Всего 13 фото
Пантелеймон Целитель как христианский великомученик хорошо известен и издавна почитаем в православной России. Это один из первых святых, к кому обращаются при возникновении болезней и вообще проблем со здоровьем близких и любимых. Его известный иконописный образ на горящем зо́лотом фоне воодушевляет бороться с болезнями и внушает твердую надежду на чудо исцеления. В каждом православном храме есть его иконы. Однажды, находясь в
Троицкой церкви, что в Троицкой слободе в Москве я обратил внимание на особенную икону Пантелеймона Целителя на правом опорном столбе храма. Она привлекла меня своим внутренним искренним торжественным содержанием, сопереживанием принятия и какой-то живой духовной силой. Пантелеймон как будто проникал в само естество и между тобой и этим образом постепенно и устойчиво начинал создаваться чувственный, как бы золотистый контакт соединения в состоянии молитвы или заветной просьбы. Посыл был явный и я решил «по-разбираться» с этой исторической личностью, что меня очень и давно интересовала. Мне всегда хотелось написать о нем, но я никогда не «берусь за перо» без внутреннего посыла, и вот таковой насчет него и проявился наконец.
Просто написать о Пантелеимоне Целителе, переписав то, что выложено в сети я посчитал банальным и малоинтересным. Мало того, общедоступная информация о нем и тех исторических временах, когда Пантелеймон совершал свои чудеса целительства и духовного подвижничества довольно сильно насыщена специфическими богословскими нюансами как превосходного, так и обличительного характера. Некоторые приведенные факты явно не увязываются друг с другом. Авторы описаний делают большей частью акцент на Пантелеймоне как преподобномученике и от нас, в результате, начинает ускользать реальный образ этого отважного, мужественного, талантливого человека, отстаивавшего свои идейные убеждения силой своего духа и абсолютной веры. Мне стало интересно попытаться представить эту личность в его историческом контексте, почувствовать его душевные порывы, узнать о нем как о человеке, что пострадал за свою веру и понять для себя причины и мотивацию такого самопожертвования и всецелого пребывания в Святом Духе, чего нам так не хватает в этой жизни.
Очевидно, во времена становления Христианской церкви, в первые столетия, христиане являлись не просто прихожанами своих церквей, но и несли величайшую убежденность спасения, заблуждающегося в своем «идолопоклонстве» всего человечества. Мало того, реально существовавшие и отправлявшиеся богослужения и ритуалы очевидно явно отличались от нынешних и были реально работающими психотехнологиями. Иначе, без убеждающих примеров преимуществ христианства, не случилось бы такого масштабного охвата человечества в рамках христианства как религиозного движения, не было бы такого количества мучеников, что своим примером определенно изменили существующий Мир.
Пост будет состоять из двух частей - первый - исторический контекст, в котором пребывал Пантелеймон и второй - его мученическая жизнь и смерть, пример которой может воодушевлять и давать нам силы.
Мной не ставится задача исследовать причины христианских гонений или почему христианство одержало победу - речь у нас, все-таки, идет о Пантелеймоне, как человеческой личности и исторической персоналии, а уже потом как о мученике. Однако, причина этих гонений неразрывно связана с судьбой Пантелеймона и читателю возможно будет интересно это узнать.
02.
Храмовая икона Пантелеймона Целителя из Троицкого храма Троицкой церкви в Москве
Для прояснения этой самой причины гонений стоит упомянуть, что,
во-первых, христианство подвергало опасности, издавна существующие так называемые языческие культы в Римской империи. Христиане говорили, что бог един - противопоставляя себя сонму древних и многочисленных богов и, в частности, чрезвычайно распространенному в Римской империи, митраизму, а по большому счету - полновластному распоряжению всею совокупностью жизни римских граждан, в том числе и религиозной. Христиане открыто заявляли о стремление выйти из-под государственного контроля в своих религиозных убеждениях, в своей религиозной жизни, что человек, подчиненный государственной власти в других отношениях, свободен от подчинения этой власти в сфере религиозной. Христианство, по сути, низвергало идеалы древности и римского государства.
Во-вторых, жесткие требования Рима о непреложном исполнении всех религиозных римских обрядов - ceremoniae Romanae, в том числе и в приложении к другим религиям. Удивительно, но, например, малоазийская богиня Кибела определением римского сената была причтена к лику богов Капитолия.
03.
Повсеместно практиковался культ египетской богини Изиды,...
04.
...было чрезвычайно распространено служение персидскому божеству Митре - Богу Солнца, несмотря на то, что культ этот соединялся с обрядами самого эксцентрического свойства.
05.
Даже иудеям, претендовавшим на исключительную святость и своё презрение к Риму, и которых этот самый Рим ненавидел, позволялось отправлять свои ритуалы. Эти культы были национальными. Все завоеванные Римом народы, а их было очень много, не принуждались к принятию господствующего римского культа и не понуждались отрекаться от своих национальных религий. Вводилось поклонения римским цезарям как божествам римского пантеона. Языческая римская власть не видела в христианстве того, что давало бы возможность уравнивать христианство с прочими культами. У христиан не было никакого древнего отечественного культа, как это было в других религиозных обществах. Скорее, христианство являлось революционным отпадением от религии дозволенной, терпимой, нарушением уставов древней религии - иудейской.
В-третьих, все в Римской империи были настроены против христиан, начиная от императора, которому христиане отказывались воздавать почести как божеству, до простых граждан, которым надо было просто объяснить себе причину общественных несчастий, дать повод оправдать тяжелую жизнь и найти виноватого. В этих условиях христианство как чуждая религия, не имеющая национальных корней, могло ожидать для себя только запретов и гонений.
Таков был окружающий контекст, в котором появился на свет новый гражданин Римской империи - Пантолеон - будущий Пантелеймон Целитель. Он родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного горожанина Евсторгия.
06.
Год рождения Пантолеона неизвестен (по некоторым сведениям - 275 год). Его родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей (Пантолеон - «по всему лев»). Его мать, святая Еввула была христианкой в отличие от ее мужа, воспитывала мальчика в своей вере, но умерла достаточно рано. Отец отдал Пантолеона в престижную городскую школу, а затем направил на обучение медицинскому искусству к знаменитому в Никомидии врачу Евфросину. Отличаясь красноречием, хорошим поведением, прилежанием, ответственностью и необыкновенной привлекательной внешностью, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284-305), который даже захотел впоследствии оставить его придворным врачом.
07.
Максимиан. Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий.
Источник Здесь мы остановимся. Во всех источниках, касаемо Пантелеймона, как и многих других христианских мучеников упоминается «император Максимиан». Однако в это время Максимиан не был императором, а по сути - только соправителем императора
Диоклетиана...
08.
Гай Аврелий Валерий Диоклетиан
... и в период с 284 по 305 год Максимиан правил Западом (Италией, Испанией и Галлией) с включением римских земель Африки. Он был послушным орудием воли Диоклетиана и более чем строгим исполнителем указов Диоклетиановых.
Во вверенных ему областях было много христианских мучеников, но речь идет именно о Западе и Африке.
Суровость Максимиана была причиной многих мученических смертей, но эта же суровость послужила для христиан основой к созданию легендарных актов мученических. Таковы, например, были акты мучеников египетского Фиваидского легиона. Находясь в Галлии в местечке Агаунум (сегодняшняя Швейцария) для подавления восстания багаудов (галльских повстанцев из числа крестьян) этот легион численностью 6600 человек отказался по повеления Максимиана приносить жертвы языческим богам перед битвой за что и был полностью уничтожен по личному приказу Максимиана, находившегося там же.
09.
Святой Маврикий был предводителем Фивейского легиона. По средневековой легенде, Маврикий был одним из владельцев Копья Судьбы. "Мученичество Св. Маврикия". Эль Греко. 1580-1582.
Источник И хотя есть свидетельства об этом событии, многие считают, что такого не могло быть, поскольку уничтожить целый легион и притом один из самых доблестных и эффективных в Римской империи Максимиан просто не мог себе позволить. Максимиан также не мог находиться во времена Пантелеимона в Вифинии, но вполне мог стать символом христианских гонений в его бытность соправителя Диоклетиана, что, возможно, и отражается в богословских источниках.
Другими соправителями Диоклетиана были кесари Констанций Хлор и Галерий.
Констанций действовал, по некоторым сведениям, на крайнем Западе, в Британии и Галлии.
10.
Флавий Валерий Констанций (Констанций I Хлор)
Источник В упоминаниях Евсевия, христианского историка, Констанций "… был государь самый добрый и кроткий, он один из современных государей провел все время своего правления достойно своей власти, являл себя правдивейшим и благодетельнейшим ко всем". Он не участвовал в гонениях.
Чего не скажешь о третьем соправителе Диоклетиана - кесаре Галерии (Гай Галерий Валерий Максимиан), его зяте. С 306 до 311 года Галерий - император. Как видим, в его полном имени есть имя Максимиан. Он как раз ревностно поддерживал Диоклетиановы акты гонения на христиан и проявлял к ним небывалую жестокость, а с 306 года, по смерти Констанция, сделался первым августом, верховным императором и с этого времени жил в Никомидии.
11.
Гай Галерий Валерий Максимиан
Как раз ко временам царствования Галерия, должны быть отнесены все рассказы Евсевия о смерти мучеников разных стран Востока, какие у него неопределенно приписываются эпохе Диоклетиана. Именно к этому времени нужно относить следующий замечательный факт, рассказываемый Евсевием, что будет иметь косвенное отношение к судьбе Пантелеймона. "Во Фригии, - повествует он, - воины, окружив целый христианский городок, сожгли его жителей вместе с женами и младенцами. Причина была та, что все жители города поголовно, сам префект и военачальник со всеми должностными людьми и народом исповедали себя христианами и не хотели приносить жертв идолам».
12.
Икона "Никомелийские священномученики"
Впрочем, нужно сказать, что рассказ об этом кровавом случае у Лактанция передается несколько иначе. Он говорит не о сожжении города со всем его народонаселением, а лишь о сожжении церкви в одном местечке во Фригии со всеми собравшимися в нее христианами. Рассказ Лактанция проще и вероятнее, ибо трудно представить себе в это время целый город, сплошь состоящий из христиан. Очевидно это и есть то самое историческое упоминание «о 20 000 христианских мучениках», которые "были сожжены Максимианом" в церкви Никомидии. Но, как мы видим эти события происходили во Фригии (внутренняя область Малой Азии), а не в Никомидии. Именно с одним из спасшихся из этой самой церкви и будет в будущем общаться священноомученик Пантелеймон. Кстати, исторических подтвержденных фактов уничтожение такого количества христиан в Никомидии нигде не существует. Гонение Галерия прекратилось незадолго до его смерти в 311 году.
Но и это еще не все. Остается сказать еще об одном и последнем исполнителе указов Диоклетиановых - Максимине, который избран был Галерием себе в помощники со званием кесаря, после того как Диоклетиан отказался от престола, в 305 году. Впоследствии Максимин стал императором, жил же в качестве кесаря попеременно в разных местах южных стран восточной половины Империи, а в качестве августа и императора - по крайней мере, по смерти Галерия - в Никомидии. Максимин чуть ли не больше правил Востоком, чем сам Галерий. Он был ревностным гонителем христиан почти до самой его смерти в 313 году.
13.
Максимин. Гай Валерий Галерий Максимин Даза
Именно он, по Евсевию, приказал всех христиан поголовно привлекать к принесению жертв; христиан приказано было вносить в списки и вызывать поименно для исполнения обряда языческого жертвоприношения. Тот же Евсевий указывает следующие особенности Максиминова гонения (306-313 гг.): по приказанию Максимина товары, продававшиеся на рынках, должны были окропляемы жертвенными кровавыми возлияниями; даже в баню не иначе можно было войти, как принеся наперед при входе в нее «идольскую» жертву. Евсевий свидетельствует, что гонение Максимина было тяжелее прежнего (т.е. Диоклетианова 303-305 гг.). Что же касается Палестины, то Евсевий в своем сочинении "О Палестинских мучениках" насчитывает во времена Максимина до 74 мучеников, страдания которых им описаны с большей или меньшей подробностью. Лактанций, современник всего гонения Диоклетианова, представляет гонение это жесточайшим и величайшим из всех.
Таким образом, Пантелеймон мог «иметь дело» по большому счету с Галерием или Максимином, находившимися как раз в этих местах в его время. И хотя дата смерти Пантелеймона - 305 год, а Максимин стал императором в 306 году, он вполне мог встретиться с Пантелеймоном и в качестве кесаря, а не императора. Не исключается и тот факт, что возможно в той же Никомидии действительно могли сжечь христианских мучеников в городской церкви, но числом, очевидно, на пару порядков меньше, поэтому этого факта и нет в реальных исторических документах.
В дальнейшем я буду называть человека, кто сыграл в его жизни роковую и определяющую роль просто «императором», чтобы было по-справедливее)
Вот, пожалуй, и все, что хотелось предварительно сказать о тех временах, когда христианство терпело чудовищные гонения. шло на смерть и мучения.
Во второй части мы узнаем о судьбе и смерти священномученика Пантелеймона Целителя. Будет много интересных изображений святого.
Источники:
А.П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. М.: Тип. Волчанинова, 1885; 2-е изд. - 1897; 3-е изд. - СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1904.
Википедия
Заглавное фото - икона священномученика Пантелеймона из Афонского Пантелеймонова монастыря.
Также выражаю благодарность безымянным авторам изображений Пантелеймона Целителя, что я использовал для публикации этого материала как и во второй его части.
© Vladimir d’Ar
Вторая часть