- MFA продолжает причислять себя к готической субкультуре. Вы даже любите специально подчеркивать свою «готичность». При этом Ваше понимание готики несравнимо глубже, а во многом и иное по отношению к той поверхностной мишуре, с которой стала ассоциироваться готика, и которая так уродливо набирает популярность на просторах бывшего СССР. Готика выродилась в ту же часть масс-культуры. Все эти новомодные аксессуары, группы, фэн-зины, фестивальчики. Все эти новоиспеченные готы. Разве они не уродливы? Форма довлеет над содержанием. Разве не так? Готическая субкультура стала сосредоточием (а иногда кажется, что и рассадником) уродств. Готика стала отождествляться даже не с черными чулочками, а с педерастическим стилем поведения и сексуальными девиациями… Лично я очень сомневаюсь, что через современную готскую субкультуру человек может приблизится к видению Сакрального в мире или к здоровым традиционным ценностям. Зачем Вы держитесь за это имя? Разве это не мерзко, когда ритуальные MFA идут в одном ряду с сотнями иных, для которых готика - это рваные колготки и «вампирская» эстетика.
- Я не хочу оценивать степень чьей-то педерастичности и уродства. Я просто другой, я делаю свою работу, живу своей жизнью, - мне нет дела до разрисованных мальчиков и лысых девочек. Но это ни в коем случае не презрение и не высокомерие - мы просто почти не пересекаемся, хотя на наших концертах таких людей много, и мы точно так же честно выкладываемся перед ними, как и перед всеми другими слушателями. Более того, я считаю, что ходить в такой раскраске в современных российских городах - это определенная смелость.
Насчет уродства, рассадником которого стала готик-субкультура - я так не думаю. Даже если это и уродство - то предпочитаю его, чем уродство рынков, заводских труб и современного города. Когда я вижу в толпе одинаковых US-ориентированных тинейджеров человека в готических одеждах, мне это доставляет радость просто потому, что он - другой, и он не боится таковым быть в сегодняшнем все усредняющем мире. Да, 90 процентами готик-публики эта субкультура понимается лишь на уровне внешних атрибутов, да, как и в любой другой субкультуре здесь полно позеров - но, во-первых, у них всегда есть шанс повзрослеть или просто вырасти во что-то более развитое, а во-вторых, оставшиеся 10 процентов компенсируют недостатки большинства. У меня много знакомых среди ортодоксальных готов, я нахожу их интересными людьми, мне нравится с ними общаться - что, опять же, не мешает мне самому быть другим. Я вообще думаю, что если человек в свои 16 лет был панком или готом, то гораздо больше шансов, что в 25 он будет развитой личностью, чем если б в своем юношеском возрасте он занимался исключительно учебой и собиранием постеров Джей Ло.
Ну а насчет нашей музыки - она объективно формально имеет своими корнями в том числе и готическую музыку (и очень во многом), находит активный отклик в том числе и среди готов, а я сам слушаю в том числе и готические группы. Почему мы должны от этого открещиваться?
- Вам не кажется, что русская готика, русский даркфолк вторичны? Что готика - это сугубо западноевропейский феномен, а здесь нужны другие формы? Когда я слышу, некоторые русские группы, не могу отделаться от ощущения, что все это наносное. Что ничего местного, ничего от «земли и крови» здесь нет. Лишь механическое перенесение инокультурных символов.
- Мы воспринимаем готику как таковую именно как форму, сформированный несколькими десятками очень талантливых, но и очень разноплановых музыкантов стиль современного музыкального мышления. В эту форму мы пытаемся внести свое содержание, идеи и культурные ценности своего народа, и такой подход мне лично наиболее близок. Переслушав невообразимое количество музыки за свою жизнь я пришел именно к такому ее пониманию - именно на этом «поле экспериментов» я чувствую себя наиболее свободно в плане творчества с одной стороны, и наиболее полно могу выражать свои человеческие взгляды. И я считаю, что наиболее талантливые группы славянского мира - начиная с российских NECRO STELLAR (вы слышали их новый альбом «Белый Покой», посвященный Великой Отечественной войне?), LACKRUSTRE MIRROR и CAPRICE, и заканчивая чехами LAKHA MUSA, венграми ACTUS и THE MOON AND THE NIGHT SPIRIT, выходцами из бывшей Югославии KENOVIA и LAIBACH, и, кстати, пожалуй, беларусским PRAGNAVIT (хотя сложно судить по одному альбому) - идут, осознанно или неосознанно, похожим путем.
- МФА имеет в Российской готической тусовке культовый статус. Как Вы к этому относитесь? Имя работает на Вас или, может быть, мешает восприятию Вашего творчества? Как относитесь к таким проявлениям культовости, как появления в разных странах «своих МФА»? (например, так литовцы окрестили свой замечательный самоценный проект DONIS).
- Ну, насчет DONIS - это сравнение я впервые услышал от своих литовских друзей, и, как мне кажется, это было сказано больше из их желания нам польстить. К тому же сам этот проект достаточно оригинален, да и не так уж похож на MFA даже по звуку… В плане культовости вообще - меня это не слишком касается, моя жизнь в связи с этим почти не изменилась (все-таки хорошо, что есть маскаJ), хотя определенные не слишком приятные для меня вещи, связанные со статусом MFA, все же происходят. У всего есть своя оборотная сторона…
С другой стороны, я чувствую, что благодаря этому статусу я способен чем-то помочь в плане продвижения молодым группам, которые мне нравятся, и это просто здорово.