Moon Far Away - V

May 18, 2010 20:50




- Ваш альбом «Беловодие» невероятно русский. Это Россия - несусальная, без балалаек и матрешечного пафоса. Вечная. Русь. Русь, которая пребудет. Святая Земля. Во всяком случае именно такие образы возникают при прослушивании. Среди пафосных «патриотических» поделок в стиле «а-ля рюсс» Ваш альбом видится, действительно, колоссом. Вам не обидно смотреть на все эти творческие патриотические потуги? Патриотизм оторванный от земли. Китч, который опошляет действительно великие чувства.

- Главная проблема русского патриотизма сегодня в том, что он у всех разный… Приведу в качестве примера один очень забавный случай. Уже после выхода нашего третьего альбома, на одном из архангельских молодежных арт-фестивалей имел место «анти-мунфаревэевский перформанс» с говорящим названием «Смерть в Мутноводьи», в котором местные «современные художники» устроили публичную порку с отрубанием головы чучелу лидера MOON FAR AWAY! Идеолог акции, местный художник-авангардист, вложил в уста главному ее участнику слова вроде: «Смерть Count Ash’у, позору НАШЕГО ПОМОРСКОГО фолка!» Самое веселое во всем этом, что упомянутый художник, - человек, принадлежащий к некой  национальности, называть которую вслух в современном обществе почему-то не принято - по крайне мере, без риска быть тут же причисленным к разряду чуть ли не фашиста. В общем, тот «перформанс» привел меня в полный восторг, погрел, признаюсь, мое самолюбие и изрядно повеселил публику, - хотя его авторы, кажется, все делали очень серьезно и рассчитывали на другую реакцию аудитории. Но это так, к слову - ведь кто только не учит сейчас русских быть «настоящими» русскими… Сразу вспоминается, как хохотал Михайло Ломоносова в известном фильме, когда его германские коллеги-профессора доказывали ему, что название его родных Холмогор происходит он немецкого слова Голмгардия!

Патриотизм хорош в принципе - даже если человек лишен всякого слуха, но искренне поет гимн своей страны. Или, к примеру, недавний случай, когда русские ребята, участники пикета у памятника Воину-Освободителю в фашистском Таллинне, поющие под дубинками местных копов «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Меня не волнует, насколько стройно они тогда пели, главное - это их чувства. Опять же, говоря о массе псевдо-фолковых подделок, нужно всегда иметь в виду, что и с чем мы сравниваем. Если сопоставить творчество Надежды Кадышевой с по-настоящему мощными, глубинными фолковыми коллективами, вроде РУСИЧИ или даже деревенскими фольклорными кружками - первая, без сомнения, просто профессионал шоу-бизнеса, не более. Но если сравнить ее же с массой безликой российской попсы, в которой нет  в о о б щ е   ничего национального, или подростковым увлечением группами типа LINKIN PARK или MARILYN MANSON, то Кадышева - просто воплощение духовности. Думаю, каждому свое, и любовь к фолку или патриотизм тоже может проявляться по-разному, насколько кому это все вообще доступно. Поэтому расцениваю ваш вопрос как показатель вашего вкуса и еще один комплимент «Беловодию».

Кстати, извините, но балалайка на нашем альбоме все же звучит. Просто она звучит не так как нас приучали последние десятилетия - это не кабацкая «одна палка, три струна», а инструмент огромной эпической силы

- Насколько я помню, поморы - потомки новгородцев. Это так?

- Да.

- В то время как самобытная культура Новгорода растворилась в многоплеменной евразийской Московии, ее рудименты сохранились в Беловодии. Именно здесь сохранилась культура Руси изначальной, такая непохожая на остальные восточнославянские регионы. Я правильно понял? Считаете ли Вы, что культура Поморья столь отлична от других регионов России, и с чем это связываете?

- Вы абсолютно правы. Поморье, скажем, до сих пор - один из регионов, в котором есть шанс отыскать какой-то новый старинный фольклорный текст. Уникальность культуры наших краев следует искать, во-первых, в удаленности от политического центра - новгородцы, уходившие в северные леса, искали не столько пушнины, рыбы и прочих материальных прелестей, сколько настоящей мужицкой вольницы. От царя далеко, земли - сколько угодно, а море - вообще воплощенная личная свобода! Полная параллель с казачеством - менталитет поморских рыбаков, их надежда исключительно на себя, свою семью, дом, лодку и артель очень схожа со строением придонского социума. Кстати, именно в Поморье скрывались, после подавления их средневековых восстаний, многие казаки. Еще одна причина своеобразия Поморья - эта земля вообще не знала ни монгольского нашествия (непроходимые леса и болота сделали свое дело еще на дальних подступах к поморским селениям), ни крепостного права. С другой стороны, Архангельск - первый морской порт России, и поэтому здесь всегда было много иностранцев (в городе до сих пор существует внушительная немецкая диаспора), а значит - зачатки просвещения. Вряд ли Ломоносов был бы возможен в каком-то другом регионе России - даже в том, что он сам сделал свой выбор, не стал наследовать отцовское хозяйство и ушел учиться в Москву, за 1200 километров, очень ярко проявляется именно поморский характер.

- На Вашем сайте прочитал следующее: «ряд ведущих средств массовой информации Архангельска и Община коренного малочисленного народа поморов выдвигают MOON FAR AWAY на соискание премии комитета по культуре администрации Архангельской области в области музыкального искусства за создание альбома «БЕЛОВОДИЕ» и пропаганду традиционного искусства Русского Севера во всем мире.» Получили ли Вы эту премию? Расскажите, пожалуйста, что это за малочисленный народ поморы, насколько развито в Поморье национальное самосознание, существует ли поморское национальное движение?

- Нет, мы не получили эту премию просто потому, что, как оказалось, чтобы участвовать в конкурсе, нужно было быть «профессиональным» коллективом, то есть приписанным к какому-то учреждению культурыJ. MOON FAR AWAY же, как вы понимаете, это чистый миф, в постмодернистском понимании этого слова, - а мифы в ДК не водятся… Поморская община - достаточно интересная организация, хотя я не всегда поддерживаю их начинания. Началось все с того, что на последней всероссийской переписи около 6 тысяч, кажется, человек населения Архангельской области неожиданно назвали своей национальностью «помор». На мой же взгляд, это понятие все-таки куда более социокультурное, чем расовое, то есть во многом связанное с финноугорским и даже чудским элементом, ассимилированным новгородцами, как считают активисты поморской автономии. Лично же для меня поморы - это однозначно часть русского этноса (причем куда более русская, чем население многих других областей России), исторически жившая в определенной изоляции, со своей мифологией, говором, системой понятий, в которой Город - это только Архангельск, Монастырь - прежде всего Соловки, чей кремль имеет форму корабля, плывущего в сторону центральной России, а Море - студеный Гандвик, или Русское море, как ранее называли Белое море. Для всех, интересующихся всем этим, посоветую отыскать интереснейший социо-историко-культурный альманах «Соловецкое море», издаваемый активистами архангельско-соловецко-московского Товарищества Северного Мореходства. Его материалы можно найти в Интернете по адресу www.solovki.info.

Одним словом, однозначной трактовки термина «помор» нет. Тем не менее, такая организация была создана, сейчас она занимается активной пропагандой традиционной поморской культуры, - в частности, организует в Архангельске празднество Поморского Нового года, который отмечается в середине сентября. Очень светлый и оригинальный праздник, на котором мы даже как-то выступали.


империя, идентичность, традиция, поморье, рашка, регионализм, музыка

Previous post Next post
Up