Всего 33 фото
Это продолжение моего рассказа о бывшем Богоявленском монастыре в Китай-городе...
Часть 1. Во второй части мы осмотрим уцелевшие архитектурные памятники Богоявленского монастыря, немного остановимся на результатах археологических раскопок под храмом, побываем в подклете храма и уделим некоторое внимание практически уничтоженному некрополю Храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря...
Продолжение. После революции в 1919 году монастырь закрыли, насельников изгнали, но церковная жизнь еще теплилась в нем, так как его собор и Спасскую церковь в колокольне обратили в приходские. В 1922 году из обители увезли пуды серебра, а спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. Здание его не раз переходило от одних новых хозяев к другим. Нижний храм сначала отдали под мучной склад, потом Метрострою, потом под цех металлообработки. На верхний претендовал Украинский клуб, но в итоге его отдали под общежитие студентов Горной академии, а потом предприятию «Гипронииполиграф».
Святые алтари, иконы, старинные надгробия, купол с крестом - все было порушено и осквернено, а часть наиболее ценных предметов раздали музеям. Пристройки и перестройки обезобразили здание, каменные стены треснули от дождя и снега, на кровле начали расти деревца. Собор еще больше пострадал в 1941 году, когда рядом упал сбитый фашистский бомбардировщик и взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма. После войны на монастырской территории построили административное здание для НКВД. Все храмы, стены, башни и ворота Богоявленского монастыря были снесены советской властью, к настоящему времени уцелел лишь Богоявленский собор, игуменский и братский корпуса. Храм был передан Государственному русскому хору им. А.В. Свешникова, и в нем устроили репетиционный и концертный залы. В 1980-х годах началась медленная реставрация с одновременными археологическими раскопками в Храме Богоявления.
Апсида храма Богоявления Господня
02.
Верующим храм вернули в 1991 году. Для первых богослужений подготовили придел святителя Алексия - с него и началось воссоздание храма при реставрации, что было воспринято как очень добрый знак.
03.
Началось медленное, кропотливое восстановление святыни, причем исправлялось и то, что было повреждено еще при Наполеоне. В верхнем храме восстановили резной, с позолотой, многоярусный иконостас, лепнину, росписи и белоснежные скульптуры петровского времени. Очень необычны царские врата: они сделаны в виде креста. В его центре - канонический образ Благовещения, а на концах креста изображены апостолы-евангелисты. Верхний храм - просторный, светлый, сияющий позолотой - освящен Святейшим Патриархом Алексием II в 1998 году.
Вот такая вот история. Давайте же, не спеша осмотрим всё то, что осталось в Богоявленском монастыре после "революционных пожаров" и бушевавших здесь человеческих страстей.
04.
Храм Богоявления качественно отреставрирован, необычайно красив, возышен и вызывает множество восторженных чувств.
05.
06.
07.
Братский корпус Богоявленского монастыря. Корпуса сохраняющиеся сейчас, выстроены в основном во второй половине XIX в, часть их - в XVIII веке.
08.
Игуменский корпус Богоявленского монастыря (XVIII-XIX вв.). Если точнее - здание построено между 1296 и 1304 гг., затем перестроено в 1879-80-х гг.
09.
Подойдем поближе... Подробных сведений об этом здании практически нигде нет, так, что комментировать кроме собственных ощущений мне нечего. Удивительно сходные у меня впечатления по этим самым ощущениям
с Главным домом Московского Патририаршего подворья Свято-Троице Сергиевой Лавры - необычайно легкое умиртворение и покой... Время как-будто останавливается здесь!...
10.
11.
Северная часть Братского корпуса. Находится напротив западного крыла игуменского корпуса.
12.
Колокольня Богоявленского храма
13.
14.
Возможно ли, что это чудом сохранившийся источник у братского корпуса!? Мне на сегодня это не известно.
15.
16.
Сейчас мы обходим Богоявленский храм с юга. Здесь еще сохранились плиты некоторых пристенных надгробий в стенах и нишах фасада храма.
17.
18.
19.
20.
Как мы помним, некрополь Богоявленского собора был очень престижным. Подобные пристенные плиты устанавливались как в нижнем Казанском храме Богоявленской церкви, так и на внешних стенах её фасадов. Такие пристенные надгробия обычно по традиции дублируют (в качестве почетных памятных плит) реальные надгробные памятники, находящиеся, к примеру, уже в Нижнем Казанском храме на уровне земли и те захоронения, что возможно были в подклете на уровне фундамента храма.
21.
22.
23.
Как мне объяснили, в северной части апсиды, рядом с приделом святителя Алексия, вмурована белокаменная плита, являющаяся надгробной плитой местно значимого святого, какого - сведений у меня пока нет.
24.
25.
Сейчас мы отправимся бережно исследовать подклет Богоявленского храма...
26.
По времени, до построения существующей церкви, археологами выявлено два некрополя - некрополь первого деревянного храма монастыря и некрополь первого каменного храма. Причем первый каменный храм был построен уже на другом месте и с другой ориентировкой, нежели деревянный. Деревянный храм находился ближе к Богоявленскому переулку на северо-восток. Первые захоронения в этом месте начались в середине XIII века. Некрополь изначально был престижным, поскольку уже в этом культурном слое найдено большое количество белокаменных орнаментированных плит и их фрагментов.
Комплексные археологические работы проводились в четырех зонах раскопок - под четвериком, апсидой, трапезной и под колокольней. Мы сейчас окажемся в подклете под трапезной. Вы все увидите "вживую".
Аксонометрия раскопа - трапезная. Вид с юго-востока.
27.
После проведенных археологических работ уже практически ничего из реальных захоронений в натуре здесь не осталось. А остались некоторые надгробные плиты, их фрагменты и пустые белокаменные саркофаги специфической формы. Основную массу белокаменных "ископаемых" артефактов вывезли в Музей Щусева и они находятся там подвалах в неразобранном состоянии до сих пор.
На переднем плане - столб-основание "новой" церкви 1690-х годов.
28.
В подклете под трапезной выполнен современный достаточно качественный капитальный ремонт. Этим двум надгробным плитам (на фото ниже) здесь выделено особое возвышение в подклете храма с лестницей. Поскольку я довольно таки спонтанно оказался в этом святом месте, сфотографировать по-случаю удалось только то, что вы видите, да и то - камерой смартфона, - снять эти две плиты поближе не удалось. По-моему, насколько я помню, это надгробные плиты то ли Юсуповых, то ли Голицыных. Помню, что смог мельком прочитать воинское звание генерала-... На своем ли они месте - непонятно. Похоже, что эти надгробные плиты расположены на месте еще одной старой лестницы, что вела когда-то в подклет.
Справа - встроенная в старый кирпичный фундамент - печь.
29.
Это так называемые антропоидные саркофаги, как в духе западных, так и русских средневековых гробниц с "плечами" и полукруглым выступом в изголовье. Явно угадывается дань стилю древнеегипетских саркофагов. Таких саркофагов и их обломков в процессе археологических раскопок под храмом и вокруг него было найдено достаточно много, особенно в зоне "под колокольней". Саркофаги этой формы начали использовать примерно с XV века.
30.
Кстати, "саркофаги" - первоначально название известкового камня особой породы, который, по словам Плиния, добывался близ Ассоса, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока дней уничтожать без остатка заключенное в нем тело…
За саркофагами на дальнем плане можно рассмотреть старые фундаменты первой каменной церкви Богоявления и ее кирпичные основания (пилоны), и стенную нишу, в том числе. Справа от ниши - восточная стена подклета, слева и ниже - фундамент печи. Здесь соседствуют два старых фундамента - белокаменный и кирпичный.
31.
Однако, выйдем на свет Божий... Хорошо-то как здесь!)
32.
Ну, вот, пожалуй и все, что хотелось рассказать о Богоявленском монастыре как древнейшей иноческой обители Старой Москвы...
33.
Этот материал - моя скромная попытка взглянуть на историю Богоявленского монастыря и Храма Богоявления Господня с позиций независимого исследователя.
До новых встреч на необъятных просторах Старой Москвы!
Еще одно замечание. Фото были сняты c применением умеренного широкоугольного объектива-фикса Carl Zeiss Loxia 2/35 в порядке его тестирования для обзора. Именно этим фактом и объясняется отсутствие в этом материале привычных широкоугольных ракурсов объектов съемки, на 16 мм, скажем. Заодно можно и поразмышлять - достаточно ли для всеобъемлющей съемки архитектуры фокусного расстояния в 35 мм, которое считается универсальным городским по определению среди большинства фотографов.
Источники:
Беляев. Л.А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.
КудрявцевМ.П. . МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
Лебедева. Е.БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия».. Портал "Православие.Ru". 18.01.2008
© Vladimir d’Ar
Первая часть