Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке

Dec 09, 2022 09:00





Всего 27 фото

Об этом удивительном здании на Воздвиженке писать как легко, так и тяжело. Наверное, это самый удивительный и экзотичный московский замок. Наши собратья по перу в сети, ублажая поисковых роботов хлесткими и завлекательными эпитетами, часто называют его «домом дурака». Это только показывает, что заботит их не желание вникнуть в суть вещей, а получить сетевые «плюшки». Да, конечно, строгая матушка Арсения Варвара Морозова в старообрядческих традициях очевидно в чьем-то присутствии съязвила насчет отказа сына следовать её классическим архитектурным идеям, которые она сама воплотила в свой смежный с этим особняком дом работы Клейна. Возможно Арсений просто хотел следовать своему пути и своим же представлениям о прекрасном и о том, как новый дом внешне должен выражать его самого, порывы творческой и вольной души. А еще наверняка, как водится, диктат матери встретил яростное сопротивление уже взрослого сына, который отстаивал себя и свою жизнь именно таким образом. И вот, находясь в такой протестной психологической компенсации, одарил нас всех этим шедевром архитектурной мысли и эмоций на Воздвиженке. Однако лучше нам двигаться с самого начала.

Все мои фото кликабельны



Изначально еще в XVIII веке весь квартал между Воздвиженкой, Нижним и Большим Кисловскими переулками занимала большая усадьба дворян Матюшкиных, родственников Романовых еще по царице Евдокии Лукьяновне. Впоследствии земля начала делиться на отдельные участки.

Ранее на месте дома № 16 размещался конный цирк. И до 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Маркуса Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота и духота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом выше году был куда страшнее: деревянное здание сгорело фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось. Освободившийся около дома Варвары Морозовой участок был ей и приобретен. Это земельное владение стало подарком младшему сыну Арсению на его 25-ти летие.



02. Карта Москвы и адресный справочник "Вся Москва" с указанием полицейских и крепостных номеров владений. 1901-1904 годы. Красным контуром выделен земельный участок особняка Арсения Морозова, справа смежный участок Варвары Морозовой, его матери

Правильнее понять мысли и чувства Арсения Морозова можно лишь разобравшись, кто он и чем жил.

Арсений Абрамович Морозов (1873-1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову.

Морозовы - старообрядческий род купцов и крупных промышленников России. Список богатейших предпринимателей России (1914), составленный журналом Форбс, помещает их на пятую позицию.

Мать Арсения, Варвара Алексеевна, - дочь известного купца Алексея Ивановича Хлудова.

Как уверяет молва, младший сын Морозовой Арсений, побывав в гостях у брата, и заявил, что поручит создать для него на Воздвиженке самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно что потом будет... Мой же дом будет стоять вечно!». Эти слова и стали тем началом жизни дома на Воздвиженке, 16.



03. Воздвиженка. 1901 год

« ... - В каком стиле будем строить? - спросил в то время архитектор Виктор Мазырин своего приятеля Арсения, которому и было предложено реализовать амбициозный проект. - Можно в классическом, романском, барокко...

- Строй во всех! - пафосно тогда ответил Арсений. - У меня денег на все стили хватит...».

Чтобы создать «самый необычный дом в Москве», вдохновленные заказчик и Виктор Мазырин отправились в длительное путешествие - Париж, Мадрид, Лиссабон… В московской тусовке того времени Мазарин был известен своей любовью к эзотерике. Он верил в переселение душ, практиковал разные обряды и медитации, а себя считал реинкарнацией некоего египтянина, построившего пирамиды в Гизе. Впрочем, до революции в столицах это всё было чрезвычайно распространено среди российской аристократии.

В поисках творческих идей путешественники приехали в португальский город Синтру - места, воспетые еще Байроном. Фантастически дивная природа и... замок Palacio Nacional da Pena на скале, построенный в стиле мануэлино. Витые колонны, причудливый орнамент…



04. Palacio Nacional da Pena. Фото из свободных источников в сети

Это было мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Поиски Арсения и мистика-архитектора были закончены. Виктор сделал зарисовки и через год был готов проработанный во всех деталях проект, который казался просто «сумасшедшим» для классической купеческой Москвы того времени. И в 1897 году семилетняя дочь Мазырина Лида заложила первый камень в основание будущего дома - и работа закипела.



05. Дом Арсения Морозова на Воздвиженке. 1905-1906 годы. Открытка

Казалось, для Мазырина не существовало препятствий. Замок в Синтре увит гроздьями винограда? В Москве вместо живого винограда появился белокаменный орнамент. В общем, неограниченный бюджет сыграл решающую роль в свободе реализации образа мистического замка мечты.

В 1899 году строительство было окончено. На Воздвиженке появился дом, пройти мимо которого было невозможно. Лев Толстой в романе «Воскресение» напишет: «На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом. - Вон какой домина занесли, - сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим...»



06. Дом Арсения Морозова на Воздвиженке. 1908-1914 годы

Дом был принят московской публикой в штыки. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Ничего нет нового под солнцем, и тогда, точно также, как сейчас в сети, проявлялись банальная зависть, ожесточение, и на поверхности было лишь видно со стороны, что личной свободы у комментаторов все же не было...

Говорят, что и Варваре Алексеевне дом не понравился, якобы она сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Эта расхожая фраза щедро гуляет в сети, но у меня такое впечатление, что это просто чей-то завистливый фейк в печатных изданиях, современным языком говоря)



07. Дом Арсения Морозова на Воздвиженке. 1907-1914 годы

Впрочем, сам Арсений на слухи никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные попойки. Собирать такие тусовки удавалось без труда - двоюродный дядя хозяина дома, заядлый театрал Савва Морозов, приводил к племяннику московский бомонд и разных известных людей, в том числе и Максима Горького.



08. Дом Арсения Морозова на Воздвиженке. Дореволюционное фото

Давайте, рассмотрим дом Арсения Морозова внимательней



09. Дом Арсения Морозова на Воздвиженке



10. Дом Арсения Морозова на Воздвиженке - западный фасад



11. Дом Арсения Морозова на Воздвиженке - балкон



12. Окно во двор, Боковой фасада справа

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него



13. Дом Арсения Морозова на Воздвиженке

Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде «ракушек» (гребешок - символ паломничества в храм Святого Иакова в Испании) на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит.



14. Портал парадного входа



15. Архитектурные детали портала парадного входа



16. Грифон внутри объема портала

В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами.



17. Архитектурные детали портала парадного входа - "витая колонна"

Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.



18. Архитектурные детали фасадных башен дворца

Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле. Над особняком был устроен небольшой висячий сад.



19. Архитектурные детали фасадных башен дворца - балкон



20. Архитектурные детали фасадных башен дворца - балкон



21. Архитектурные детали фасадных башен дворца - балкон и верхняя часть входного портала

Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, - выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе.



22. Фасад с Воздвиженки



23. Архитектурные детали восточного бокового фасада дворца

Арсений увлекался вдобавок мистическими науками. На доме был даже выточен узел из канатов - талисман благополучия и долголетия. Но с долголетием не вышло. Однажды в пьяной компании Арсений горделиво поспорил, что прострелит себе ногу и не закричит от боли, и тем докажет, что человеческая сила воли безгранична. Выстрелил, не закричал, спор выиграл да и продолжил выпивать. Кровь между тем скопилась в сапоге, произошло заражение, и в скором времени Арсений скончался.



24. Архитектурные детали восточного бокового фасада дворца

Чуть позже выяснилось, что все свое имущество (четыре миллиона плюс особняк) Морозов-младший завещал не бывшей жене и дочери, а любовнице.

Жена наняла местных купеческих адвокатов и подала в суд, ссылаясь на то, что Арсений был не в себе. Газеты старательно описывали происходящее: «в коммерческих кругах говорят об иске в несколько миллионов рублей, вчиняемой супругой покойного г-жой Федоровой к некоей г-же Коншиной, явившейся неожиданной наследницей великолепного дворца в мавританском стиле на Воздвиженке и 4-миллионного состояния покойного». В итоге ей удалось отсудить часть денег, но особняк так и остался у любовницы.



25. Интерьер особняка Арсения Морозова на Воздвиженке. Фото из свободных источников в сети

Вступив во владение домом Н.А. Коншина тут же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву - сыну А.И. Манташева. После Октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. При театре в доме жили поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В начале 1920-х годов с пролеткультовцами сотрудничал Сергей Эйзенштейн, поставивший в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.

В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941-1945 годах - службы посольства Великобритании и редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет - посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами» (ССОД); особняк получил название Дом дружбы с народами зарубежных стран или, в обиходе, Дом дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.



26. Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке

В 1995 году по личной просьбе внука архитектора Ивана Андриановича Шапошникова скульптор Игорь Замедянский создал мемориальную доску в честь В.А. Мазырина.

В 2003 году Управление делами Президента РФ начало переоснащение, реконструкцию и реставрацию здания. Дом приёмов Правительства Российской Федерации - таково нынешнее официальное название особняка - открылся в январе 2006 года и предназначался для проведения различных официальных мероприятий, связанных с председательством России в течение года в «Большой восьмёрке». В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма «Галерея Идей». В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам-реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию.



28. Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке

Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций

Источники:

Савинова Е.Н. Виктор Мазырин: Портрет зодчего на фоне времени. - ИП Забозлаев А.Ю., 2013.

Белый город. Макаревич Г.В., Альтшуллер Б.Г., Балдин В.И., Богданов В.В., Давид Л.А., Добровольская Э.Д. и др.. - М.: Искусство, 1989.

Мезенцева Ю. Дом Арсения Морозова. Портал Узнай Москву

Муховецкая Л. Морозовы. Династия меценатов. - Рипол Классик, 2015.

Путеводитель по улице Воздвиженка

Зайти ко мне на Проза.ру

Или на мой сайт

© Vladimir d’Ar, 2022

история, дом арсения морозова, архитектура, москва, улицы москвы, воздвиженка, город

Previous post Next post
Up