Всего 15 фото
В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» - такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм - это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был “обновлен”, т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе - на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, “обновлением” поруганной святыни.
С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а Воскресенский храм построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность - в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху - пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!». Воскресение Словущее - это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.
Этот небольшой храм в Брюсовом переулке относится к таким церквям, которые несут в мир одно удивительное свойство - в них особенно ярко и одновременно смиренно проявляется тихий истинный свет, божественная любовь. Обычно подобные храмы обладают неосознаваемой разумом, но ощущаемые душой, как говорят, «намоленностью», когда ты входишь в храм и чувствуешь, что он «живой» и тихо приветливо говорит с тобой. Это к примеру
Церковь Вознесения Господня «Малое Вознесение» на Большой Никитской,
Церковь Феодора Студита у Никитских ворот и другие. В больших храмах это свойство проявляется не так ярко, впрочем это мои личные субъективные ощущения. Добавим в мой список к вышеупомянутым храмам (этой статьей) и этот храм Воскресения Словущего, что на Успенском вражке.
Первое упоминание о Воскресенском храме в этом месте датируется 1548 годом. Первоначальный деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова (в просторечии именовавшийся церковью Воскресения Словущего «что на Успенском вражке») показан на Петровом плане Москвы, вычерченном в 1596-1598 годах.
Откровенно говоря, используя текстовые источники, найти с детальной точностью на Петровском плане церковь Воскресения Словущего мне так и не удалось, поэтому и не прикладываю соответствующего фрагмента карты. А вышло-таки найти самое раннее визуальное отображение церкви только на карте Мейерберга 1661 года (церковь выделена красным контуром).
02.
В исторической же литературе в качестве даты сооружения каменного храма Воскресения Словущего порой ошибочно указывался 1629 год. Это произошло вследствие неправильного прочтения летописной заметки о построении храма: «Построена каменна по сгорении 1629 апреля в 10 день деревянной». Эта дата на самом деле указывает дату пожара. Строительство храма должно было начаться скорее всего сразу же после пожара - возможно, летом 1629 года.
03.
Церковь находится в Брюсовом переулке недалеко от Тверской улицы, для ориентира - вот эти два помпезных жилых сталинских дома - Тверская улица, дома № 9 и № 11); Брюсов переулок начинается между этими зданиями - поворачиваем в арку направо
Документы показывают, что строительство каменного храма было завершено к 1634 году, так как именно под этим годом сохранилась архивная запись, сообщающая о прошении к патриарху Иоасафу I священника храма отца Матфея благословить освящение двух престолов: «142 года (то есть 7142/1634) июля 4 запечатана Благословенная грамота по челобитью с вражка Успенского попа Матвея на два престола».
04.
С Тверской выходим в Брюсов переулок через этот внушительный портик с шестью массивными колоннами и несколько минут идем по нему в сторону Большой Никитской
В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Это урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
В XVII веке некоторые храмы были не только приходскими, но и как бы монастырскими: когда в документах встречается добавление к названию храма «на монастыре» - это следует понимать в том смысле, что около приходского храма строились две-три кельи, и в них селились несколько человек, чаще всего престарелых, иногда даже не обязательно монашествующих. Подобную приписку «на монастыре» употребляет Переписная книга Москвы за 1638 год и в отношении храма: «на Воскресении же на монастыри… келья, живут старицы нищие».
05.
С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память состоявшейся в день памяти этого святого (14/27 июня) встречи царём Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века (по другим сведениям, вследствие Московского пожара 1812 года разобран в 1818 году). При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, южный Покровский придел которого, освященный в 1705 году, переосвятили в Елисеевский. Другой престол Елисеевского храма в честь мученика Иустина Философа (в день его памяти 1/14 июня 1619 года будущий патриарх Филарет был освобожден из польского плена) также был перенесен в северный придел Воскресенской церкви, позднее (видимо, на рубеже 1860-х и 1870-х годов) переосвященный в честь святителя Николая Чудотворца.
06.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. 1881 год. Фото Николая Найденова.
В 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня. Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. Первоначальная трапезная-притвор, как и обычная для таких храмов шатровая колокольня, не сохранились. Они были разобраны после пожара 1812 года, а на их месте в 1818-1820 годах построены новая трапезная и колокольня в классическом стиле. В 1897 году круглый верхний ярус колокольни был заменен прямоугольным в плане ярусом, сочетающем элементы барокко с чертами московского ампира по проекту архитектора Александра Мейснера.
XX и XXI века
В 1930-х годах, в безбожную эпоху, храм не закрывали (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты. В годы гонений в храм были перенесены многие святыни из окрестных закрытых и разрушенных церквей.
07.
Росписи купола четверика церкви
В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме проводились реставрационные работы. В 2018-2019 годах осуществлена комплексная научная реставрация стенописи алтаря и четверика, в ходе которой раскрыта из-под многослойных записей и приведена к экспозиционному виду наиболее ранняя сохранившаяся авторская живопись 1820-1854 годов.
08.
Сорри, за нерезкий кадр)
В 2019 году завершен первый этап реставрации фасадов храма, включающий в себя ремонт белокаменного основания колокольни, её стен, лепного декора, металлических элементов и купола с крестом.09.
Немного об архитектуре храма
Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) - типично для «уличанской» церкви (новгородский храм XIV века) и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - все архитектурные детали его убранства.
10.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 годах. Четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами. Реставраторами сделано раскрытие старой (белокаменной) стены на южной стене храма.
11.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870-1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы приделов относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.12.
К редким московским святыням храма относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (находится с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного) (на фото выше и ниже).
13.
Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского из храма Воскресения Словущего
Ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского (на фото выше) находится в центре большой иконы с левой и правой сторон которой расположены частицы мощей других святых. Икона чудотворная. С ней связано много удивительных историй. Вот одна из них. Как то раз одна работница храма пришла помолиться перед иконой св. Спиридона. Неожиданно во время молитвы плотно закрытый (и находящийся под стеклом) ковчег с мощами святого сам собою отворился. На чудо сбежались посмотреть все молящиеся. Позвали батюшку и спросили, что с этим делать? Батюшка сказал, пусть тот, кто открыл дверцу, её и закроет. Каково же было всеобщее удивление, когда та же самая работница храма помолилась ещё раз, и дверца закрылась.
14.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы - Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актёры и режиссёры. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссёра и актёра Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Максакову и многих других деятелей культуры и искусства, во многом благодаря которым в тяжёлое для Церкви советское время храм не был закрыт.
В храме неоднократно проводились отпевания известных артистов, композиторов и художников. При храме действуют детская и взрослая воскресные школы, киноклуб, добровольческая служба помощи, вещевой склад, проводятся занятия по православному вероучению и богослужению, истории Церкви; встречи молодежи, концерты, лекции и выставки.15.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке со стороны Елисеевского переулка
Источники:
История Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Портал pravenc.ru.
Маков Г. Храм Воскресения Словущего «на Успенском Вражке» в Москве. Журнал Московской патриархии. - 1980. № 2.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. М., 1994. - Т. 2.
Официальный сайт храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Святыни храма. Портал vslov.ru.
Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1958.
Церковь Воскресения Словущего, что на Успенском вражке. Портал temples.ru.
Интерьеры церкви сняты фотокамерой смартфона
© Vladimir d’Ar, 2020