Всего 39 фото
Скромная, но знаменитая церковь во имя преподобного Феодора Студита, исповедника, находится на Большой Никитской улице Москвы. Она была построена в 1626 году по указу Святейшего Патриарха Филарета (участок был выделен царским указом) и освящена по его именинам: до пострига будущий Патриарх носил имя Феодор. Что интересно, считается, что именно в этой церкви крестили будущего великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Впоследствии эта церковь стала его приходским храмом...
Эта церковь, как и
Церковь Вознесения (Малое Вознесение) на Большой Никитской, относится к тем уютным камерным московским храмам к которым я испытываю искреннее теплые чувства уже изначально по определению, как говорится. Такие храмы обычно небольшие, наполненные теплом, безусловным светом и любовью. Сейчас эта церковь как бы стесненно ютится во дворе невзрачного жилого дома на Никитском бульваре, а ранее у нее был парадный выход на бульвар, и смотрелась она в то время вполне достойно и возвышенно. История церкви удивительна, полна ключевых исторических событий и причастных к ней значимых личностей. Так что, давайте погрузимся в ее прошлое и узнаем много чего интересного. Кроме того, в этой церкви мне дали разрешение снимать внутри, так что мы увидим ее внутреннее убранство. Считаю важным подчеркнуть публикацией этого материала роль Александра Васильевича Суворова не только как великого полководца истории России, но и как Архистратига Воинства Русского!
Преподобный Феодор Студит
Преподобный Феодор Студит жил в VIII - IХ веках. Он родился в Константинополе в 758 году в благочестивой христианской семье. Его отец состоял на государственной службе как сборщик царских податей, и Феодор получил в столице прекрасное образование, учась у лучших богословов, философов, риторов. Когда же Византию при поддержке нечестивого императора Константина Копронима охватила иконоборческая ересь и отцу Феодора пришлось покинуть службу. Вскоре оба родителя святого по обоюдному согласию приняли монашество. Феодор же посвятил себя проповеди иконопочитания. Обладая даром красноречия, он много участвовал в диспутах, пока иконоборчество не было осуждено на VII Вселенском Соборе, созванном благочестивой императрицей Ириной. Вскоре Феодор оставил Константинополь и со своим дядей, старцем Платоном, и братьями удалился в иночество. Близ Олимпа в местности Сакудиан они основали храм святого Иоанна Богослова и обустроили там монастырь. Со временем Феодор стал его игуменом.02.
Потом Феодор попал в опалу за публичное осуждение прелюбодеяния императора Константина VI и был сослан в Солунь. Оттуда его вызволила царица Ирина, которая отдала ему опустевший при иконоборцах Студийский монастырь, где под настоятельством святого собралось около тысячи иноков. Для управления монастырем Феодор составил знаменитый иноческий устав, прозванный Студийским. Дальнейшая жизнь святого была истинным мученичеством за веру. Гонимый нечестивыми императорами-иконоборцами, он не раз подвергался изгнанию, ссылкам, заточению, пыткам. Под конец земного пути преподобный Феодор поселился в Херсонесе близ Никомидии и сподобился мирной кончины в 826 году. В январе 845 года его честные мощи были перенесены в Константинополь.
Для Москвы и для всей России ноябрьский праздник святого преподобного Феодора Студита оказался особенным днем. В XV-XVI столетиях на месте, где стоит сейчас церковь во имя святого Феодора Студита, проходила главная дорого от Кремля к Великому Новгороду. «Большой Никитской» она стала позднее, когда отец Патриарха Филарета боярин Никита Захарьин Юрьев в конце XVI века основал здесь
Никитский монастырь по своим именинам.03.
Вид на храм Феодора Студита с Никитского бульвара. 1881 год.
Первоначальная же Феодоровская церковь появилась здесь значительно раньше. На день памяти преподобного Феодора Студита пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда же, в конце XV века, на этом месте построили памятную часовню в честь Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери. А вскоре в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал здесь женский Смоленский монастырь. Возможно, что тогда же была построена первая Феодоровская церковь, которая сначала была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел - во имя Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь Патриарх Филарет впервые устроил из древней часовни.
04.
Площадь Никитские ворота. Вид на шатровую колокольню Феодоровской церкви с Тверского бульвара.
В 1619 году у Никитских (называвшихся также Смоленскими) ворот Филарета, к тому времени уже епископа Церкви Божией, встречали из польского плена. В благодарность за избавление он по обету обустроил Смоленский монастырь, который стал мужским и был переименован в Феодоровский - в честь святого Феодора Студита. Монастырь, для которого царским указом отвели обширную территорию, предназначался для патриарших слуг. Тогда же, в 1624-1626 годах, Филарет и построил здесь новую Феодоровскую церковь, которая, как и в старину, стала соборным храмом монастыря. Обитель стала любимым местом отдыха Первосвятителя. Храм даже считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением Патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных с аптекой. Раньше такие блага были доступны лишь первым лицам государства да знатным особам.
05.
Вид на колокольню Феодоровской церкви с площади Никитские ворота
Только в 1709 году, после фактической отмены Патриаршества, монастырь упразднили, а иноков перевели в Новинский монастырь. С 1712 года Феодоровская церковь стала обыкновенной приходской. В этом приходе жила семья генерала Василия Суворова, который, вероятно, здесь же и был похоронен. Во всяком случае, москвовед Иван Снегирёв 3 июля 1864 года занёс в дневник: «Священнику церкви Федора Студита Преображенскому указал могилу у алтаря родителей Суворова и советовал возобновить надгробия». Данные о захоронении при храме Василия Суворова отсутствуют.
Храм сильно пострадал в Московском пожаре 1812 года, но в том же году его восстановили, сделав некоторые переделки: переложили своды, в трапезной вместо сводов установили потолочные перекрытия, добавили две колонны в расширенную арку трапезной, из пяти глав оставили только одну. С 1865 по 1873 год храм вновь подвергся значительной перестройке, в результате которой от изначального здания осталась только шатровая колокольня. В дельнейшей истории Москвы она прославилась именно тем, что была приходским храмом А.В. Суворова, жившего в своем родовом доме на Б. Никитской, 42, отчего ближайший Никитский бульвар еще недавно носил имя Суворова.
06.
Фрагмент района у Никитских ворот - План Москвы издания Ильина начала XX века (1901 год)
На карте (выше) четко виден участок церковной земли между Никитским бульваром и Мерзляковским переулком (выделен оранжевым контуром).
На панорамном же фото ниже этот участок визуально представлен целиком - вид с Большой Никитской. Как мы видим, он был довольно-таки большим по площади.
07.
Александр Васильевич Суворов и храм прп. Феодора Студита
Будущий великий генералиссимус родился 13 ноября 1730 года, через день после праздника Феодора Студита. Часто задаются вопросом, где же крестили Суворова? Считается, что был он крещен в Феодоровской церкви у Никитских ворот, родившись в паре домов от нее. Хотя есть версия, что Суворов родился в Покровком-Рубцове, что на правом берегу реки Яуза. Младенца нарекли в честь святого благоверного князя Александра Невского. По преданию, рождение Суворова предвещали таинственные знамения: на небе появились «красные хвосты», по истолкованию одного новгородского юродивого означавшие рождение человека «нехристям страшного» и знаменитого. Ходила молва, будто однажды в дом к родителям Суворова постучался некий странник, и благочестивые хозяева радушно приняли гостя. Он оказался святым ангелом, который благословил их новорожденного сына.
08.
Известно, что Суворов отличался благочестием. В своей приходской церкви Феодора Студита он пел на клиросе, читал апостол и всегда особо поминал родителей. Мать Суворова Авдотья Федосеева и вся его родня были похоронены при этой церкви. Есть сведения, что он и венчался в этом же храме с княжной Варварой Прозоровской в 1774 году. Молился Суворов и в соседнем храме Большого Вознесения. Сохранились воспоминания очевидцев, как он, сделав три земных поклона перед каждой иконой, ставил свечи, молился на коленях и с трепетом подходил под благословение.
09.
То, что Суворов не проигрывал сражений, современники приписывали особой Божественной благодати, ниспосланной праведному воину. Солдаты говорили, что Суворов и в ночи знает, где неприятельская засада, и воду «чует» в засушенных местах, и грозовые тучи «пушками разгоняет», а в бою будто бы орел над ним является и садится полководцу на плечо.
10.
«Без добродетели нет ни славы, ни чести» А.В. Суворов.
Орел часто упоминался в легендах о Суворове. Легенда гласит, что перед самым штурмом Измаила полководец вдруг увидел в небе сонм людей: у одних были венцы на головах, у других не было. Один солдат спросил Суворова, почему он так долго смотрел на небо. Тот предложил ему посмотреть в небо самому: «Вот и я вижу. Какие в венцах, те убиты будут при штурме, только без венцов куда больше». В оригинале сказания, «солдат смотрел на эту духовную картину из под мышки Суворова»...
11.
Место упокоения родительницы и близких великого сына и патриота России, генералиссимуса, Александра Васильевича Суворова
В 1877 году в Феодоровской церкви отпевали Феодора Васильевича Чижова - известнейшего в свое время промышленника и мецената, строителя российских железных дорог. Именно он с компаньонами построил первую русскую частную «образцово-показательную» железную дорогу от Москвы до Ярославля (а потом и до Вологды) исключительно отечественными силами - от русских рабочих, занятых в строительстве, до купеческого капитала без иностранных инвестиций. Это было сделано для того, чтобы убедить правительство и общественность в возможности для России собственного первоклассного железнодорожного строительства. Потом Ф.В. Чижов создал Архангельско-Мурманское пароходство, важное для северной России. Не чужд он был и культуре - яркий славянофильский публицист, приятель Гоголя, Чижов выступил на свои средства одно из первых собраний сочинений писателя. Уважение он снискал к себе огромное - гроб с его телом друзья и сослуживцы несли на руках из Феодоровской церкви к Данилову монастырю, где он обрел последнее пристанище.
12.
В начале XIX века Феодоровская церковь была кардинально переделана. Четверик храма перекрыли большим сферическим куполом, из которого в центре выступала одна главка на тонком барабане. Алтарь перестроили в одну большую апсиду, сферический свод который гармонировал с куполом. Своды трапезной заменили плоским потолочным перекрытием. Внутри проход из трапезной в центральную часть храма был расширен и украшен двумя ионическими колоннами. В общем, храм получил ампирное оформление, характерное для 1820- х годов. В 1865-1873 годах алтари приделов из трапезной выдвинуты на восток в линию с главным. В каменный пол включили полукруглые следы старых стен.
13.
Храм после революции 1917 года
Храм святого Феодора Студита закрыли и осквернили в 1922 году. В 1927 году в его здании разместили ВНИИ жиров Министерства пищевой промышленности СССР, главы снесли, здание лишилось всей декоративной отделки. По краю Никитского бульвара на следующий год выстроили большой
жилой дом, заселенный работниками табачной промышленности (здесь кстати жила третья жена Булгакова - Елена - прообраз Маргариты). Здание захватило часть церковного двора, почти вплотную подошло к храму, закрыв красивый вид на него с бульвара (см. фото 03). По ссылке выше можно также получить и дополнительную информацию о церкви Феодора Студита и истории площади Никитских ворот)
14.
Один из ведущих реставраторов советского времени Лев Артурович Давид говорил своим ученикам, что ему не много удалось сделать для спасения церквей от уничтожения, но он может гордиться тем, что спас церковь святого Феодора Студита. В 1937 году на его глазах взорвали прекрасную колокольню этого храма, и Лев Артурович, понимая свое бессилие в деле спасения здания, в эту ночь долго не мог заснуть...
15.
Основание (подклет) взорванной колокольни церкви Феодора Студита в 1937 году
...В три часа ночи он взял книгу историка XΙΧ века И. Снегирева и начал читать об истории церкви Феодора Студита. На глазах попалась фраза, где историк сообщает, что этот храм был приходским для семьи Суворовых, и сам полководец даже пел в нем на клиросе. После этого реставратор уснул, а утром по телефону позвонил в Министерство обороны СССР. И случилось чудо: военные выслушали сбивчивую речь ученого и поверили ему. Они заинтересовались этим храмом и помогли его отстоять. Вскоре он уже стоял на охране как памятник истории и архитектуры, а бульвар получил поименование в честь великого полководца. Только случился небольшой казус: машинистка, не понявшая слово в названии, заменила его на более знакомое. Специалисты с удивлением увидели, что охраняют церковь не Феодора Студита, а «Феодора студента»)
16.
Храм пострадал от осколков бомбы в Великую Отечественную войну. В 1947 году, ссылаясь на факт «разрушения здания вражеской авиацией», сотрудники Управления делами ТАСС хотели забрать здание храма себе под автомеханическую мастерскую. Управление охраны памятников на их запрос ответило, что здание имеет мемориальную ценность и будет восстановлено. В это время его уже использовала под контору организация «Союзлесзагспирт».
17.
В 1950-1980-е годы церковное здание занимали различные учреждения, общественность же предлагала сделать в нем музей А.В. Суворова.
18.
Уникальную для Москвы колокольню почти целиком снесли в 1937 году, остался только подклет, из которого сделали торговую палатку. В 1960 году было выдвинуто предложение о реставрации здания и размещении в нём музея Александра Суворова, жившего неподалёку, однако работы начались только в 1980 году и продлились до 1990 года. К 1990 году были воздвигнуты пять глав храма; началось и возрождение колокольни.
19.
В 1991 году здание передано Русской православной церкви, и в нём возобновлены богослужения.
20.
В 1993 году храм освятили малым чином. В нем хранится чудотворный список с Песчанской иконы Божией Матери, прославленной в городе Изюме. Около этого редкого для Москвы образа по пятницам читается акафист.
21.
В иконостасе северного придела хранится икона святого епископа Луки с частицами его мощей.
22.
В храм в 2000 году один из прихожан передал приходу икону Спасителя, хранившуюся у него в доме и спасенную в 1930-х годах его бабушкой при разорении церкви Феодора Студита. Этот небольшой образ - единственное, что осталось от старого убранства храма.
23.
24 ноября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II совершил в храме Божественную литургию.
24.
19 июля 2019 года Российский государственный архив древних актов (РГАДА) направил приходу храма святого Феодора Студита информацию, получение которой увенчало многолетние усилия настоятеля и приходского актива по выяснению точного времени строительства и освящения храма. Вновь обнаруженные данные почерпнуты непосредственно из древних актов, а также исторических публикаций.
25.
Согласно документу, подписанному заместителем директора РГАДА Е.Е.Лыковой, 25 апреля 1626 года царь Алексей Михайлович дал Патриарху Филарету грамоту «на порожнее в Москве место за Каменным мостом за Никитскими воротами для построения на оном монастыря». Храм строился в кратчайшие сроки.
26.
Уже 6 сентября и 10 ноября 1626 года, согласно расходной книге Патриаршего казенного приказа, иконописцу Назарию Истомину были выданы деньги на закупку припасов, в том числе красок, для создания иконостаса и иконных киотов. В ноябре того же года в храме святого Феодора Студита настлали кирпичный пол. В конце января следующего, 1627 года, храм готовили к освящению: приобрели священные сосуды, облачения на престол, подсвечники, богослужебные книги.
27.
1 февраля 1627 года «по указу Великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии в новом Федоровском монастыре, что за Микитцкими вороты, храм освятили».
Настоятель храма - митрополит Иоанн (Рощин). Игумен Ермоген (Голин) - настоятель храма с 1998 по 2016 года, с 2016 года - почётный настоятель храма. Протоиерей Алексий Фокин. С 2016 по 2020 год настоятелем храма был протоиерей Всеволод Чаплин.
Внутренние пространства церкви Феодора Студита
При осмотре интерьеров церкви, еще подчеркнем роль самого известного прихожанина Феодоровской церкви - Александра Суворова - Русского Архистратига (так именуется Архангел Михаил как предводитель небесного воинства ангелов, ведущего борьбу с темными силами).
Известный православный публицист Виктор Саулкин напоминает, что великого полководца назвали именно Русским Архистратигом. Ниже приводим мысли Виктора, основанные на словах и делах Суворова. Государь Император Павел I, присваивая Суворову после Итальянской компании высшее воинское звание - генералиссимуса, произнес удивительные слова: «Для других это много, для Суворова - мало. Ему быть ангелом»!28.
Ангельским чином православные называют чин иноческий. Монахи подвигами поста и непрестанной молитвы стремятся уподобиться ангелам, достичь святости. Но Государь, считая, что Суворову - быть ангелом, подразумевал не известное ему желание Александра Васильевича уйти в Нило-Столобенскую пустынь, принять монашеский постриг. Император Павел I говорил о душе, о духовном устроении своего славного полководца. Суворов сумел за десятилетия непрерывных войн и походов, наполненных яростными сражениями и кровопролитными битвами, стяжать такую же молитву и смирение, что и монахи-молитвенники, которые долгие годы несут свой подвиг в иноческих обителях.
29.
В том, что Александр Васильевич Суворов - величайший из русских полководцев, не сомневается ни один человек. Но, утверждение о том, что Суворов достоин прославления в лике святых Русской Православной Церковью, вызывает иногда недоумение. Да, говорят, Суворов великий полководец, но - святой?!
30.
Всем хорошо известно, что Александр Васильевич Суворов был глубоко верующим православным христианином. Никто не спорит и с тем, что победы, одержанные Суворовым, часто кажутся небывалыми, чудесными, что многое, совершенное суворовскими чудо-богатырями, явно превосходит человеческие силы. Благочестивый полководец, с молитвой побеждавший врагов, - с этим, пожалуй, согласны все.
31.
Хорошо известно, что среди русских святых, после преподобных и святителей, больше всего прославлено благоверных князей-воинов, с мечом в руке защищавших Русскую землю. Среди угодивших Богу и прославленных Церковью мирян, святых воинов - подавляющее большинство. Для русских защищать Отечество означало защищать и веру православную. Благоверные князья сражались с врагами с Запада - тевтонами, шведами, ляхами, - за которыми стоял латинский Рим. Сражались с врагами с Востока - агарянами (арабами). Отбивали натиск кочевников: от печенегов и половцев до монголо-татар, чьи нашествия из глубины азиатских степей постоянно накатывались на Русь. Затем отражали натиск Османской империи. Сражаясь с врагом, русские князья бились «За Землю Святорусскую, за святые храмы Божии».
32.
Не все храбрые и знаменитые русские князья, побеждавшие врагов на поле брани, причислены к лику святых. Но среди благоверных князей есть и князья-мученики: Василько Ростовский, Михаил Черниговский, Михаил Тверской, пострадавшие за Христа. Сегодня, к сожалению, имена многих русских князей, прославленных Церковью, не известны большинству наших соотечественников. Но двух святых князей - Александра Невского и Димитрия Донского - знает каждый русский человек, даже далекий от Церкви. Даже во времена государственного атеизма было невозможно преподавать русскую историю, не называя эти имена.
33.
Портал трапезной с ионическими колоннами
Немыслима история России и без величайшего русского полководца Александра Васильевича Суворова, которому пришлось громить врагов и с Запада, и с Востока. Имена Суворова и святого Александра Невского воплощают не только память о великих победах и славе нашего Отечества. «Не в силе Бог, а в правде» - с этими словами Александра Невского русские люди веками поднимались на защиту родной земли от нашествий. Отношение народа к войне было глубоко христианским, евангельским. Русскую армию не случайно именовали христолюбивым воинством. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, как единодушно признают все военные историки и мыслители, своей жизнью и своими победами явил дух русского воина. Воина христолюбивого.
34.
Главный престол храма освящён во имя Смоленской иконы Божией Матери, правый придел - в честь преподобного Феодора Студита, левый придел - в честь равноапостольного Аверкия епископа Иерапольского
Нередко, вспоминая Александра Сергеевича Пушкина, произносят: «Пушкин - наше все», подразумевая значение великого поэта для русской культуры. Говоря о русской армии, о ее воинском духе и традициях, можно с полным правом произнести слова «Суворов - наше все». Не случайно о наших лучших военачальниках принято говорить: «Полководец суворовской школы».
35.
Северный левый придел - в честь равноапостольного Аверкия епископа Иерапольского (на дальнем плане)
Один из русских военных мыслителей в начале ХХ века знаменитые слова «На призыв Петра к просвещению Россия ответила Пушкиным», продолжил так: «На призыв Петра русская армия ответила Суворовым». Суворов - не только великий полководец славной русской военной истории. Суворов - имя, без которого немыслима и русская культура. Без Суворова невозможно представить во всей полноте и народный русский характер. Без гения Суворова немыслима сама Россия.
36.
В «Трех разговорах о войне, прогрессе и конце всемирной истории» В.С. Соловьев рассуждает о том, почему прославлен Александр Невский, бивший ливонцев и шведов в тринадцатом веке, но не прославлен Александр Суворов, бивший турок и французов в веке восемнадцатом. Отмечая искреннее благочестие и безупречную жизнь Суворова, отсутствие каких-либо препятствий для канонизации, Соловьев приходит к выводу, что Александр Невский сражался за будущее нашего Отечества, которое лежало в руинах и пожарищах после страшного монгольского нашествия. Суворову же, совершившему великие подвиги, спасать Россию не приходилось и, потому он остался только «военной знаменитостью».
37.
Южный правый придел - в честь преподобного Феодора Студита (справа)
Действительно, Александр Невский доблестным мечом и смиренной мудростью спас Русскую землю в страшные времена Батыева разорения. Александр Суворов одерживал победы в то время, когда Российская империя возвращалась на берега Черного моря, сокрушая Османскую Порту, громил французов в долинах Италии и швейцарских Альпах. Но все же с Соловьевым полностью согласится невозможно. Думается, главная причина заключается в том, как понимал значение подвига благоверных князей русский народ в ХV-ХVI веках и в состоянии религиозности русского общества ХVIII-ХIХ столетиях.
38.
Северный левый придел - в честь равноапостольного Аверкия епископа Иерапольского
В царствование Императора-страстотерпца Николая II святых было прославлено больше, чем за ХVIII и ХIХ века. Благочестивый Государь предлагал Синоду прославить угодников Божиих. Нередко Царю приходилось даже настаивать на канонизации святых в то время, когда многие церковные иерархи поддавались давлению так называемого прогрессивного общества, которое постепенно теряло веру и отдалялось от Церкви. Естественно, если это «общество» с трудом понимало прославление преподобного Серафима Саровского, то о канонизации Суворова «не могло быть и речи». Благоверные князья Древней Руси, защищая Отечество, бились с латинянами и магометанами за «веру христианскую, за святые храмы Божии, за землю Святорусскую». За что же сражался Суворов? Неужели только за расширение пределов Российской империи в «век золотой Екатерины»?
39.
Ответ нам оставил сам Александр Васильевич в своей «Науке побеждать»: «Стой за Дом Богородицы! Стой за Матушку-Царицу! Убьют - Царствие Небесное, Церковь Бога молит. Жив - честь и хвала!». Простой народ, в отличие от «прогрессивного» общества, всегда ясно понимал, за что сражался Суворов. В народных песнях и сказаниях, посвященных Александру Васильевичу, полководца именуют «Суворов - Христов воин!».
Источники:
Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. - М.: Изд-во Моск. гор. думы, 1884. - Т. 1.
Лебедева Е.В. Город храмов и палат. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006.
Москва Православная. Авторы-составители: М.И, Вострышев, М.Г. Рогозина, А.К. Светозарский. М., “ИНТО”, 2005.
Паламарчук П.Г. Москва в границах Садового кольца. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. - М.: Астраль, 2004. - Т. 2.
Саулкин Виктор. Русский Архистратиг Александр Васильевич Суворов (24.11.1730 - 18.05.1800). (В. Саулкин - руководитель информационно-аналитического центра общественной организации «Московские Суворовцы»).
Фотографии фрески Феодора Студита и старые фото Феодоровского храма взяты из сети.
© Vladimir d’Ar, 2020