Дом Васильчикова - Воздвиженка, 13, или Москва, которой уж нет

Dec 15, 2022 09:00





Всего 22 фото Дом Васильчикова. 1907-1910 годы

Этого дома нет на карте Москвы. Сейчас там непритязательный городской сквер на Воздвиженке. Однако этот земельный участок, что выходит на Арбатскую площадь был весьма ценным. Более того, даже в советское время этот сквер считался значимым и был огорожен примечательной оградой в стиле сталинского ампира. Вы можете заметить, разглядывая заглавное фото, что дом этот был примечательным и в архитектурном отношении. Что же произошло; когда этот дом исчез с карты Москвы? Достаточно сказать, что он не был целенаправленно снесен и превратился в призрак согласно тяжелым и роковым обстоятельствам. Ну, в общем, давайте, разберемся со всем этим.



В 1777 году камер-юнкер Василий Семёнович Васильчиков (1743-1808) строит здесь свой дом. Для людей XVIII века имя хозяина говорило о многом. Это был брат одного из фаворитов императрицы Екатерины II, Александра Семёновича Васильчикова (1746-1813). Как говорили современники, он был самый бескорыстный, самый любезный и самый скромный из этих самых фаворитов, многим помогал и никому не вредил. Или просто был приличным человеком, современным языком говоря.



02. Хотевский план Москвы. 1852 год. Красным контуром выделен земельный участок дома Васильчикова

Василий Семёнович Васильчиков был женат на дочери гетмана Украины Анне Кирилловне Разумовской (1754-1826). Анна Кирилловна была своеобразным, глубоко верующим человеком. В 1797 году она, к этому времени мать уже пятерых детей, оставила своё состояние мужу и ушла в монастырь, получив при постриге имя Агния. Поступок, не совсем характерный для представителей высшего света того времени.



03. Нижний Кисловский переулок - вид на дом Васильчикова (на втором плане чуть правее от центра кадра). 1913 год. Слева на фото строения усадьбы Шаховского

В ХIХ веке у дома были уже другие хозяева. Здание перестраивалось, но, несмотря на перестройки, сохраняло характер классической обработки фасадов. Неизменной оставалась и угловая колоннада в четверть окружности со спаренными ионическими колоннами. Это первая по времени угловая колоннада на Воздвиженке. Вторая сохраняется до сих пор на доме Шереметевых, на углу с Романовым переулком. Она чуть моложе Васильчиковской и построена на рубеже XVIII - ХIХ столетий.



04. Улица Коминтерна (Воздвиженка). 1926-1930 годы

Но не только архитектурой был известен этот дом. Во второй половине XIX века он принадлежал баронессе Черкасовой. 1 сентября 1866 года здесь, в арендованном здании, открылась Московская Консерватория. На следующий день после торжественной церемонии начались занятия.



05. Вид дома Васильчикова (слева в кадре) из дома Моссельпрома. 1926 год

В числе педагогов был и сам основатель Консерватории - Н.Г. Рубинштейн. Теорию преподавали П.И. Чайковский и Н. Д. Кашкин, фортепиано - Иосиф Венявский, класс скрипки - Фердинанд Лауб и Людвиг Минкус. Вокал вела певица Большого театра А.Д. Александрова-Кочетова.



06. Дом Васильчикова (справа) - вид с Арбатской площади. 1930-1933 годы

П.И. Чайковский и Н.Г. Рубинштейн жили в этом же доме. Можно представить себе, сколько лучших представителей русской культуры бывало или училось здесь.



07. Дом Васильчикова и будущий "Художественный" справа. Выставка Автодора. 1931 год

В 1871 году хозяйка здания решила увеличить арендную плату почти в два раза. Консерватории это было не под силу. К тому же количество студентов росло, помещения становились тесными.



08. Улица Коминтерна (Воздвиженка). Справа дом Васильчикова. 1934 год

Выход был найден. Для Консерватории купили дом княгини Дашковой на Большой Никитской, 13. Там и была построена новая Консерватория.



09. Фасад дома Васильчикова со стороны Арбатской площади. 1936-1941 года

в 1894-м в этом здании состоялось первое публичное выступление Владимира Ульянова (Ленина) в дискуссии с народником Василием Воронцовым



10. Фасад дома Васильчикова со стороны улицы Коминтерна (Воздвиженка). 1930-1941 года

В июле 1941 года, во время одного из налётов фашистской авиации, дом на Воздвиженке сильно пострадал от прямого попадания бомбы. Восстанавливать здание не стали, развалины были разобраны.



11. Развалины дома Васильчикова. 1941 год. Скорее всего это вид со двора



12. План Москвы 1937 года с привязкой. Красным контуром выделен земельный участок дома Васильчикова. Ограда 1944 года уже на плане обозначена.

В 1944 году на пустыре, оставшемся от дома, был насажен сквер с кустами и газонами, но без дорожек. Оформление сквера завершала ограда архитектора Г.И. Луцкого.



13. Улица Калинина. Справа участок бывшего дома Васильчикова с оградой Г.И. Лицкого. 1944-1945 года

Можно сказать, что ограда Арбатского сквера была не просто очередным элементом городского благоустройства. Это был памятник прекрасному погибшему дому, памятник разбомблённой колыбели Консерватории, зданию, помнившему Чайковского, Рубинштейна и многих других деятелей искусства. Независимо от того, какое значение вкладывали в сооружение ограды её авторы, она воспринималась как мемориал, напоминающий о погибших в войну московских домах.



14. Ограда архитектора Г.И. Луцкого. 1948 год

В сентябре 2013 года, к Дню города, московскими властями было обновлено несколько скверов. Среди них - этот небольшой сквер на Воздвиженке. Он начинается у западного выхода из станции метро Арбатская (Арбатско-Покровской линии) и заканчивается рядом с фасадом кинотеатра Художественный. Восточной стороной сквер выходит на Арбатскую площадь, поэтому с момента создания его называли Арбатский сквер. Он всегда был недоступен, не было в сквере ни дорожек, ни лавочек, ни даже входа за ограду. Был только газон с декоративными кустами.



15. Ограда архитектора Г.И. Луцкого. Композиционная деталь литья. 1944 год

Решётка состояла из вертикальных металлических «копий» с острыми наконечниками. Копья соединялись внизу простым горизонтальным металлическим бруском, а в верхней части полосой ажурного чугунного орнамента. На древках копий, в центре каждого звена решётки, помещалась классическая композиция из круга со звездой, от которого в стороны расходился сложный растительный орнамент. Казалось, что такая ограда могла бы стоять по границе богатой усадьбы эпохи классицизма и только очевидная советская символика выдавала время её создания - середину ХХ века.

Ограда Арбатского сквера выполняла важную функцию, она обозначала красную линию Воздвиженки, завершала ансамбль улицы при выходе на Арбатскую площадь и, кроме того, продолжала сложившуюся на Воздвиженке систему художественных оград. Старинные ограды конца ХIХ - начала ХХ века сохранились напротив, на другой стороне улицы, во владениях 14 (дом Варвары Морозовой) и 16 (дом Арсения Морозова).



16. Старая секция ограда Г.И. Луцкого (слева) и новая безликая секция ограды (справа). 2012 год

К сожалению, московские власти последних лет не воспринимали ограду как произведение искусства, памятник истории или тем более объект культурного наследия. Её часто красили, доведя толщину красочного слоя до нескольких миллиметров. Толстые слои асфальта накрыли почти весь цоколь. Белокаменные пилоны были покрыты слоями краски, камень начал разрушаться. Чугунные бутоны в завершениях пилонов наконец исчезли, украшения решётки со временем стали нуждаться в ремонте, а ремонта или тем более реставрации всё не производили.

В 2012 году вместо реставрации или ремонта ограду архитектора Луцкого начали постепенно сносить и ставить вместо неё простую решётку значительной высоты с примитивным рисунком и без пилонов (см. фото 16 выше). Замена ограды была прекращена, скорее всего, тогда, когда стало ясно, что сквер будет реконструирован. Во время обновления сквера остатки ограды были уничтожены.



17. Воздвиженка. Справа сквер на месте дома Васильчикова

Уничтожение ограды Г. И. Луцкого повлекло за собой несколько негативных для города последствий. Первое, градостроительное. Сейчас Арбатский сквер ограничен низким парапетом, который не может, в отличие от старой ограды, зрительно фиксировать красную линию Воздвиженки. От этого выход Воздвиженки на Арбатскую площадь потерял определённость и чёткость. Арбатская площадь, сегодня и так плохо организованная архитектурно, стала ещё более аморфной.



18. Арбатская площадь. Воздвиженка, "Художественный"

Второе, историческое. Ограда сохраняла живую память о погибшем в войну ценном доме. Теперь память о нём осталась только в воспоминаниях, документах, фотографиях. Для москвичей - это большая потеря, для города, претендующего на привлечение туристов, - огромная потеря. Москва стала вновь культурно и духовно беднее.



19. Воздвиженка. Часть сквера на месте бывшего дома Васильчикова

Третье, архитектурное. Ограда была прекрасным образцом советского классицизма. У неё были хорошо прорисованные и исполненные детали, она была украшением как улицы, так и площади. Это была авторская работа профессионала, архитектора Г.И. Луцкого.



20. Воздвиженка. Часть сквера на месте бывшего дома Васильчикова. Проход между сквером и к/т "Художественный" к ст. метро Арбатская

На одном из вариантов электронного опорного плана Москвы ограда Арбатского сквера показана как ценный градоформирующий объект (ЦГФО). То же самое можно было прочесть и в реестре Департамента культурного наследия. Там ограда была датирована концом 1950-х годов. Мосгорнаследие не смогло даже привести правильную датировку ограды и определить её ценность. Когда же ограда перестала быть ценным градоформирующим объектом? А может быть, она и не лишалась этого статуса, просто о нём предпочли умышленно не вспоминать? Сегодня статус ЦГФО фактически защитой не является. Мосгорнаследие в своих письмах - ответах на запросы говорит, что ЦГФО - не его компетенция, охраной этих объектов департамент не занимается. То есть их не охраняет никто.



21. Историко-культурный опорный план. Синим контуром (центр кадра) выделена ограда Г.И. Луцкого

Представитель Архнадзора Александр Фролов задает вопрос, почему ограда Арбатского сквера не была отмечена как памятник, то есть как объект культурного наследия не охранялся? Почему Департамент культурного наследия не поставил её на охрану, а только присвоил статус ЦГФО? Должно ли Мосгорнаследие само инициировать постановку на охрану очевидных памятников или нет? Ответов на эти вопросы нет.



22. Сквер на месте бывшего дома Васильчикова

Не так уж и давно на месте этого исторического места еще стояли многочисленные палатки и павильоны перестроечного периода. Но сейчас мы можем уже рассмотреть это место и вообразить ту самую Старую Москву, которой уж больше нет. А что еще остаётся?

Источники:

Вострышев М. Вся Москва от А до Я: энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2011.

Иллюстрированный путеводитель по Москве. - М.: Добровольский, 1912.

Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. - М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007.

Сытин П.В. Из истории московских улиц. - М.: Московский рабочий, 1957.

Фролов А. Воздвиженка. Конец ограды. Архнадзор. 13 декабря 2013. Фото в статье Натальи Самовер и Александра Фролова.

Путеводитель по улице Воздвиженка

Зайти ко мне на Проза.ру

Или на мой сайт

© Vladimir d’Ar, 2022

дом васильчикова, история москвы, москва которой нет, москва, улицы москвы, воздвиженка, город

Previous post Next post
Up