Кого учить: всех или "избранных"?

Jul 03, 2015 18:03



Десять лет назад на одном из садовых участков Университета Тэгу был высажен черенок, срезанный с известной на весь мир старой яблони, которая растёт в местечке Вулсторп, расположенном в графстве Линкольншир, на востоке Англии. Яблоня эта если не та самая, то уж точно происходит от той, под сенью которой четыре с половиной века назад Исаак Ньютон вывел закон всемирного тяготения. Конечно, было бы наивно полагать, что потомки этого дерева обладают мистическим свойством открывать всем желающим научные истины - важно то, что каждая из молодых яблонь олицетворяет собой преемственность знания, то есть сохранение и передачу его потомкам.



Естественно, стоя рядом с такой яблоней, волей-неволей начинаешь ощущать и свою ответственность перед грядущими поколениями, и, как следствие, возникает желание что-нибудь им передать. Вопрос только в том, что именно и кому конкретно. Разного рода мистики, например, веками толкуют о некоем истинном знании и о необходимости передачи его избранным - тем, чей интеллектуальный и нравственный уровень позволяет правильно распорядиться этим знанием. Педагоги спорят друг с другом, стоит ли тратить время и силы на обучение тех, кто не интересуется их предметом, и не лучше ли сосредоточить внимание опять же на избранных, то есть умных, способных и любящих науку, а остальных отсеять. Политики рассуждают о разумности порядка, при котором целые народы специализировались бы исключительно на добыче сырья или производстве сельскохозяйственной продукции, а науку и культуру развивали бы группы единомышленников, принадлежащих к мировой элите.

Я же слово "избранный" не переношу на дух, всегда ратовал за образование для всех, а в бытность свою школьным учителем, неустанно "тянул за уши" двоечников, ибо мир наш чрезвычайно хрупок и, похоже, недолговечен - и чем больше людей приобщится к знаниям, тем больше у всех нас шансов на спасение.

Тут кто-нибудь из прочитавших этот текст непременно воскликнет: помилуйте, но зачем же учить той же физике тех, кого она ничуть не интересует? Отвечаю. В 9 классе я решил стать филологом и напрочь забросил точные науки, о чём впоследствии немало жалел: ведь порой слушаешь чей-то разговор или передачу по радио - и будто на иностранном языке. Да и мир понятен лишь отчасти. В общем, ощущаешь себя ребёнком в чужой стране. А главное, все прошедшие со времени окончания школы годы в сознании у меня неотступно, будто таинственное заклинание, звучали два слова: ЗАКОН КЛАПЕЙРОНА. И вот совсем недавно мне мучительно захотелось узнать, что же это за закон. У меня появилась уверенность в том, что если я пойму его суть, мой мир изменится, станет лучше: свежее, разнообразнее, интереснее... Так что, я думаю, моя учительница физики не напрасно тратила время и силы, за что низкий ей поклон.

image Click to view


житейская философия, образование, Южная Корея, музыка

Previous post Next post
Up