Всего 29 фото
Ну, что же! Перед нами еще один дом, связанный с булгаковскими местами в Москве. Это Доходный дом И.М. Коровина в Староконюшенном переулке, 5/14. Мы уже знакомы с этой славной фамилией, богатым предпринимателем, купцом 2-й гильдии Иваном Михайловичем Коровиным (1868-1927) - представителем известного московского купеческого рода. На свои средства Иван Михайлович построил в Москве ряд доходных домов, многие из которых можно видеть до сих пор (например, Тверской бульвар, 9, 1906 г. - его фото будет ниже). Строил их всем известный в ту пору архитектор Иван Гаврилович Кондратенко (1856-1916), специализировавшийся как раз по доходным домам и городским особнякам. Кроме всего прочего, именно с этим домом Коровина связано имя Михаила Афанасьевича Булгакова. В нем (его полуподвале) он выступал с чтением своих произведений в поэтическом кружке П.Н. Зайцева - литературного секретаря писателя.
Сто́ит остановиться на личности архитектора этого доходного дома. Иван Гаврилович Кондратенко - русский архитектор, мастер московского модерна. Он являлся одним из наиболее востребованных московских архитекторов конца XIX - начала ХХ веков, был автором свыше 50 крупных строительных проектов в Москве.
02.
Вид на дом Коровина со Староконюшенного - в сторону Гагаринского переулка.
Происходил Иван Гаврилович из крестьян. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1879 году со званием неклассного художника архитектуры. Соучениками Кондратенко были ставшие позднее известными архитекторами Р.И. Клейн и С.У. Соловьёв. В том же году поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ), которую окончил в 1885 году со званием классного художника архитектуры 1-й степени. Во время обучения в ИАХ удостаивался двух золотых и одной серебряной медалей. В 1888-1893 годах Кондратенко работал сверхштатным сотрудником Строительного отделения Московского Губернского правления. В 1905-1908 годах он гласный Московской городской думы.
03.
Справка: Гласный городской думы (1870-1919) - выборный представитель (депутат) горожан в распорядительном органе самоуправления - думе городской. В России гласные появились с введением в 1870 “Городового положения”, согласно к-рому ими могли стать лица мужского пола, достигшие 25-летнего возраста и являвшиеся плательщиками городских налогов и (или) сборов. С 1892 г. в гласные избирались только владельцы недвижимости в городской черте. В 1917 Всероссийское Временное правительство предоставило возможность избираться в гласные всем горожанам. Свои обязанности гласные исполняли бесплатно и во внерабочее время.
С 1899 года Иван Гаврилович член Московского архитектурного общества с 1899 года. Жил он в собственном доме на Большой Спасской улице, 22. Скончался 2 июля 1916 года в Москве. Похоронен на Пятницком кладбище.
04.
В своих ранних архитектурных работах И.Г. Кондратенко использовал для декоративной отделки строений фигурный кирпич и рельефную кладку, сохраняя приверженность «русскому стилю». К 1910-м годам в постройках архитектора начал преобладать лаконичный модерн, характерными особенностями которого являлись гладкие поверхности стен, завершённые полукруглыми или треугольными фронтонами, остекление центральных частей фасадов и декоративная простота балконов и эркеров. С начала 1910-х годов архитектор перешёл к стилистически-образным решениям, в которых присутствовали черты экстравагантности и архитектурной романтики, переосмысление неоклассицизма и средневековой крепостной архитектуры. Постоянным соавтором И.Г. Кондратенко в 1910-е годы был архитектор С.А. Дорошенко.
Над подъездами можно увидеть год постройки римскими цифрами MCMXIV (1914).
05.
06.
А вот здесь, очевидно, чудом сохранившийся кронштейн для фронтальной вывески... В комментариях отмечают правда что это новодел.
07.
Начав с "русского стиля", Иван Кондратенко перешел к "архитектурной романтике" с элементами неоклассицизма и готики. После переезда в Москву, Кондратенко получал заказы от крупных домовладельцев: Коровиных, Шугаевых, Рахмановых, Силуанова. Список построенных им доходных домов очень большой - около 50 объектов недвижимости.
08.
Доходный дом Коровина в Староконюшенном переулке, 5/14 - огромное здание два нижних этажа которого рустованы. Эффектны входы, решенные как трехгранные эркеры, поверхности которых остеклены зеркальными стеклами, составляющими четкий геометрический рисунок.
09.
10.
Центральная часть фасада увенчана гигантским прямоугольным аттиком с плоской полуциркульной нишей. Образ здания навеян стилистикой римского барокко.
11.
Разномастные балкончики украшают фасад со стороны Гагаринского и Староконюшенного переулков.
12.
13.
14.
Это шестиэтажный четырёхподъездный кирпичный жилой дом. Построен в 1912-1914 годах. Количество квартир: 43.
15.
В этом доме выступал с чтением своих произведений М.А. Булгаков (в поэтическом кружке П. Н. Зайцева - литературного секретаря писателя - издательское содружество «Узел»). Поскольку известно, что эти чтения проходили именно в полуподвальном жилом помещении дом, на всякий случай, я снял почти все варианты этих окон, что выходят на на внешнюю сторону улицы.
«...В этот год (1924) Булгаков посещает несколько литературных кружков, и два из них собираются у П.Н. Зайцева. Один из них был кружок поэтов (позже образовавший издательство «Узел»). Л.В. Горнунг рассказывал (нам) в сентябре 1981 года: «Собирались у Зайцева, в доме №5 по Староконюшенному, в известном доме Коровина, в подвале там был теплый подвал... Там бывал, хоть и редко, Белый, бывала Софья Парнок, два брата Ромма (Александр Ильич, лингвист, еще в 1922 году сделавший попытку перевести на русский язык «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра, и Михаил Ильич, кинорежиссер, в те годы писавший фантастические рассказы. - М.Ч.).Пастернак читал там «Воздушные пути» (они были напечатаны во 2-м номере журнала «Русский современник», вышедшем, как мы установили, в середине августа 1924 года, - значит, чтение происходило в первой половине года. - M.Ч.), в марте читал свои стихи Максимилиан Волошин...».
16.
«...Вряд ли Булгаков , равнодушный к новейшей поэзии, посещал эти собрания, но, по воспоминаниям П.Н. Зайцева, он прочел, во всяком случае, по просьбе поэтов, «Роковые яйца», а Б.В. Горнунг (лингвист, брат Л.В. Горнунга) утверждал в нашей беседе, что в начале 1925 г. Булгаков читал в том же кружке «Собачье сердце» (в 1985 году об этом сообщил в своих воспоминаниях литературовед А.В. Чичерин: Булгаков, «очень худощавый, удивительно обыкновенный (в сравнении с Белым или Пастернаком!) тоже приходил в содружество «Узел» и читал «Роковые яйца» и «Собачье сердце»...»). О втором кружке, также собиравшемся у Зайцева, известно главным образом из его собственных воспоминаний: «Наряду с кружком поэтов... я сделал попытку организовать небольшой кружок писателей-фантазеров, «фантастических» писателей. М.А. Булгаков, С.С. Заяицкий, М.Я. Козырев, Л.М. Леонов и Виктор Мозалевский должны были войти в основную группу, с расчетом на расширение в дальнейшем кружка. Но затея моя не удалась. Организуя кружок, я хорошенько не продумал цели его назначения, не ограничил его людьми, которые были бы близки по творчеству...».
17.
«...Все же мы собирались: иногда у меня, в Староконюшенном, иногда у Леонова или Козырева, один-два раза у С.С. Заяицкого... Сначала к затее организовать кружок все отнеслись с интересом. Мысль объединить писателей по линии особенностей их творческого дарования и мастерства показалась соблазнительной и как будто удачной... Однажды мы были у С. Заяицкого. В качестве гостей пришли художница Н.А. Ушакова и ее муж, H.H. Лямин... Зашел разговор о кружке, и чуть ли не Булгаковым было произнесено слово «орден», то есть наш кружок должен был принять форму своеобразного литературного ордена. Сгоряча все отнеслись к этому проекту восторженно, но минутой позже у каждого порознь возникла опасливая мысль: а нет ли в нашей среде «длинного языка»? Хотя предложение имело скорее шуточный, декоративный характер, но... как сказать! В нем чувствовался какой-то «уклончик»!... И на одном из следующих заседаний Булгаков сделал краткое сообщение, что его «вызывали», говорили, что кружок привлекает к себе внимание, и сказали, что кружок необходимо закрыть...».
18.
Однако, вернемся к зданию доходного дома И.М. Коровина.
...Пока не станешь разбираться с творчеством талантливых московских архитекторов, не узнаешь, что именно их творения всегда оказываются у тебя на виду. Мы видим их почти каждый день и не знаем истории домов. Например,
особняк того самого купца Коровина, что в Малом Власьевском, 12, построенный И.Г. Кондратенко, и есть один из самых вероятных кандидатов на «готический особняк Маргариты» Булгакова. Непосредственно рядом с ним находится доходный дом Коровина по адресу 14/23, один из многих доходных домов, которые возвел этот архитектор... Назову еще один из самых известных адресов - Тверской бульвар, 9.
19.
Доходный дом Коровина в Староконюшенном переулке является несомненной жемчужиной «Золотой мили».
Сейчас мы видим этот дом с перекрестка Староконюшенного и Гагаринского переулков. Слева - Гагаринский, справа - Староконюшенный.
20.
Вид дом Коровина с Гагаринского переулка.
21.
22.
В одном из форумов я нашел любопытное высказываение об этом доме, что делает возможным уловить эмоциональную окраску впечатлений: «...Старожилы говорили, что до революции здесь были большие лифты (на весь лестничный проем, а не то, что в 70-е, да и сейчас, наверное) с бархатной скамьей и зеркалом, двери открывал швейцар. Двери в подъездах включали хрустальные стекла, как и витражи вверху и по бокам. В солнечные дни парадное переливалось всеми цветами радуги, до 80-х частично сохранялись...».
23.
24.
25.
Еще пара балкончиков со стороны Гагаринского...
26.
27.
Место расположения доходного дома И.М. Коровина считается сейчас очень престижным.
По некоторым сведениям квартира в нем площадью 150 кв.м. с новым ремонтом стоит около 150 млн. рублей...)
28.
29.
Источники:
Мариэтта Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988.
Википедия
© Vladimir d’Ar, 2017