Палермо, Джезу и Каза Професса

Nov 17, 2017 12:19



Существующая церковь была построена в XVII-XVIII вв. У нее самый роскошный барочный интерьер в городе, как и у большинства иезуитских храмов в других городах.
Каза Професса - это прилегающий к церкви иезуитский образовательный центр, открывшийся в XVI в.

Все ближайшие посты будут посвящены сицилийскому барокко в Палермо.



Сегодня мы видим этот интерьер только благодаря масштабной реставрации, завершившейся в 2009 году. Половина центрального нефа с куполом и многими фресками были уничтожены бомбой союзников в 1943 году.

Центральный неф, вид от входа.

1.


Барокко на Сицилии развивалось особенным образом. В первой половине XVII в. местные архитекторы, художники и скульпторы, чаще всего проходившие обучение в Риме, имели достаточно ограниченные возможности для работы на богатом культурным наследием родном острове. Все новое создавалось в строгом соответствии со столичной модой. Примером того периода является фасад Джезу (на первом фото), в общих формах повторяющий фасады римских барочных церквей, в особенности, соборного иезуитского храма Иль Джезу.

Центральный неф и трансепт, вид от алтаря.

2.


Переломным моментом стало чудовищное землетрясение 1693 года, в результате которого погибло до 100 тысяч человек, а значительная часть городов востока Сицилии была уничтожена, в том числе, Катания и другие поселения региона Валь-ди-Ното. Цунами до 8 метров высотой и афтершоки привели к частичному обрушению зданий в Сиракузах, Палермо, Мессине и даже на Мальте.

Именно такое опустошение и потребность в масштабном и быстром восстановлении развязала руки местным архитекторам. Они получили возможность реализовывать свои собственные идеи, развивая тем самым местное ответвление барокко.

Алтарь.

3.


К началу XVIII в. новые архитектурные формы фасадов храмов в восстанавливаемых городах начинают использоваться в гражданском строительстве и в интерьерах. Именно в этот момент перестраивается и главный сицилийский храм иезуитов.

Здесь мы имеем возможность наблюдать практически все характерные особенности сицилийского барокко внутри одного храма.

Вид на боковой неф. Тут и балясины, и пышный растительный орнамент от пола до потолка, и витые колонны, и выпукло/вогнутые плоскости.

4.


Полихромные инкрустации с использованием туфа, мрамора и порфира, вероятно, представляют собой переосмысление норманнского наследия.

5.


Хорошим примером барочного произведения, на мой взгляд, является целостность и гармоничность при общей пышности и насыщенности. Тут с этим полный порядок :)

6.


На всех стенах и почти на каждой колонне присутствует уникальная скульптурная группа. Самый частый мотив - это любимые итальянцами путти. Здесь они особенно пышные, а их количество не поддается никакому счету.

7.


По сути путто - это ренессансно-барочная версия херувима. По сравнению с византийскими образами, имеющими осмысленный и чистый лик (см. Серафима из Св. Софии Константинопольской), путти - это такие беззаботные пупсы, которых чаще ассоциируют с нерелигиозными страстями, чем с премудростью Господа. Но это, скорей, дело личного отношения, понимания и вкуса.

8.





Восстановленный купол.

9.


Один из мраморных барельефов.

10.


Ризница.

10.


Прекрасные резные шкафчики датируются XVI в.

11.


К церкви примыкает Субботний ораторий, он же Ораторий милосердной Богородицы (Oratorio di Santa Maria delle Grazie).

12.


Оратории - чисто католическое явление. Это небольшой зал, предназначенный для служб и собраний какого-то религиозного общества.

В Палермо есть несколько очень интересных ораториев, в декорации которых непосредственное участие принимал скульптор Джакомо Серпотта, а также его родственники и ученики. В последующих постах я расскажу еще о трех таких местах. Этот ораторий украшен работами сына Джакомо - Прокопио Серпотты.

Фреска на своде выполнена Филиппо Рандаццо.

В январе 2017 года архиепископ Палермо разрешил еврейской общине бесплатно использовать Субботний ораторий для богослужений, то есть, в качестве синагоги. Своего рода извинение за изгнание евреев с острова Фердинандом II Арагонским в XV в.

13.


Тут же небольшой музей. Самое интересное - плиточные панно с птичками, животными и травкой. В том же стиле украшены некоторые полы в других ораториях.

14.













Фрески в крипте практически полностью утрачены. Тела из саркофагов, конечно, перезахоронили.

15.


Основную часть Каза Професса в наши дни занимает библиотека.

16.


Клуатр.

17.


18.





Напоследок - кампанила, построенная в XVIII в. над соседним дворцом Маркези. Изначально планировавшиеся колокольные башенки над фасадом церкви так и не были реализованы.

19.


Палермо, Италия, Сицилия

Previous post Next post
Up