- В новом издании “Lado World” наряду с оригинальным альбомом присутствует бонусный CD с каверами на песни MFA. Зачем Вам нужен был этот диск? Многие исполнители отошли довольно далеко от оригинала, в тех песнях другие образы, другое настроение… Как Вам понравились эти каверы?
- И это тоже MOON FAR AWAY! На мой взгляд, “anti-Lado World” прекрасен. Это как раз та постмодернистская игра, которую мы любим и можем себе позволить, при этом ни на секунду не отходя от внутреннего стержня. Мы словно посмотрели на себя глазами музыкантом из 17-ти различных групп, на сборнике нет каверов, сделанных «для галочки», все они - равноценны оригиналам и являются авторскими переработками. Каждый ремикс или кавер, приходивший к нам во время создания “anti-Lado World”, становился для меня открытием, воспринимался как долгожданный подарок от друзей, некоторых из которых я даже не знал до этого. Одним словом, и тогда, и сейчас этот проект доставлял мне только положительные эмоции.
И еще: скажите, вы знаете российские коллективы, чтобы сделать кавера на которые итальянские и американские музыканты бы специально учились русскому языку?..
- На второй части компиляции «Colours Of Black» вышел новый трек MFA «An Invisible Step Of World Hisory». Композиция представляет собой нехарактерный для группы эксперимент с трубой. Что Вас подтолкнуло к этой работе? Как Вам результат? Планируете ли активно использовать трубу и в дальнейшем творчестве? И еще. Если я правильно понял, эта композиция посвящена «Розе Мира» Даниила Андреева. Неоднозначная книга человека героического склада. Человека, оставшегося верным своему Служению под самыми жестокими вызовами мира. А что значит для Вас эта работа?
- Этот трек родился очень спонтанно, и я сразу понял, что солировать в нем должен живой трубач. Композиция родилась под впечатлением очередного прочтения «Розы Мира» Даниила Андреева, книги, которая неизменно поражает меня своей надмирностью и абсолютной свободой ее автора выражать глубочайшие метафизические прозрения касательно судеб народов, эпох и духовных течений. Этот грандиозный труд оказал на меня совершенно неизгладимое впечатление и во многом сформировал мое восприятие истории и понимание общемировых культурных и социальных процессов. Автор убеждает своего читателя в объективности своих идей, казалось бы, ровным счетом не делая для этого ничего. Он просто описывает свои ощущения от различных слоев бытия, словно документально свидетельствуя остановки в своем долгом и очень напряженном духовном путешествии… Трек получился не слишком типичным для MOON FAR AWAY, поэтому был воспринят слушателями неоднозначно. Кто-то даже сравнивал трагизм композиции с музыкой SOPOR AETERNUS, группы, которую я не слишком люблю. В любом случае, выпадение трэка из концепции нового альбома обусловило его вхождение на компиляцию “Colours Of Black”.
Мне кажется, что «An Invisible Step Of World Hisory» отражает пространства миров Андреева, особый же колорит ей придает сэмпл из старинного русского гимна «Боже, Царя храни!» Если присутствие трубы снова потребуется сверхзадачей какого-то нового трека, конечно, мы вновь используем этот инструмент (как и любой другой в подобной же ситуации).
К слову, Андреев не только удивительный философ и духовидец, но и потрясающий поэт. Мои друзья и единомышленники по увлечению творчеством этого автора, музыканты московского коллектива CAPRICE даже создали по его стихам цикл очень ярких инструментальных композиций.
- Расскажите, пожалуйста, о своем участии в компиляции Игоря Матюнова (журнал «Стигмата») посвященной трагедии Хатыни. Что Вас заставило обратиться к этой теме? Какую композицию Вы туда предоставили?
- Во-первых, я очень уважаю Игоря и считаю его журнал наиболее компетентным и хорошо написанным с точки зрения языка и компетентности издания о индастрил-неофолк-готик сцене на постсоветском пространстве. В этом плане «Стигмата» просто вне конкуренции. Во-вторых, у меня остались самые теплые чувства по отношению к Беларуси и ее людям. Не боюсь говорить «пафосные» вещи - братство наших народов никому не под силу «стереть» или «размагнитить», равно как никогда не должен быть забыт вклад СССР и его народов в победу над фашизмом. У людей на Западе относительно этой войны в голове полная каша - результат соответствующей пропаганды, не имеющий никакого отношения к подлинной истории. Эта подмена - один из самых отвратительных результатов деятельности их pr-науки. Ну а Хатынь для меня - один из символов того грандиозного Жертвенника, на который были возведены наши народы, той цены, которую они заплатили за дальнейшую возможность сыграть свою роль в истории. И мне нравится, что Игорь в буклете сборника говорит о Хатыни правду.
- Расскажите о Вашем сотрудничестве с японским режиссером
Сюсеем Ниси (Shusei Nishi). Что это были за фильмы? Что вы друг в друге нашли? Японская и русская традиции - на первый взгляд не очень близки. Как происходил «межкультурный диалог»? Не возникало ли проблем с пониманием друг друга?
- Мы познакомились с Сюсеем случайно. Через Антона Брежестовского из CAPRICE он услышал музыку MFA, она ему понравилась, и он написал мне письмо на не очень правильном русском, в котором все это и рассказал. Сначала мне эта история показалась не совсем правдоподобной, или даже чьим-то розыгрышем - однако позже все оказалось реальным. Сюсей окончил режиссерский факультет ВГИКа, хорошо изъясняется по-русски - и, я бы сказал, за время своей жизнь в России во многом воспринял нашу культуру, она стала частью его мира. Он снял в России несколько фильмов, очень красивых, философских и практически без текста. И однажды я уже встречал его в Архангельске, куда он приехал в одиночку (1200 километров в незнакомой стране - это достаточно серьезный шаг для любого иностранца) для того, чтобы снять наш очередной концерт и пообщаться. Затем эти кадры вошли в его потрясающий 70-тиминутный фильм
”Kismet” с сюжетами о CAPRICE, удивительном японском ethereal-коллективе JACK OR JIVE, и японской же авангардно-джазовой группе EXIAS J. Этот фильм как бы связал нас всех воедино - мы до сих пор общаемся и с Сюсеем, и с JACK OR JIVE. А EXIAS J позже даже приехали в Архангельск со своим концертом. Такие вот странные и интересные встречи случаются иногда в жизни. Затем Сюсей смонтировал еще один фильм, посвященный уже исключительно MFA - “The Ritual Of White Night”. Надеюсь, что в нынешнем августе мы встретимся с ним снова - на сей раз в Литве.
Несмотря на то, что японский менталитет не похож вообще ни на один другой в мире, общаться с Сюсеем было очень легко и приятно. Он открытый человек, горящий искренним желанием познать чужую культуру, но при этом остающийся стопроцентным носителем своей. При первой встрече с ним мы обменялись несколькими именами - я называл дорогих для меня японцев-творцов, он - русских. Через пол минуты все было прекрасно - мы говорили на одном языке.
- МФА стали известны во многих уголках мира. Интересно, как и где Вас воспринимают? Возможно, ли быть пророком в своем Отечестве? Адекватно ли Вас понимают вне Русского мира или видят в первую очередь экзотику?
- Для меня самого это очень любопытно. Мне уже давно пишут множество людей практически со всего мира, делятся своим восприятием музыки MFA, но, тем не менее, мне сложно понять, каким образом представители различных культур могут настолько понимать друг друга. И все же я думаю, что наше «Беловодие» прежде всего предназначено для русскоязычной публики и людей, разделяющих ценностные и геополитические ориентации моей страны. Другие наши альбомы, безусловно, гораздо более космополитичны. Даже не знаю, существует ли в современном мире еще понятие «экзотика».
- Shadowplay Records - Воронеж, МФА - Архангельск, целая плеяда замечательных неофолковых проектов в Калининграде. Русский неофолк имеет неожиданную географию. Он ковался в провинции. В центрах, далеких от мейнстрима, гламурных и андеграундных тусовок. В местах, где даже ознакомится с западными образчиками этого стиля было весьма проблематично. Как считаете, с чем это связано?
- Не так уж и проблематично было ознакомиться с «западными образчиками». Архангельск - портовый город, в котором издавна существовала очень «продвинутая» тусовка меломанов, через которых можно было достать практически любую музыку. То же самое и Кенигсберг, который по определению является самым западным городом России, а 70 процентов населения никогда не выезжали в другие области нашей страны - а вот за границу - чуть ли не каждый уикэнд.
Не уверен, что стоит выискивать какие-то закономерности возникновения данного стиля именно в упомянутых городах. Все же и ROMOWE RIKOITO, и KRATONG и MOON FAR AWAY - не порождения местной субкультуры, а проекты, прежде всего, очень личные, лишь в третьей степени обусловленные какой-то окружающей реальностью.
Опять же, думаю, вы имеете представление о сегодняшней Москве - это город, привыкший и видевший уже все, что только можно, с диким ритмом жизни и не слишком-то ясными мотивациями людей. Возможно, поэтому в Москве не так уж и много действительно интересных музыкальных коллективов - сложно вырваться из этого ежедневного конвейера, и развернуть сознание в диаметрально противоположном направлении.