев в период между двумя революциями 1917 года написал свои несколько статей под общим названием «Духовные основы русской революции». В одной из них он выдвигает созвучный выводам Шумпетера тезис: «Социализм и есть идеал окончательной буржуазности, буржуазности справедливой и повсеместно распределенной, идеал вековечного закрепощения этого мира в буржуазном благоденствии». Этот вывод нам сегодня может показаться совершенно невероятным, противоречащим все нашим нынешним представлениям о социалистической идеологии. Но если мы охватим своим взглядом всю историю развития социал-демократического движения в Европе, мы увидим, как постепенно в нем реализовалось (по словам Шумпетера) стремление рабочего «стать мелким буржуа». Но все-таки «новой Реформации» из рабочего социалистического движения не получилось, хотя, конечно, в исторической роли ему не отказать.
В свое время Шумпетер позволил себе помечтать: «Если бы за определение марксизма взялся богослов, это позволило бы дать гораздо более глубокую характеристику социальной сущности марксизма, чем та, которую может дать экономист». И его мечта сбылась. Русский философ, богослов, священник С.Н.Булгаков в статье «Маркс как религиозный тип» анализирует марксизм с позиций боголова. И вот что он обнаруживает: Маркс был человеком со сложным характером. Он чуть ли не называет его «натурой диктаторского типа». Но главное, по мнению Булгакова, Маркс напрочь отрицает индивидуализм, «он весь поглощен тем, что является общим для всех индивидуальностей», отбрасывает все то, «что остается в личности за вычетом этого неиндивидуального в ней, или с спокойным сердцем приравнивая этот остаток нулю». И главное, что подлежит отрицательной оценки с религиозной точки зрения, как пишет Булгаков, это желание Маркса сделать движение в защиту обездоленных «средством для разрушения святыни в человеке и поставления на место ее самого себя». В этом «темная сторона Марксова духа».
Может быть это вывод дилетанта, но мне кажется, что именно в Германии, где зарождалось современное социал-демократическое движение, марксизм оказался туго «перевязан» с протестантизмом, который восстановил в нем фигуру человека, индивида, буржуа. Созидательный индивидуализм буржуазии во многом был пробужден и укреплен протестантизмом. Как писал Бердяев: «Запад забронирован всей своей религией»...
...Вернемся к Гауку. Его мировозрение должно быть просто пропитано этой сложной смесью религии и материализма, социализма и буржуазности. Ее «гремучесть» даст о себе знать в международных интригах современной Германии, во взаимоотношениях с Евросоюзом. Гаук - уникальный партнер Меркель в ее стремлении укрепить экономическую власть в Европе. Не будем забывать, что современный и влиятельный Социнтерн до сих пор возглавляет Георгиос Папандреу, недавний премьер Греции. А без решения греческой проблемы говорить о полной стабильности в Европе пока преждевременно. Да и с социал-демократами, составляющими вторую по величине фракцию в Европарламенте, пусть лучше ведет переговоры более близкий к ним по идеологии политик.
Важен Гаук для Меркель и во взаимоотношениях с США: он достаточно свободен в своих взглядах и будет шокировать не только своих соплеменников нетривиальными суждениями и выводами. Его вера в свободу будет подкупать и искать в нем союзника борьбы с «недемократическими режимами», а его неприятие всяких запугиваний, протестов, насилия над личностью - усложнять договоренности по ключевым мировым проблемам.
А Россия? Нам нужно быть начеку. Вдумаемся вот в эти слова Николая Бердяева: «Русские по женственной природе своей легко поддаются соблазнам двоящихся образов, соблазнам зла, принявшего обличье добра... Душа народа остается женственной, оторванной от начала мужественного, вечно ожидающей жениха и вечно не того принимающей за своего суженного... Мужественный германский дух совершает насилие над женственной русской душой, злоупотребляя ее болезненной пассивностью и истеричностью. Германизм предполагает быть женихом невестящейся русской земли».
Сегодня некоторые представители нашей интеллигенции, уподобляясь романтическим и женственным особам и упивающиеся возродившимся в них революционным духом,
ждут от Гаука высказываний о «политических событиях в России». И уже соблазнены ими наперед. Но... не обманывает ли сама себя наша мечтательно-истеричная «женщина в белом»?...