- Россия - страна, как бы кому не хотелось, многонациональная. Что порождает целый ряд разнообразных проблем. Современная власть пытается преодолеть эти проблемы путем культивации мифа об едином российском народе, неоевразийцы предлагают создать-разбудить славяно-татарский евразийский сверхэтнос… Тем временем народы превращаются в единое мультикультурное месиво потребителей, а национальные конфликты только обостряются…
Мы уже проходили и игры в новую общность - единый советский народ и в русификацию на конфессиональной основе времен Российской Империи.
Есть ли выход из этой Имперской западни? Порой создается впечатление, что главная беда русских национал-патриотов - это наднациональные имперские амбиции, вредящие в немалой степени самим русским. Как Вам видится решение национального вопроса из Поморья? Должен ли Русский народ, как государствообразующий, взять на себя и ответственность за сохранение Традиций коренных национальных меньшинств? Есть ли другие альтернативы?
- «Культивация мифа о едином сверхнароде», «имперская западня» - такое ощущение, что вы наслушались вражеских радиоголосов. Наверное, я виновен сейчас перед вами в том, что, говоря на протяжении всего интервью «мы, русские», употребляя в широком понятии слова «Россия» и «русская культура» имею при этом в виду именно славянский сверхэтнос, то есть в том числе Беларусь и Украину. Я был воспитан в Советском Союзе, государстве, в котором при всей его изначальной идеологической гнили, было много чистого, человеческого, того, что сулило великое будущее славянскому миру в целом, и того, что СССР унаследовал от великой Российской Империи. Разделять сегодня нашу культуру и историю глупо, а подчас даже кощунственно. И для меня нынешние границы между нами до сих пор очень абстрактны, я чувствую себя дома в Беларуси и Украине, знаю, что мне рады, и что также относятся в России к беларусам и украинцам. При этом я ощущаю в сегодняшнем российском обществе явственный ветер перемен с точки зрения национального самосознания - это настоящие качественные изменения менталитета, происходящие на всех уровнях, причем идущие снизу.
Даже в границах России, я не говорю об СНГ, мы можем до бесконечности вспоминать друг другу ошибки и преступления наших предков, разбрасывать взаимные обвинения, - и при этом продолжать делить, разбазаривать, выводить за границу, и т.д. Однако в сегодняшней геополитической ситуации выход только один - созидание и становление государства на принципах братства, чести, морали и человечности. Мы просто должны быть и н ы м и, чем Запад, иначе нам никогда не отстоять в борьбе с ним собственное право оставаться таким, какими мы есть, оставаться Россией.
Я не рискну отвечать на столь глобальный вопрос касательно дальнейших судеб славянских народов в современном мире. Тем не менее, чувствую, что нужна некая идея, которая вновь собрала бы под свой флаг разрозненные некогда братские народы, каковыми я безо всяких оговорок считаю русский, беларусский и украинский, и другие народы. СССР-2, о котором говорят патриоты, если он когда-нибудь возникнет, должен быть другим - более чистым, объединенным общей идеей, а не только общей «трубой».
Мы, слава Богу, все-таки музыканты, а не политики. Одна из наших новых песен будет называться «Империя Правды», в ней мы попытаемся дать ответ на все эти вопросы в доступных нам понятиях и образах.
- У меня складывается впечатление, что неофолк в России наибольшее развитие получил в Калининградской области. Я прав? Как считаете, с чем это связано? Возможно, это память о Европе? Может, неофолк свойственен именно западноевропейскому сознанию? Может, и существование Вашего проекта можно объяснить географическим положением?
Если поморы - новгородцы, т.е. настоящие русские, может, поэтому Вас и тянет в Европу, к европейским формам искусства, тогда как большинство патриотически озабоченных русских ищут себя в Евразиях?
- Говоря о «наибольшем развитии нео-фолка в Кенигсберге», не стоит забывать, что даже если это и так, то выразился этот «разцвет» лишь в существовании группы ROMOWE RIKOITO, выпустившей три альбома и сегодня формально не существующей, и деятельность проекта KRATONG, часть музыки которого также укладывается под определение нео-фолк, ну и в нескольких очень удачных фестивалях и гастрольных концертах западных корифеев жанра.
Если вы считаете, что нас тянет в Европу, для меня это очень грустное утверждение, свидетельство того, что вы, несмотря на потрясающие по своей глубине вопросы этого интервью, все-таки не до конца поняли наши идеи. В двух словах они таковы: Европейская цивилизация и порожденная ей культура мертва, - как организм, потенциально способный хоть к какому-то развитию. В лучшем случае это - искренняя ностальгия по старым временам, помноженная на силу воли и технический прогресс, вещи, исповедуемые любимыми нами QNTAL, GARMARNA, ALLERSEELEN. Наш метод - использование всех формальных достижений, открытий и прозрений Европы (то есть актуальных художественных кодов) при воспевании наших собственных идей и культурных ценностей.
- Знаю, в России распространены мнения о России как своеобразном мистическом центре мира. Стране, которая станет во главе нового крестового похода против мультикультарализма, стране из которой свет мира идет. Откуда это мессианство? Насколько оно оправдано?
Сейчас, например, Корчинский провозглашает подобные идеи относительно Украины. Появляются разговоры о сакральной миссии Беларусского народа и у нас. И звучит все это не менее убедительно… В то же время мыслители Ирана, Греции, Мекcики… да мало ли еще каких государств и народов при желании смогли бы без труда построить такие схемы и относительно своих Отчизн… Вы не находите?
- Прежде всего эта идея исходит от известной, возникшей еще в средние века концепции «Москва-третий Рим, и четвертого не будет», имеющей отношение к сохранению истинной христианской традиции, которая Западом утрачена. То есть здесь мы имеем дело не с некой придумкой кремлевских идеологов, а с историческим фактом духовной преемственности великой традиции. Я абсолютно уверен, что речь здесь идет не о единственно великорусском народе, но именно Российской Империи, славянском союзе - то есть это же самое относится и к Украине, и к Беларуси. Все остальное только дело веры.