Собор Палермо - здание с большой историей. Первый храм появился на этом месте в далеком IV в., а через два века греки построили ему на замену большой собор…
Еще через два века арабы, захватившие Сицилию, превратили собор в мечеть. Прошло еще два века, норманны отбили Сицилию и Никодим Палермский отслужил в прежней мечети литургию латинского обряда.
Здесь короновались все норманнские короли: Рожер II, Вильгельм I и Вильгельм II. Здесь же, вопреки своей воле, погребен Рожер II (он хотел быть похороненным в
соборе Чефалу).
1.
К концу XII в. тогдашний архиепископ Палермо Уолтер Милль перестраивает собор в арабо-норманнском стиле в качестве ответа на строительство нового архиепископского комплекса в
Монреале. От внешнего вида того собора остались прекрасные апсиды с инкрустациями…
2.
… и некоторые другие части восточной части собора.
Здесь короновался последний правящий Отвиль - Танкред. Коронация его сына, несовершеннолетнего Вильгельма III не состоялась, вместо этого он с матерью вынужденно присутствовал на коронации императора Генриха VI Гогенштауфена.
Здесь же похоронен и Генрих VI и его преемник Фридрих II и их жены, обе Констанции.
3.
Дальнейшая история Сицилии - борьба Арагонского и Анжу-Сицилийского домов. В целом, остров перешел под испанское управление. Собор начал перестраиваться. В середине XIV в. построили башни, внешне они напоминают кампанилу
Мартораны.
4.
Тогда же мастером Антонио Гамбара был сооружен западный портал с мозаикой Богородицы.
5.
По проекту того же Антонио Гамбара сооружается пышно украшенный портик.
6.
7.
Также в стиле каталанской готики выдержан западный портал. Оригинальные двери были деревянными. Бронзовые двери с рельефами появились уже в XX в.
8.
Особенно на дверях хорош какой-то епископ с шоколадными девами :)
9.
В западной части собора еще много готических элементов.
10.
11.
12.
Здесь же, с западной стороны - колокольня собора. Она перестроена в неоготическом стиле в XIX в.
13.
Интересно, что она расположена отдельно от собора, а именно поверх архиепископского дворца. Собор и колокольня соединены при этом двумя арками.
14.
В XVI в. изменения собора были связаны с мастерами из семейства Гаджини. В частности, арабо-норманнский интерьер был дополнен мраморным ретабло (
Антонелло Гаджини). Некоторое время спустя площадь у собора была украшена статуями святых и баллюстрадой (работа
Винченцо Гаджини).
15.
16.
Последняя крупная перестройка была выполнена в конце XVIII в. - начале XIX в. Проект флорентийского архитектора
Фердинандо Фуга был довольно прямолинеен: полностью перестроили интерьер, уничтожили мозаики XII в., ретабло Гаджини и многие скульптурные элементы. Интерьер стал классическим и на удивление пустым и холодным. Тогда же пристроили купол с барабаном.
17.
В заключение, вместо безликого интерьера, предлагаю посмотреть еще на несколько деталей снаружи.
18.
19.
20.