Размышление о мышлении. Часть 4

May 14, 2020 13:42


Все чаще ловлю себя на мысли, что сегодня войны перешли из плоскости реальных, происходящих лицом-к-лицу, на полях сражений, в войны информационные. Действительно, так или иначе, получив плоды научно-технического прогресса, все люди оказались в едином информационном поле, где могут читать новости, обмениваться данными, смотреть обзоры. С помощью средств этого единого информационного пространства стало возможным доносить до людей информацию, влиять на формирование их потребностей и точек зрения, по сути, управлять ими, и, соответственно, для завоевания людей уже не нужны меры физического воздействия. В связи с этим разговоры о мышлении становятся тем более актуальными, приобретая особую остроту.

Объявленная пандемия коронавирусной инфекции и разожжённая этим объявлением информационная пропаганда будут иметь катастрофические последствия для человечества. Я не буду касаться темы самой инфекции, поскольку не являюсь специалистом в области медицины или биологии, а статистику каждый из нас может изучить самостоятельно, сравнив, в том числе, со статистикой по другим заболеваниям. Мне скорее хотелось бы вернуться к поднятой ранее проблеме отрыва теоретической стороны жизни человека от чувственно-практической. По сути, степень воздействия, оказываемого информационном пространством на человека, позволяет судить о том, в какой взаимосвязи внутри самого человека находятся теоретическая и чувственно-практическая стороны его жизни. Если человек потребляет какую-либо информацию при условии, что в нём самом теоретическая и чувственно-практические стороны жизни разделены, то эта информация, можно сказать, признаётся a priori, и человек становится зависимым от неё, не подвергая её критическому суждению. Появляется реальная возможность направлять ход его дальнейших рассуждений, формировать отношение к чему бы то ни было, независимо от его собственного мышления.

Мне кажется, что главными последствиями коронавирусной инфекции являются не столько смерти людей в результате заражения данной инфекцией, сколько иное, о чём я попробую сказать далее. Спорить о том, умер человек от коронавирусной инфекции, от пневмонии, ставшей следствием развития заболевания, или от чего-то другого, когда до кучи ему был поставлен диагноз “коронавирусная инфекция” мы не станем, предоставив эту возможность (хотя, хотелось бы, чтобы её не было) разного рода ток-шоу.

Нас по-прежнему волнуют проблемы природы человека как родового существа, сохранения единства человека с сотворившей его природой. Человек как родовое существо ведёт определённую деятельность, наполненную родовым смыслом. При этом происходит процесс его самопознания, и потому эта деятельность, которую он ведёт, является для него потребностью. Без удовлетворения потребности в ведении такой целесообразной деятельности не может быть самопознания в его истинном значении. Целесообразной для человека может быть только та деятельность, которая ведётся в единстве с природой, с семьёй, с народом, то есть она сообразна смыслу жизни человека как родового существа. Удовлетворяя потребность в ведении целесообразной деятельности, человек сберегает природу, создаёт семью, продолжает человеческий род, и делает это по причине осознанного или бессознательного внутреннего признания своей природы как родового существа. Такая потребность не может быть сформирована в человеке откуда-то извне, каким-либо декретом или социальной выплатой. Чувственно познавая мир, человек совершает поступки, осуществляет действия, направленные на сохранение связи между предками и потомками. Его целесообразная деятельность, можно сказать, наполнена любовью к природе, и он скорее старается не препятствовать её естественным процессам. Сохраняя природу, создавшую человека, человек сохраняет самого себя как человека, как родовое существо. Его не нужно мотивировать с помощью экономических средств, например, путём предоставления ему социальной льготы за рождение ребёнка, поскольку потребность в создании семьи, воспитании детей порождена в нём самой целесообразной чувственно-практической деятельностью, а не теоретическими представлениями о качестве жизни. Его жизнь существует независимо от принимаемых мер решения демографических проблем, от смены президентов в руководстве страны и от объявлений о пандемии, поэтому если внутри человека характером его деятельности не сформирована потребность в продолжении рода, сохранении природы, что может быть только через чувственное восприятие мира в единстве с природой и народом, то эти меры не оправдают надежд предпринявших их людей. Политические силы не в состоянии рассматривать человека как родовое существо, ограничивая представление о нём только через призму социально-экономических отношений, то есть представляя его неким безродным среднестатистическим индивидом.

Внутреннее признание своей природы как родового существа делает целесообразную чувственно-практическую деятельность базовой потребностью для человека, определяет, какие потребности нужно удовлетворять в качестве обслуживающих базовую потребность. Разнообразие рождающихся в человеке чувств в процессе такой деятельности служит источником его мыслей, то есть человек начинает мыслить потому, что в результате чувственного восприятия мира внутри него сформированы определённые связи. Независимость мышления от чистого теоретизирования позволяет человек делать собственные выводы, находить ответы на сегодняшние вопросы, исходя из полученного им и его предками чувственного опыта в прошлом.

Продолжая тему последствий пандемии коронавирусной инфекции, я скорее предположу значительный рост смертей в результате сумасшествия, сердечных приступов и прочих болезней, вызванных негативными эмоциональными потрясениями в период жизни во время объявленной пандемии. Потрясения, безусловно, связаны с восприимчивостью людей к доносимой им информации, которая для многих становится путеводной звездой в их поступках и представлениях. Эта теоретическая информация начинает довлеть над человеком и определять его психоэмоциональное состояние, вызывать в нём переживания, имеющие негативные последствия для физического здоровья и внутреннего мира. Сила и скорость, с какими сознание людей потребляет эту информацию, просто не допускают возможности для них остановиться и задуматься, правильно ли они поступают, обоснованы ли их переживания. Если теоретическое знание получено в результате целесообразной чувственно-практической деятельности, то оно не может быть вредным для человека, поскольку сама деятельность соответствует его природе. Способность радоваться колоску в поле, как бы поэтично это не прозвучало - это и есть то чувство, которое рождается в процессе целесообразной чувственно-практической деятельности.

Формирование теоретических знаний не как результат пережитого чувственного опыта, во многом, определяется невозможностью или неспособностью иного формирования, кроме как следования за независимыми от самого человека знаниями. Возможно, так устроено на генном уровне, что тот или иной человек не имеет потребности в целесообразной чувственно-практической деятельности, а потому он познаёт мир иным образом. Нам предстоит понять, почему для кого-то такая деятельность, которая соответствует природе человека как родового существа, является базовой потребностью, а для кого-то базовыми потребностями являются совершенно другие вещи.

Главное последствие пандемии коронавирусной инфекции, к сожалению, я вижу в усилении отрицания природы человека самим человеком и, в целом, глобальным развитием, ещё большем стирании представлений о смысле жизни человека как родового существа. Кто или что стирает эти представления, кому и зачем это нужно, спросите вы. Далее попробуем в этом разобраться. Только в условиях увеличения разрыва между теоретической и чувственно-практической деятельностью, их независимого друг от друга существования внутри человека становится возможной подмена понятий, формирование иных представлений о качестве жизни. Цельность человека заключается в испытываемой им жизненной необходимости вести деятельность, направленную на сбережение народа, сохранение природы, что соответствует его природе как родового существа. Нарушение этой цельности в результате изменения структуры потребностей, а, по сути, характера человеческой жизнедеятельности, проявляется в способности независимого от человека теоретического знания управлять им: человек не имеет потребности в целесообразной чувственно-практической деятельности, а потому не задаётся вопросом, правильно ли принимать на веру ту или иную информацию. Скорее наоборот, он поступает определённым образом с целью удовлетворения потребностей, не являющихся для него базовыми как для родового существа. А значит это уже не тот человек, которого создала природа. Становится возможным завоевать волю человека, что, конечно, человеком не осознаётся. В нём самом теоретические представления сформированы не в результате целесообразного чувственного познания мира, а как бы извне, то есть его познавательная деятельность скорее обслуживает сформированную извне структуру потребностей, то есть является только средством, а не базовой потребностью, а потому она не наделена целесообразностью деятельности человека как родового существа. Изменение целесообразности деятельности для человека свидетельствует об отчуждении им, в первую очередь, от своей человеческой сущности, от своей природы, а значит и от природы, его создавшей.

Отчуждение от своей человеческой сущности означает, что человек отчуждается от другого человека, и перед нами вырастает общество индивидов, в котором кто-то, возможно, даже интуитивно и чувствует необходимость препятствования загрязнению окружающей среды, помощи ближнему своему, но преимущественная деятельность людей в этом обществе свидетельствует об обратном: в отсутствии внутреннего единства с природой и народом человек борется с последствиями экологических катастроф, демографических проблем, не осознавая, что они проистекают, в том числе, из характера его деятельности, из его структуры потребностей. По сути, отчуждение от своей природы переворачивает и структуру потребностей: для человека как для родового существа базовая потребность в целесообразной чувственно-практической деятельности формирует иные потребности, определяемые целесообразностью этой деятельности, а для отчуждённого человека практическая деятельность, утрачивая свою целесообразность, становится средством удовлетворения потребностей, в первую очередь, физиологических (если не есть и не пить, то можно умереть, а, следовательно, это базовая потребность) и далее иных, порождённых этой новой целесообразностью. Физиологические потребности для человека как родового существа являются средством для удовлетворения потребности в ведении целесообразной его природе деятельности, а для отчуждённого человека его деятельность превращается в средство удовлетворения физиологических и прочих потребностей, то есть перестаёт быть потребностью. Человек в обществе индивидов может интуитивно чувствовать, что характер его деятельности не соответствует его человеческой природе, что он что-то безвозвратно утрачивает внутри себя, поэтому он может стремиться к какому-либо творчеству как попытке не утратить свою человеческую сущность, не превратиться в удобного для такого общества биоробота.

Наверное, полная утрата жителями Земли света в глазах как способности мыслить и жить в соответствии со своей родовой сущностью и будет означать конец света, о котором более чем триста лет назад рассуждал И. Кант. Когда разрыв внутреннего единства человека с самим собой станет бесповоротным, когда чувственно-практическая деятельность окончательно оторвётся от теоретической, тогда, наверное, и человек перестанет быть человеком в полном смысле этого слова, и, соответственно, погибнет природа, его создавшая. Даже если в будущем будет изобретён способ создания некоего нового человека, то это будет что-то лабораторное, то есть внеприродное, а если судить по скорости формирования всё новых и новых потребностей в обществе, то это будет и анти-природное, противоречащее всему, что делает человека родовым существом.

Современное глобальное развитие характеризуется стиранием экономических границ между государствами, проникновением информационных технологий в жизнь почти каждого человека. Характер этого развития таков, что он сам способен формировать потребность находиться в едином информационном поле, искать ответы на интересующие вопросы. Встаёт вопрос, чем эта информационная сеть является для человека, средством ознакомления с фактами, возможностью прочтения литературных источников, изучения истории мысли или потребностью в получении знаний, формирующих его поведение, внутреннее ощущение себя в мире. Когда человек начинает рассуждать и принимать решения на основании теоретический сведений, полученных из такого информационного поля, не пропустив их через свой чувственный мир, то, скорее всего, те цели, которые стоят за этими сведениями, будут достигнуты. В человеке могут быть сформированы какие-то новые потребности в товарах и услугах, представление о пользе цифрового образования и бесконтактного получения медицинского обслуживания, может быть изменено его отношение к окружающим людям. Той цельности внутри человека, когда чувственно-практическая деятельность формирует теоретические представления, здесь нет. Жизнь человека в соответствии со своей родовой сущностью позволяет человеку подвергать сомнению любые рождаемые временем теории, потому что эти теории - только продукты эпохи, а жизнь человека как родового существа пока сохраняется на Земле, и она была и до этой эпохи. В своём истинном значении родовая жизнь человека не зависит от специфики той или иной эпохи, даже несмотря на то, что именно деятельность человека определила эту специфику. Если эта специфика противоречит родовой сущности человека, это не означает, что мы утратили понимание проблемы истинного смысла жизни, раз мы ещё можем рассуждать здесь на эти темы.

Для понимания того, кто или что стоит за формированием структуры потребностей человека в развитом современном обществе, не нужно знать имена и фамилии политиков или миллиардеров, представителей мировых элит, владеющих транснациональными корпорациями, управляющих глобальными социально-экономическими системами. Любая личность, какой бы влиятельной она не была, может выступать только в качестве выразителя интересов самого развития, и если она правильно угадала и выразила эти интересы, в результате чего они совпали, то предпринятые ею шаги помогут достичь нужного ей результата. Мир, а тем более глобальный, где всё очень сложно переплетено и взаимозависимо, невозможно перевернуть. Можно только совпасть с тенденциями его развития и совершать действия, соответствующие этим тенденциям, а постороннему уму будет казаться, будто какая-то личность правит всем миром. За созданием и преумножением потребностей, противоречащих природе человека как родового существа, за утратой чувственно-практической деятельностью сообразности природе человека и её превращением в деятельность, являющую средством удовлетворения тех самых преумножающих потребностей, стоит экономика. Именно экономика движет сильными мира сего, когда они стремятся повысить производительность, сэкономить на трудозатратах и просто обогатиться. Они, суть, сами продукты экономики, а могущественная экономика с их помощью усиливает своё глобальное распространение и влияние. Её могущество достигло таких масштабов, что для снижения затрат на производство, человек стал направлять свой потенциал на развитие техники и технологий, на автоматизацию бизнеса, и, таким образом, на снижение доли заработной платы (которая является дорогим фактором производства в экономически развитых странах) в производимом продукте. Развитию экономики не помешали даже национальные границы, которые в какой-то момент времени стали стираться, позволяя становиться этому развитию глобальным, определяющим социально-экономические процессы во многих странах. Сегодня, благодаря достижениям научно-технического прогресса, человек может потреблять товары и услуги, не отходя от компьютера. Разве не это нужно глобальному экономическому обороту товаров и услуг? И то ли ещё будет.

Экономика, по своей сути, противоречит природе человека как родового существа. Этот тезис, безусловно, покажется спорным и нуждается в разъяснении. Нужно сразу определить, что критика экономики и деятельности человека под влиянием развития экономики в противовес целесообразной чувственно-практической деятельности не служит цели возвращения в прошлое, в пещеры или куда-то ещё, если это вдруг вам так покажется. Да и такую глыбу попросту невозможно будет сдвинуть с места, её развитие не удастся повернуть вспять: слишком много механизмов запущено, слишком долго многие нации живут под её воздействием, и в большинстве своём индивиды вроде как испытывают удовлетворение от плодов экономического прогресса. Нашей задачей является определение особенностей развития экономики в связи с природой человека, в связи с тем, как человек ведёт себя в природе под воздействием экономики, и критика экономики, если она необходима, должна быть направлена на определение такого места экономики в жизни людей, чтобы её развитие не мешало человечеству жить в соответствии со своей родовой сущностью. 

народ, потребности, чувственно-практическая деятельность, экономика, природа, жизнь, мышление, род

Previous post Next post
Up