Церковь Вознесения Господня «Малое Вознесение» на Большой Никитской

Jul 14, 2020 14:24



Всего 48 фото

Храм в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице (с начала тридцатых годов XIX в. именуемый также «Малым Вознесением» в отличие от вновь построенного «Большого Вознесения» за Никитскими воротами), впервые упоминается в московских летописях под 7056/1548 годом. Со второй половины XIV века здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск, и храм, предположительно, возник как центр находившейся здесь слободы новгородцев и устюжан. Каменная церковь была построена  царем Федором Иоанновичем «на месте древней» в память его коронования в день праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. О начальном периоде истории храма в рукописи Александровского, хранящейся в ГИМе, говорится: «Возможно, церковь была перенесена во время расширения Кремля в 1492 г. с Красной площади. Благословенная грамота на нынешнее каменное здание выдана 10 июня 1634 г. Южный предел Прокопия и Иоанна Устюжских около 1680 г. впервые упомянут в списке 1690 г. вместе с Никольским». Видимо, тогда и был построен существующий ныне каменный южный придел, посвященный удивительному святому Северной Руси - прав. Прокопию, Христа ради юродивому Устюжскому чудотворцу...

Храмы как люди, все очень разные, ощущения и чувства от каждого несхожи. Один чуть более грустен, другой пытается что-то сказать, третий мудро молчит в размышлении и т.п. Этот же храм для меня особенно важен в этом смысле. Он очень теплый, родной, его энергетика чрезвычайно благостна и смиренна. Храм как будто улыбается как с известной фотографии белгородского старца Серафима (Тяпочкина). Хоть я и не бывал на службах в этом трогательном и излучающим приятие храме, но всегда ощущал его живую мудрую силу, как будто посещал его множество раз, получал безусловную поддержку и ту самую божественную любовь. Давно кстати хотел рассказать о нем, но смущало отсутствие у меня фото материала внутренних пространств церкви по понятным причинам (обычно в храмах запрещают фотосъемку). А снять именно в этой церкви давно очень хотелось, но все никак не получалось и именно само собой. Однако в прошлом году мне посчастливилось легко получить разрешение на съемку внутри и вот теперь, правда уже год спустя, могу наконец опубликовать этот интересный материал.


XVI вв.

В 1548 г. Вознесенский храм впервые упоминается в летописи в связи с побегом в Литву от царя Иоанна Грозного князей Михаилы Глинского и Турантай-Пронского и поимкой первого из них князем Петром Шуйским «на посаде во дворе у Вознесения, у хорошия колокольницы за Неглинною на Никитской улице 11 ноября» (см. Карамзин, ИГР, Прим. 191 к VIII т.).

В 1584 году была отстроена каменная церковь царем Феодором Иоанновичем в память его коронования в день Вознесения Господня. Именно в этом районе старой Москвы жили бояре Романовы, из рода которых происходила мать царя Феодора Иоанновича - царица Анастасия Романова, первая супруга Иоанна Грозного. Брат царицы Анастасии - Никита Романович Захарьин жил неподалеку от Вознесенской церкви и в 1582 г. выстроил по соседству со своим двором Никитский монастырь в честь своего небесного покровителя св. вмч. Никиты. Когда сын Никиты Романовича - патриарх Филарет возвратился из польского плена, то в честь этого события им был выстроен храм Воскресения Словущего неподалеку от отчего дома - совсем недалеко от Вознесенской церкви (Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке - в нынешнем Брюсовом переулке).02.


Таким образом, не вызывает удивления сообщение А.Ф. Малиновского, что во времена патриаршества Филарета, храм Вознесения Господня на Никитской улице являлся его домовой церковью. Таким образом, храм Вознесения Господня стал свидетелем духовной преемственности двух царских династий через последнего царя из Дома Рюрика - Федора Иоанновича, и через патриарха Филарета, отца первого царя из Дома Романовых - Михаила Федоровича. Возможно, со времен патриаршества Филарета венчал главу Вознесенского храма красивый крест с короной и с цатой (т.н. «полумесяцем» или «новолунием») - символом великокняжеской и патриаршеской власти. Этот крест сохранился и был восстановлен на своем месте в 1992 году.

Современное каменное здание было построено в 1634 году. В 1680-е годы храм перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских. В 1690 году в храме упоминается также северный придел святителя Николая.
03.

XVII - XVIII вв.

В книге братьев Холмогоровых, посвященной древней истории московских церквей и составленной в помощь церковным летописцам согласно указу Святейшего Синода от 12 октября 1866 г. за N 1839, находятся сведения о храме за XVII - начало XVIII века. Отсюда, из росписи дани, выплачиваемой церковным клиром, мы, например, узнаем, что в 1685 г. в церкви Вознесения Господня «что на Никитской улице» был пожар, так как в 194 (1686) г. «с сей церкви данных денег на 193 г. 31 алтын 5 денег для пожарного позорения имать не велено».04.


В 1737 году храм пострадал от пожара и был восстановлен в 1739 году. При этой реконструкции к нему был пристроен северный придел в память усекновения главы Иоанна Предтечи.

До 1764 года храм имел двухшатровое завершение, но шатры, из-за их чрезмерного веса, заменили восьмериком с восьмиугольным барочным барабаном, увенчанным одной главкой.
05.


XVII век. Храм Вознесения господня (Малое). Справа здание Патриаршее подворья.Реконструкция историка архитектуры М.П. Кудрявцева.

Сохранилось прошение иерея Василия Иванова о перестройке верха церкви за 1764 г., Марта 8 дня: «Святейшего правительствующего Синода члену, Преосвященнейшему Тимофею Митрополиту Московскому и Севскому. Всепокорнейшее прошение Никитского сорока Церкви Вознесения Господня, что на Никитской улице священника Василия Иванова с приходскими людьми о нижеследующем. На показанной Вознесенской церкви, которая построена издавных лет, имеются две главы каменные от которых той церкви имеется немалая тягость. Оные главы дозволите разобрать и сделать осьмерик и одну главу …» (ЦМАМ. Ф. 203. Оп. 75. Д. 16.) Венчающий сейчас главу храма красивый крест с короной и с цатой (т.н. «полумесяцем» или «новолунием») - символом великокняжеской и патриаршей власти относится к концу XVIII века.06.


Угол Большой Никитской и Воскресенского переулка

XIX век

Неизвестно, в какой степени пострадал храм во время войны 1812 года. Во всяком случае, в числе рапортов священников о «бедствиях, полученных от неприятельских войск в бытности их в Москве», храм Малого Вознесения не упоминается. Судя по описи храма, сделанной в 1813 г. (см. прил. N 1), очень больших разрушений здесь не было. Тем не менее, с 1813 г. по 1820 г. церковь состояла приписанной к близлежащей Николо-Хлыновской. А в марте 1830 г. при храме, с разрешения церковных властей, заводится «Книга записи пожертвований Вознесенской церкви, что на Большой Никитской» «для сбора подаяния на окончание помянутой Вознесенской, настоящей, каменной церкви» (ЦМАМ. Ф. 203. Оп. 767. Д. 71). Возможно, храм принадлежал к числу тех многочисленных московских храмов, пострадавших в 1812 г., которые восстанавливались не за счет государственной казны, но благодаря только лишь заботе своих прихожан, которые не пожелали, чтобы их родной храм был закрыт. Разрешение на сбор пожертвований регулярно продлялось вплоть до 1846 г.: книга записи была окончена и возвращена в ризницу в апреле 1846 года.
В 1871 г. Московская консерватория занимает свое нынешнее здание по Большой Никитской улице и жильцы, населившие служебные консерваторские квартиры, становятся прихожанами храма Малого Вознесения. Церковный каменный двухэтажный дом выстроенный при церкви в 1873-1874 г.г., был построен частично на деньги, вырученные от продажи 102,5 кв. сажен церковной земли.
07.


Значительное событие в истории храма - его перестройка, а именно, увеличение южного Прокопьевского придела пристройкой с запада (МЕВ. Офиц. отд. 1877 г. N 6. С.19). Описание торжественного события по освящению нового придела 20 ноября 1877 находим мы на страницах Московских церковных ведомостей. В течение последних четырех лет эта древняя церковь приведена в настоящий благолепный вид. Довольно тесная внутри, она в настоящее время расширена пристройкою теплой паперти и распространением придельного храма в честь св. Прокопия Устюжского чудотворца. Кроме того, внутренность церкви украшена новыми иконами в изящных рамах и ризах и стала значительно светлее от прибавки трех окон и трех паникадил. Ко дню освящения (20 сего ноября) единственного в Москве Прокопьевского придела местным священником были выписаны из Устюжского Прокопьевского собора икона с точным изображением лика св. Прокопия, освященная при его мощах и часть камня из груды каменного града, выпавшего в 20-и верстах от Устюга и, по молитвам святого, миновавшего самый город.08.


Южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских

Вознесенская церковь помнит многих своих прихожан. Сын сподвижника Петра I, князя Федора Юрьевича Ромодановского - Иван Федорович, в 1719-1729 годах «главный начальник» и генерал-губернатор Москвы, был щедрым вкладчиком храма, а после его смерти «Малому Вознесению» продолжала благодетельствовать его супруга Анастасия Федоровна (урожденная Салтыкова).

В XIX столетии под сводами  храма  бывали многие известные люди. Глава двух российских академий, графиня Е.Р. Воронцова-Дашкова владела усадьбой, стоявшей прямо напротив храма, и почти тридцать лет была его прихожанкой. В 1832 году в доме Дашковой снимали квартиру родители А.С. Пушкина, и естественно предположить, что поэт, всегда живо интересовавшийся русской стариной, заходил в эту церковь, тем более что неподалеку располагались владения Гончаровых, родителей его жены, а также дома близких друзей - Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского.
09.


Церковь Вознесения Господня (Малое Вознесение) - вид из Вознесенского переулка

В 1897 году свободная церковная земля в 6 кв. сажень, «с разрешения Епархиального начальства, отдана в арендное содержание крестьянину Василию Тимофееву Кошелеву под постройку холодной лавки для торговли галантерейным товаром за сто двадцать рублей в год, сроком на десять лет, с тем, чтобы по истечении означенного срока эта лавка поступила в пользу Церкви.» (ЦМАМ Ф. 2124 Оп. 1.Д. 1716.)
10.


Церковная Вознесенская лавка (торговая лавка крестьянина В.Т. Кошелева) (1897, архитектор К. К. Альбрехт)
11.


В конце XIX в. известности храма много поспособствовала деятельность его настоятеля, протоиерея Гавриила Сретенского (1828-1890), ставшего активным помощником ныне прославленного в лике святых равноапостольного просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина). Отец Гавриил горячо пропагандировал в русском обществе дело Японской миссии. Когда в 1880 году будущий святитель приехал в Москву для сбора средств на поддержание миссии, настоятель «Малого Вознесения» повсюду его сопровождал, что особо было отмечено в дневниках архиепископа Николая, как и дата служения (вероятно, не единственного) владыки в храме: 7 мая 1880 г. - панихида по безвременно ушедшему сыну о. Гавриила.  Впоследствии протоиерей Гавриил немало сделал и для устроительства  Императорского Православного Палестинского Общества.

Начало XX века

В начале XIX века был увеличен южный придел храма, сооружена арочная галерея, примыкающая к северному приделу, построена тёплая паперть. В 1831 году храм был украшен новым иконостасом. В 1876 году церковь была перестроена по проекту архитектора Алексея Мартынова. В 1902 году в храме были проведены реставрационные работы.
12.


В 1903 и 1908 гг в церкви также проводились ремонтно-реставрационные работы.
В 1915 г. на Фоминой неделе в Малом Вознесении отпевали Сергея Ивановича Танеева, - профессора, а затем директора (в 1885 - 1889 гг.) Московской консерватории, автора известной кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма» и прочего.
13.


Церковь Вознесения Господня (Малое Вознесение). 1881 год.

14.


Дом причта, трапезная, воскресная школа храма Малое Вознесение (дом № 20/1, стр.1) на углу Большой Никитской и Вознесенского переулка (реконструкция 1997 года).

История Храма в советское время

После революции 1917 года храм продолжал действовать некоторое время. В 1929 году с него сбили колокола и отправили на переплавку, а в 1937 году он был закрыт. В последние годы перед закрытием здесь часто проходили архиерейские службы: митрополит Трифон (Туркестанов) возглавлял в «Малом Вознесении» все престольные праздники и ранние Литургии. Здесь же он совершил и последнее в своей жизни богослужение - позднюю Литургию в субботу Светлой седмицы 1934 года. По воспоминаниям современников, многие священники, оставшиеся без своих приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Имя по крайней мере одного из них история сохранила, это протоиерей Павел Никанорович Левашов, принявший мученическую кончину на Бутовском полигоне.

В конце 1930-х годов с него уже сбили кресты и переоборудовали внутренние помещения под нежилые. В 1980 году храм занимало одно из управлений Главмосстроя. В 1937 году храм был закрыт, варварски перестроен, полностью утратил внутреннее убранство.15.


В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви. Работами по его восстановлению занималась приходская община храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В день Вознесения Господня 3 июня 1992 года был освящён главный престол храма.

Колокольня Вознесенского храма
16.


Восьмигранный барочный световой барабан
17.


Четверик церкви
18.


Восьмерик Вознесенского храма
19.


20.


Барельефы на фасаде храма и на массивных каменных столбах церковной ограды, выходящей в Вознесенский переулок...
21.


Пантелеймон Целитель
22.


Священномученик Никита (слева)
23.


Рельефные композиции выполнены скульптором Анатолием Комелиным уже в самое позднее новейшее время
24.


Памяти божественного Иоанна Критского

Блаженный Прокопий Устюжский, которому посвящен единственный в Москве придел в Вознесенской церкви. Прокопий, живший в XIII веке, прославился пророчествами и по преданию спас своими молитвами Устюг от каменного града. На барельефе он изображен с кочергами в руках. Если предсказатель нес их концами вверх, это означало хороший урожай, если концами вниз, то урожая не будет.
25.


Поклонный крест
26.


Николай Угодник. Интересно, что скульптор в этом рельефном панно (на фото ниже) использовал характерные стилизованные погребальные орнаменты существовавшие в дониконианскую христианскую эпоху на Руси.
27.


28.


Теперь же осмотрим внутренние пространства Вознесенской церкви
29.


Трапезная

30.


Ныне существующие росписи выполнены Иваном Глазуновым (сыном известного живописца), Ириной Старженецкой, Дмитрием Алимовым.
31.


Над иконостасом работал живописец Сергей Федоров, росписями которого украшены ныне храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре, православная церковь в Бауске в Латвии (впоследствии  художник также писал иконы в православной традиции для Вестминстерского аббатства, Рочестерского и Винчестерского соборов). Несколько икон для храма создал его прихожанин, известный иконописец Евгений Мамиконян.
32.


Росписи четверика Вознесенской церкви
33.


34.


Врата северного придела святителя Николая
35.


Южная галерея (паперть)
36.


Здесь проводят обряды крещения
37.


Росписи Ивана Глазунова
38.


Иван Ильич Глазунов -  российский художник-живописец, достойный продолжатель династии Глазуновых, профессор, заведующий кафедрой исторической живописи, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова. Действительный член РАХ. Заслуженный художник Российской Федерации.
39.


Роспись «Малого Вознесения» - особая страница в моей жизни, говорит художник. Это была моя первая работа в храме как стенописца. «Малое Вознесение» - храм с очень богатой историей, его строил царь Федор Иоаннович на свое венчание, и изначально он имел два шатра. Затем при Елизавете Петровне он перестраивался. Рядом была слобода, где жили устюжане и у них был крохотный домовой храмик Прокопия и Иоанна Устюжских, единственный в Москве. В XVIII веке храмы соединили. Рядом стоял дворец Нарышкиных, дом Малюты Скуратова - словом, жила русская знать, многие люди, оставившие след в российской истории.
40.


Мне хотелось вернуть облик этому храму, который в советское время был роддомом, металлоремонтной мастерской, управлением Главмосстроя; чтобы церковь выглядела так, как если бы она никогда не закрывалась. Для этого был выбран стиль XVII века, эпохи расцвета самостоятельного русского церковного творчества. Я собрал огромный архив сюжетов и приемов старых мастеров в Ярославле, Ростове Великом, Костроме, и мне хотелось расписать храм в таком ключе...
41.


Но, как говорится, ты делаешь храм, а храм делает тебя, поэтому в храме «Малого Вознесения» состоялась и моя внутренняя учеба. Это то место, которое все время со мной и в котором я все время. Мы до сих пор доделываем убранство и пытаемся вернуть церкви образ старомосковского намоленного места, которое находится прямо напротив Московской Консерватории. К счастью, следов поругания в храме уже не осталось.
42.


Фреска «Тайная вечеря»

Фрески в сводах трапезной частично повреждены, сейчас авторами осуществляется работа по их восстановлению
43.


44.


Пристенные памятные поминальные плиты
45.


46.


Сейчас в храме хранится несколько православных святынь - икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей их святых мощей, ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых (в алтаре), иконы святителя Феофана Затворника, благоверного князя Романа Угличского и покровителя столицы благоверного князя Даниила Московского с частицами святых мощей, икона святой блаженной Матроны с частицей ее гроба.
47.

«Малое Вознесение» любят и те,  кто ценит красоту церковного пения, так как в его хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники  консерватории. В 2015 году в храме появилась уникальная икона святых покровителей музыкантов и поэтов, она была написана  по заказу храма и является единственной в своём роде.48.


В 2018 году в храме проведены ремонтные и реставрационные работы на фасадах, кровле, в интерьерах, отремонтированы кровля колокольни и апсиды храма, устройство водоотведения.

Источники:

Звонарев П. Сорок сороков. - Т. II. - М., 1994.
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы): илл. биогр. словарь. Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева. - М.: КРАБиК, 1998.
Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел прежде бывших патриарших приказов В.И. и Г.И. Холмогоровыми. М., Ч. I. 1884.
Москва: все православные храмы и часовни / авт.-сост.: М.И. Вострышев, С.Ю. Шокарев. - М.: Эксмо, 2009.
Официальный сайт Храма Вознесения Господня «Малое Вознесение». История храма.
Снегирев И.М. Подробное историческое и археологическое описание города. М., 1865. Т. 1.
Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение). Портал Узнай Москву. Елена Володина.

© Vladimir d’Ar, 2020

история, малое вознесение, большая никитская, храм, церковь, храм вознесения господня

Previous post Next post
Up