Всего 15 фото
Это вторая часть моего рассказа о Пантелеймоне Целителе - не только искусном врачевателе, но человеке величайшего духа и храбрости, кто презрел смерть своей смертью и дал нам пример истинной веры.
Первая часть. Продолжение. В то время, когда Пантолеон познавал искусство врачевания, в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры (старейшины) Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения «20 тысяч христиан» в Никомидийской церкви в 303 году. Из окна своего уединенного убежища святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона и провидел в нем избранника Божия. Однажды Ермолай пригласил Пантолеона к себе и во время разговора изложил ему основные истины христианской веры.
02.
Икона. Византия. XII век. Греция. Афон. Великая лавра.
Вскоре произошло первое чудо. Однажды Пантолеон увидел укушенного большой ядовитой змеей (ехидной) маленького ребенка, который в муках к этому времени умер. Ехидна находилась по-прежнему рядом с трупом ребенка, свернувшись клубком. Именно в этот момент молясь Богу о спасении умершего ребенка Пантолеон решил, что, если случится чудо - он примет христианство. Чудо произошло - ребенок ожил, а змея была расчленена неведомой силой на части. Пантолеон был чрезвычайно воодушевлен этим фактом, - практически сразу после этого события Ермолай окрестил его с именем Пантелеимон и приобщил его к христианским таинствам. Семь дней он провел после крещения у Ермолая и стал частым его гостем.
03.
Керамика. Византия. X век. США. Балтимор. Музей искуссв Уолтера.
Впоследствии, уже практикуя и став известным врачом, Пантелеймон исцелил неизлечимого другими целителями слепого в присутствии его отца - закоренелого язычника, в результате чего приняли христианство как бывший слепой, так и отец Пантелеймона.
Наставник Пантелеймона - врач Ефросин часто бывал в дворце императора, врачевал его самого и придворных. Пантелемон часто сопровождал Ефросина и был замечен как-то императором как внимательный и талантливый врач. Тогда император расспросив Ефросина о Пантелеймоне, сказал ему, что хотел бы впоследствии видеть Пантелеймона во дворце как личного врача…
04.
Икона. Византия. 1300 г. Греция. Афон. Хидандар.
После смерти отца Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвоздмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. По большому счету, Пантелеймон просто начал лишать местных знахарей хлеба насущного, поскольку слава его как эффективного доктора быстро росла. Это вызывало зависть, и городские врачи начали доносить императору, что Пантелеиймон христианин и даже лечит христианских узников… Очевидно доносы, какое-то время, не принимались всерьез и завистники спровоцировали того самого христианского «слепого» проговориться, что Пантелеймон лечит призыванием Иисуса Христа. Об этом доложили императору и тот захотел выслушать бывшего «слепца» лично.
05.
Фреска. Сербия. XIV век. Косово. Монастырь Высокие Дечаны.
Первый исцеленный Пантелеймоном предстал перед императором и признал, что был исцелен им, когда тот призвал Иисуса Христа. На вопрос, кто его исцелил Иисус или римские боги, бывший «слепец» предложил императору самому решить, кто, - поскольку лечение которое он проходил у традиционных врачей, лечивших от имени Эскулапа привело не к улучшению, а к ухудшению зрения и, что все его деньги ушли к врачам без результата, а только с ухудшением. Император дал ему возможность признать, что его, таки, исцелили римские боги, но христианин настаивал на его исцелении именем Иисуса и позволил себе назвать слепцами римских богов и самого императора, что не видят истины. Император разгневался и приказал убить христианина усекновением его главы. Позже Пантелеймон выкупил тело первого своего пациента и похоронил рядом со своим отцом.
06.
Фреска. Византия. 1164 г. Македония. Нерези. Церковь св. Пантелеимона.
Позже настала очередь Пантелеймона. Император, помня о своем добром отношении к нему сказал, что во многом не верит доносам, и решил получить ответы от самого Пантелеймона лично и сразу упрекнул его в том, что он поносит имя Эскулапа и не уважает римских богов, но готов его простить и принять при дворе, если он тут же принесет жертву римским богам. Пантелеимон, мудро уклонившись от прямого ответа, предложил императору прямо при нем испытать силу римских богов врачевания и Иисуса Христа. Для этого надо было принести тяжело больного безнадежного лежачего и пусть его попробуют вылечить дворцовые врачи, а если у них не получится - это сделает он силой имени Иисуса Христа. Жрецы и врачеватели долго пытались исцелить больного призывая всех греческих и римских богов, но результата не было, чем вызвали у Пантелеймона насмешки над ними. Император, видя, что у эскулапов ничего не получается, предложил Пантелеймону самому исцелить больного. Пантелеймон сотворил молитву Иисусу Христу и взяв больного за руку сказал,
- Во имя Иисуса Христа встань и будь здоров! Больной тут же был исцелен, встал и ушел на своих ногах.
07.
Мозаика. Визания. ХІ век. Греция, монастырь Осиос Лукас.
Жрецы тут же сказали императору, что, если так дело пойдет, власти Рима придет конец, что мы все будем осмеяны христианами. Убей его, скорее!
Впечатленный чудом и озабоченный словами жрецов император, тем ни менее еще раз предложил Пантелеймону принести жертву римским богам, напомнив сколько христианских мучеников было уничтожено римской властью и что он не хочет его мучений и смерти. Пантелеймон ответил, что с радостью примет все мучения и смерть, потому как тогда он совсем скоро окажется в Царствии Небесном и ждет этого с нетерпением и, вообще, считает жизнь пустой, если она не отдана за Христа. Император рассвирепел и приказал тут же перед ним предать мукам Пантелеймона. Его тело рвали железными крючьями и прижигали пламенем свечей. Пантелеймон сотворил молитву Иисусу Христу и ему Иисус явился в виде образа Ермолая сказав, что он с ним. В этот момент все мучители омертвели и прекратили его пытку.
Император был впечатлен и спросил - в чем сила его волшебства? Пантелеймон просто ответил, что его сила в Иисусе. Император тогда сказал, что подвергнет его более тяжким мукам, на, что Пантелеимон ответил, что Иисус просто даст ему гораздо больше сил и император будет посрамлен в результате опять.
08.
Фреска. Сербия. XIV век. Косово. Печский патриарший монастырь.
Церковные источники рассказывают, что Пантелеймона бросили в котел с кипящим оловом, но олово тут же остыло, а мученику не было принесено вреда. Раздосадованный мучитель по навету предстоящих приказал его утопить в море, но и этого не произошло - Пантелеймон сам вышел на берег морской пройдя к нему по поверхности воды подобно Иисусу. Император решил отдать Пантелеймона на растерзание диким зверям, предложив, однако ему поберечь его юность, принести языческие жертвы и спастись. Пантелеймон отказался.
Весь город собрался лицезреть зрелище растерзания смелого целителя-христианина. Однако звери отказались убивать Пантелеймона, они лишь пытались получить от него ласку и вели себя как кроткие детеныши. "Общественность" отреагировала на чудо соответственно и стала провозглашать отпустить Пантелеймона. Император в ярости приказал убить всех зверей, а Пантелемона отправить в темницу. Кстати, трупы зверей не разлагались несколько дней, так что властям пришлось, пряча эти свидетельства от глаз горожан, тайно зарыть тела зверей в землю.
09.
Рельеф. Византия. XI век. США. Балтимор. Музей искуссив Уолтера.
Император приготовил место публичной казни Пантелеймона в виде колеса с металлическими крючьями, разрывающими плоть, и приказал распять мученика на нем. Тут же пыточный механизм был разрушен неведомой силой, но Пантелеимон был совершенно невредим. Император спросил, кто его научил этим чудесам? На что Пантелеймону пришлось ответить, что это пресвитер христианин Ермолай. Император тут же захотел его видеть. Пантелеимон, поняв, что Ермолай тоже умрет, вызвался сам привести его. Ермолай уже был предупрежден в видении, что пришел его смертный час и ждал Пантелеона.
Император, увидев Ермолая спросил, - один ли он в своем служении? Ермолай ответил, что помогают ему служить истинные рабы Христовы, - Ермиппа и Ермократ. Император тут же приказал призвать и их тоже к себе и обвинил в том, что они отвратили Пантелеимона от римских богов. Те ответили, что это Христос призывает к себе человека из тьмы мракобесия и идолопоклонства к свету познания. Император прервал их и предложил им вернуть Пантелеона к римским богам и тогда они будут помилованы и облагодетельствованы.
- Как можем мы это сделать, - с твердостью спросили его святые, - если мы и сами готовимся умереть с ним за Христа Бога нашего?! Ни мы, ни он не отречется от Христа, и тем менее. не принесем жертвы глухим и бездушным идолам.
10.
Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ и усекновение главы священномученика Пантелеймона. Фреска.
Сказав это, они обратили все свои мысли к Богу и стали молиться, возведши глаза свои к небу. И свыше явился им Спаситель и тотчас произошло землетрясение и поколебалась местность та.
- Видите, как боги прогневались на вас, - провозгласил ловко царь, - они колеблют землю!
- Ты правду сказал, - согласились святые, - что из-за ваших богов поколебалась земля, ибо они упали с своих мест наземь и разбились, низверженные силою Бога нашего, прогневавшегося на вас! Когда они так говорили, прибежал к царю вестник из "капища" с известием, что все их идолы пали на землю и рассыпались в прах. Безумный же правитель, видя во всём этом не силу Божию, но волшебство христиан, воскликнул:
- Поистине, если этих волхвов не погубим в самой скорости, то весь город погибнет из-за них.
Он приказал Пантелеимона отвести в темницу, старца же Ермолая и с ним его двух друзей, подвергнув многим истязаниям, осудил на усекновение мечом. Так старец Ермолай, Ермипп и Ермократ совершили свой мученический подвиг.
11.
Икона. Святой Пантелеймон с житием, начало XIII века (единственная житийная икона святого Пантелеимона византийского времени).
Снова предстал перед императором Пантелеймон. Император решил обманом спасти Пантелеймона сказав, что Ермолай, Ермипп и Ермократ принесли идолам жертву и пусть он последует их примеру. Пантелемон сказал, что знает о смерти мучеников и оставался непреклонен, чем вызвал безудержную ярость императора, который приказал его жестоко пытать и отсечь его голову публично, а тело предать огню.
От первого удара мечом, последний погнулся, не навредив Пантелеймону. Воины, отправленные его казнить в ужасе просили их простить и простить им их грехи. В этот момент святому было откровение, в котором Господь объявил, что имя ему теперь Пантелеймон, что на нем теперь благодать миловать всех прибегающих к нему во всяких бедах и горестях и прямо сейчас призывает его к себе на Небеса. Пантелемон дал знак воинам приступать к отсечению его головы, те отказывались, но один согласился это сделать и, в месте отсечения его главы, потекли "кровь и молоко", а дерево - маслина, к которому он был привязан всецело покрылась спелыми плодами. Императору тут же доложили об этих чудесах, и он приказал сжечь дерево и тело мученика. Тело Пантелеймона не сгорело и его похоронили на близлежащей земле философа Адамантия. Эти события были записаны Лаврентием, Вассой и Провианом, служивших при доме мученика, следовавших за ним издали, видевших все его мучения и слышавших голос с неба, бывший к Пантелеймону, они же написали повествование о жизни и мучениях его и передали христианской церкви в память мученика.
12.
Икона. Пантелеймон-Целитель.
Святой Пантелеимон был усечен 27 июля 305 года. В месяцеслове Василия говорится, что истекшие при усечении святого кровь и молоко хранились до X в. и подавали верующим исцеления; об этом говорится и в греческом стишном прологе XII в. Память святом Пантелеймона издревле особенно чтилась на Востоке. Церкви, во имя его построенные в Севастии армянской и в Константинополе, относятся к IV в. Мощи его перенесены были в Царьград, оттуда большая часть перенесена в Париж в Сен-Дени, а глава якобы в Лион в 802 г., но русский паломник Антоний в 1200 г. видел главу его в Софии в Царьграде, а по свидетельству Стефана Новгородца (1350 г.) в XIV в. мощи св. Пантелеимона почивали во Влахернской церкви в Царьграде.
Часть мощей мученика находится ныне в Афонском Пантелеимоновом монастыре.
14.
Мощи священномученика - глава святого Пантелеймона .
Источник14.
Икона. Пантелеймон-Целитель.
Проникая в этот исторический контекст поражаешься безудержной вере первых христианских мучеников, их самоотверженности, отваге, храбрости и правде, которую они нисколько не боялись высказать сильным мира сего. Надо отдать должное и «императору» - он до последнего не хотел убивать Пантелеймона и давал ему бесчисленное количество возможностей "спасти свою жизнь". Но если бы все те люди - потенциальные мученики, спасали свои жизни по римскому сценарию, то тогда мы бы ничего не знали ни о Пантелеймоне Целителе, ни о бесчисленном количестве христианских мучеников, благодаря которым появилась, укрепилась и восторжествовала по всему миру христианская вера. Пантелеймон предстает перед нами как человек твердо следующий своим принципам, правде и принятым личным убеждениям, ценностям и отстаивающим их в своем поведении. Хороший пример быть честным не только с миром, но и с самим собой. Возможно в те времена происходило нечто, что мы не можем сейчас понять и принять на уровне сознания. Возможно, тот Святой Дух, что передавал Иисус своим первым ученикам при инициациях как раз и творил те самые чудеса, который с истинной верой передавался в таинствах от настоящего посвященному к посвященному. И кто знает, возможно те истории, которые нам кажутся сказками и невозможными, действительно происходили!? Я склонен этому верить!15.
Икона. Пантелеймон-Целитель.
Источники:
А.П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. М.: Тип. Волчанинова, 1885; 2-е изд. - 1897; 3-е изд. - СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1904.
Полное Житие Великомученика и Целителя Пантелеймона.Википедия
Также выражаю благодарность безымянным авторам изображений Пантелеймона Целителя, что я использовал для публикации этого материала.
© Vladimir d’Ar
Первая часть