В начале двадцатого века произошло одно из самых сильных землетрясений в истории Европы. Оно потрясло современников и отразилось во многих художественных произведениях, как то, что характеризует эпоху, как предвестник чего-то страшного и большого.
Александр Блок:
«И дикой сказкой был для вас обвал и Лиссабона и Мессины» (Скифы).
«Безжалостный конец Мессины (стихийных сил не превозмочь)» (Возмездие).
28 декабря 1908 года островной город Италии Мессина был практически разрушен землетрясением и цунами магнитудой 7,5 баллов в Мессинском проливе. Всего пострадало около двадцати населенных пунктов.
Населением Мессины тогда составляло около 150 тыс. человек, по разным оценкам только в этом городе погибло около 60 тыс. человек, т.е. 40 % жителей города. Общее количество погибших по некоторым оценкам достигает 200 тыс. человек, чаще всего называются цифры 70 - 100 тыс.
В момент землетрясения на Сицилии в порту Аугусто находился корабли русского императорского флота. Они пришли на помощь жителям Мессины: вошли в порт и высадились в городе. В Мессину
прибыли корабли Гардемаринского отряда, Балтийского флота «Цесаревич» (командир - П. Я. Любимов), «Слава» (командир - Э. Э. Кетлер) и «Адмирал Макаров» (командир - В. Ф. Пономарёв) и чуть позже «Богатырь» (командир - В. И. Литвинов).
То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Разрушенный
водопровод, полное отсутствие еды и лекарств - такой предстала Мессина перед спасателями. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «…Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении…».
Сирый, С. П. «Трагедия итальянского города Мессины и роль флота в оказании помощи пострадавшим», Российский государственный Архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ)
Почему Мессина нашло отражение в творчестве Блока?
О том, как поэт чувствует дух времени и передает его музыку в своих стихах, он сам написал в предисловии к поэме «Возмездие» в 1919 году:
«…нам, счастливейшим или несчастливейшим детям своего века, приходится помнить всю свою жизнь; все годы наши резко окрашены для нас, и - увы! - забыть их нельзя, - они окрашены слишком неизгладимо, так что каждая цифра кажется написанной кровью; мы и не можем забыть этих цифр; они написаны на наших собственных лицах».
Далее она перечисляет значимые события начала XX в., после чего заключает:
«Все эти факты, казалось бы столь различные, для меня имеют один музыкальный смысл. Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе создают один музыкальный напор.
Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политически и военные мускулы, был ямб. Вероятно, поэтому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой воле на более продолжительное время».