В Дрездене вообще полицейских днем с огнем не сыщешь. Это я даже не знаю, что надо сделать, чтобы привлечь внимание полицейского. У главного вокзала, мимо которого я каждый день езжу на свои курсы, припаркована полицейских машин, но я там никогда никого не видела. При этом китайцев и корейцев в Дрездене полно. Тринадцатого февраля китайцы с улиц исчезли, зато появились появились полицейские. Они съехались со всей Германии (или, может, со всей Саксонии хотя бы) , чтобы нейтрализовать возможные стычки между ультраправыми неонацистами с одной стороны и "левыми" и обычными бюргерами - с другой.
Мне, разумеется, было любопытно посмотреть, как все это происходит.
Хотя у меня и не арийская физиономия, но все-таки и не китайская, так что я надеялась, что нацики, если что, не станут заострять на мне свое внимание.
13 февраля 1945 года Дрезден страшно разбомбили. Сами немцы говорят, что в Германии есть города, которые подверглись еще более страшным разрушениям, но почему-то ультранацисты выбрали именно Дрезден для своих встреч. Несколько лет подряд 13 февраля они съезжаются в Дрезден тоже со всей Германии - набирается несколько тысяч - чтобы промаршировать по городу и таким образом почтить память поверженных в Второй Мировой войне предков. То есть они как бы своим маршем говорят: "Нас уничтожили, но мы этого так не оставим!". Эти марши всегда согласованы с муниципалитетом. Дрезденцы в ответ на это тоже собираются компанией тысяч в десять человек и оцепляют старый город - встают в т. н. Menschenkette, держась за руки, - чтобы не пустить нацистов в центр. Некоторые - как, например, наша немка Андреа - даже ходят на специальные семинары, где учатся правильно вести себя на демонстрациях и забастовках. В газете "Дрезденского технического университета" ректор ТУ открыто призывал всех вставать в цепь и противостоять нацистам. Короче, это огромное событие для города, так что нам даже занятия перенесли на утро, чтобы не подвергать опасности студентов, - потому что нацики должны были прибыть на главный вокзал во второй половине дня. На электронных табло трамвайных остановок крутилась бегущая строка типа "Ввиду демонстраций возможны задержки в работе траспорта. Актуальную информацию уточняйте по телефону....".
Утром я сдавала экзамен - немецкий аналог TOEFL - в Кемнице и вернулась домой после двух дня. Пока то да се, уже пробило шесть вечера (у нас тут неподалеку какая-то колокольня, и часы в прямом смысле слова бьют :)) ), дрезденцы оцепили старый город, но когда мы вышли из дома, цепь уже рассосалась, - оказывается, она стоит только 15 минут. Мы все же решили не возвращаться назад, а поехать в центр поглядеть на народные массы. В трамвае нас сопровождала компания гопников, которые сильно смахивали на нацистов, но потом у нас на глазах примкнули к колонне протестантов. По словам Андреа, профан с первого взгляда не сможет определить, кто же перед ним - нацик или "левый".
Наше новое "социальное окружение" в Дрездене - Майя и Франци, - были в в числе протестующих и поставляли нам актуальную информацию о происходящем. После роспуска "человеческой цепи" народ собрался у Ратуши. Обсуждали, что делать дальше. Главной целью было - не допустить проникновения нацистов в центр. К сожалению, никто не знал, приехали ли нацисты и где они сейчас находятся. Полиция держала эту информацию при себе, а лазутчиков в стане врага, видимо, не было. Так что после бурных обсуждений было решено идти к Главному вокзалу: прошел слух, что нацисты туда вот-вот прибудут или уже прибыли. Протестанты, тусовщики, студенты и праздно шатающиеся заполонили одну из главных улиц и шли к вокзалу, размахивая транспарантами с изображением перечеркнутой свастики. Метров за 500 до вокзала остановились. Прошел новый слух: нацики уже у ратуши. Нужно поворачивать назад. Народ слаженно развернулся и прошел еще метров пятьдесят, когда поступила третья команда: разделиться. Часть демонстрантов должна вернуться к ратуше (вдруг туда все-таки доберутся нацисты?), а часть - все-таки добраться до вокзала и поджидать нацистов там. Дескать, там много полицейских, а полицейские не дураки и знают, где нужно находиться.
Поскольку Франци и Майя уже побывали у ратуши, и обратно им возвращаться не хотелось, мы пошли к вокзалу, где народная толпа остановилась. Нацистов нигде не было видно. Полицейские установили кордон и с флегматичным видом стояли на месте, как вкопанные. Где-то вдалеке кто-то что-то орал, но было не понятно, нацисты это или протестанты.
Мы потолклись в толпе где-то полчаса, а потом замерзли и решили выпить кофе. Вместо кофе мы согрелись коктейлями в заведении с названием типа "Ку-ка-ре-ку", где можно курить прямо в зале, и расстались около десяти вечера. Трамвайные пути были все еще перекрыты, полицейские все еще стояли в кордоне, но протестантов, а тем более нацистов, уже не было видно. Мы возвращались домой пешком (мы живем на самой окраине Дрездена, так что от центра до дома идти почти двадцать пять минут!) по каким-то тихим улицам с виллами, в окнах которых уже не горел свет, и обсуждали, что жить в такой вилле в Дрездене очень, даже, наверное, неплохо.
P.S. Были все-таки нацики в Дрездене или нет - неизвестно. Говорят, что в прошлые годы они были страшно фрустрированы тем, что горожане не пускали их в центр, поэтому их мотивация снова приезжать в Дрезден сильно подтухла.