Прочел
очередную статью Григория Ревзина , на этот раз в субботнем Ъ-Weekend. А следом и комментарии на сайте издательства. Печальное зрелище. Мне кажется многие из нас настолько впитали культуру интернет-дебатов, что уже не в состоянии вырваться из пут виртуального нигилизма и просто подумать над сказанным или написанным. Вообще виртуальность меняет стиль мышления и рассуждения. Это не сидение за столом или под абажуром на диване и прочитывание бумажных страниц. Это - постояный бой с оппонентом, требующий мгновенной реакции, которая не всегда есть истина... Но я не об интернет-спорах. Я о другом.
Сквозь экскурс в историю культуры Франции революционных 60-х и параллели с нашими днями, которые предлагает автор, лично для меня явственно проступает вопрос о современной культуре. Что это? Кто это? Где это? Автор утверждает в названии статьи: «Должно быть иначе». Но как иначе, и должно ли?
...Каждая эпоха, ознаменовавшаяся мощными социальными движениями во имя свободы, отличается не менее мощным «культурным взрывом». Для примера возьму то, что мне ближе - живопись. Рвущийся на свободу буржуазный дух пропитал многие произведения европейских живописцев 16-17 веков. Точно также дух свободы «смешивывал» краски живописцев и на протяжении всей истории России, на каждом драматическом повороте этой самой истории.
Вспомним один из первых взрывов российского либерального духа - движение декабристов. «Так дальше жить нельзя», - звучало из уст передового дворянства. Современник декабристов русский художник Венецианов создает совершенно уникальные, выбивающиеся из общей академической массы произведения на темы крестьянского, а тогда крепостного быта. Он показывает природную красоту русских рабов, всем своим даром живописца призывая к освобождению этих людей от крепостничества. Кстати, Венецианов добивался этого и в своей общественной жизни.
Во второй половине 19 века в России начинают вызревать новые ростки свободомыслия. На фоне растущего материалистического нигилизма, отголосков (пока отголосков) рабочих движений Европы, нарастающего неприятия крепостничества формируется движение «Передвижников» - реалистов, оглушивших публику пронзительными картинами реальной жизни в России.
Затем, ближе к концу 19-ого и началу 20-ого веков революционные настроения охватывают и Европу, и Россию. По времени эти события совпадают с возникновением новых течений в живописи, то, что часто называют современной живописью и авангардом. Русский авангард стал одним из очагов революции в мировом искусстве. Увы, многие основоположники современной европейской культуры, вынуждены были уехать из России, а судьба оставшихся оказалась незавидной. Но и в сталинские времена, дух свободы не угасал. Посмотрите на лагерные рисунки Бориса Свешникова. Его «фэнтэзи» с замками, рыцарями, утонченными в средневековой стилистике фигурами и мистическими сюжетами прорывается сквозь лагерное безумие ярким лучом свободы.
В 60-е - 70-е годы 20 века в России набирает силу новая волна освобождения духа. На ее гребне оказываются художники-нонконформисты, со своими самодеятельными выставками на ВДНХ, в Измайлово, на Малой Грузинской. Все они сегодня признаны в мире и являются неотъемлемой частью современного мирового искусства, как и их предшественники авангардисты начала века, и «Передвижники» 19-ого столетия.
А что сейчас? Вот этот вопрос, как мне кажется и задает Ревзин...
...Я стараюсь не пропускать выставки современного искусства. Я не могу не замечать, как они меняются из года в год и в чем остаются неизменными. В начале 2000-х годов современное русское искусство было пропитано неким чувством перемен. Было очевидно, что оно связано с фигурой Владимира Путина. Он по-настоящему вдохновлял живописцев. В 2002 году ярмарка Арт-Москва вообще, в моем понимании, была посвящена именно Путину. Он смотрел на посетителей с самых разных по стилю и воплощению художественных полотен. Я прекрасно помню целую комнату-инсталляцию, заполненную ликами Президета. Тогда родился совершенно спонтанный культ Путина. Так было и на других выставках. Так и сейчас. Путин остается безусловно фигурой, привлекающей творцов. Он и есть русский авангард. Это удел незаурядной личности.
А что искусство? Я считаю, что в 2000-е годы произошло раскрепощение русского авангарда. Правда, тон задавали уже известные мастера: Комар и Меламед, Дубосарский и Виноградов, Врубель... Они и сегодня, пожалуй, наиболее прославлены за рубежом. Они и сегодня с нами. Кто-то как Врубель активен в нынешних протестных настроениях, кто-то как Дубосарский стоит в стороне. Все разные, все талантливые, но вряд ли кто-то из них может быть воспринят «новыми оппозицонерами», как носители их «мятежного духа». Да, многие про них и не знают, и не слышали.
Куда более подходит современному нигилизму протестных выступлений «арт-хулиганы» вроде группы «Война». Конечно, и черный квадрат Малевича художникам-академикам начала 20 века тоже казался скорее всего хулиганством. Но он был и идеологичен, и социален. Это была философия, которая разрывала оковы старого искусства, ассоциировавшегося со старым временем. Сегодняшний авнгард не выдает признаков скованного какими-то внешними силами духа свободного творчества и соответственно стремления вырваться из оков. Это самоутверждение, позерство до известной степени, паразитизм на "горячей теме", либо визуализация собственной сексуальной озабоченности и неполноценности.
Попытка выразить протест политическому устройству общества, отнюдь не проявляется в творческом протесте. Протестовать-то нечему! Хочешь инсталлируй, хочешь рисуй, и кого, и что угодно, включая выставление напоказ собственных гениталий. Отсутствие явного скованного духа свободы, вырывающегося посредством живописи, свидетельствует о надуманности политического протеста как такового. И те осколки масскульта, которые вроде как и претендует на роль интеллектуального светоча уличных выступлений, выглядят мелковато. Осколки и есть. Поэтому-то все сводится к флеш-мобу. И это пока единственное, что в состоянии родить истощенный дух «якобы интеллигенции»...