Всего 16 фото
Кто-то скажет, - ну, вот, - уже московские пятиэтажки пошли в рассказах о булгаковских местах. Да, перед нами одна из первых пятиэтажек советской эпохи, между прочим. Уже этот факт заставляет проявить интерес к этому месту. Тем более, мы находимся у Никитских ворот, на Никитском бульваре у дома №25. Этот дом интересен, прежде всего, потому, что именно здесь жила Елена Сергеевна Булгакова после переезда с Нащокинского переулка, где была
последняя квартира Михаила Булгакова в Доме Писателей. Именно здесь третья жена Мастера, прообраз Маргариты из романа «Мастер и Маргарита», не только жила, но и сохраняла это бессмертное наследие. Здесь роман готовился ей к изданию. Мы с вами узнаем кое-какие подробности жизни Елены Булгаковой. С Булгаковыми была дружна и Анна Ахматова. Она неоднократно бывала в гостях у Елены Булгаковой по этому адресу. Так, что все это любопытно. Также я расскажу, что было там, где сейчас находится этот дом и мы увидим редкие старые фото этого места и Никитских ворот в частности.
Дом № 25 - один из первенцев советского жилищного кооперативного строительства. Он построен в 1927 году и заселен в 1928-м работниками табачной промышленности. Построили его на месте колокольни и двора церкви Федора Студита. Вот тут мы и узна́ем, что это было на этом месте. Сейчас мы находимся на Тверском бульваре, почти, что у Никитских ворот. Дом №25 виден на дальнем плане за памятником К.А. Тимирязеву.
02.
В 1626 г. это место было отведено царским указом под монастырь как "порозжее место жильца Петра Гурьева". Кондратьев пишет: «С XV века здесь существовал женский монастырь, основанный при Иване III по случаю избавления Москвы и всей России от нашествия хана Ахмета, который, опасаясь поражения, снялся с места "стояния на реке Угре" и направился в противоположную сторону. Это было последнее нашествие татар Золотой Орды на Россию. Монастырь был основан на месте существовавшей здесь прежде часовни Федора Студита во имя Смоленской Богородицы, почему и Никитские ворота назывались прежде Смоленскими, как и сама обитель.
В начале XVII века, т. е. когда на этом месте царь Михаил Федорович радостно встретил родителя своего Филарета, обитель была обращена в мужскую. По устроении этой обители, в 1626 году, патриарх Филарет обратил древнюю часовню Святого Федора в церковь. Этот монастырь, став любимым местом успокоения Филарета от мирских сует и носивший название домового Патриаршего, существовал до начала XVIII века. В 1709 году он был упразднен, иноки переведены в Новинский монастырь, а церковь обращена в приходскую, в которой главный престол во имя Смоленской Божьей Матери и два придельных: Св. Федора Студита и Аверкия Иеропольского. Позже монастырь именовался больничным - при нем в XVII в. была устроена одна из первых больниц для бедных.
03.
В правой части кадра видна часть территории этого бывшего монастыря.
В этом приходе жила семья генерала Василия Суворова, который, вероятно, здесь же и был похоронен. Во всяком случае, маститый москвовед И.М. Снегирев 3 июля 1864 года занёс в дневник: «…На погосте этой церкви погребены родственники А.В. Суворова, дом которого находился, в Земляном городе близ этой церкви». В свою очередь «…Священник церкви Федора Студита Преображенскому указал могилу у алтаря родителей Суворова и советовал возобновить надгробия…».
04.
Церковь была построена по традиционной для XVII в схеме: основной четверик храма, завершенного пятиглавием, трапезная и шатровая колокольня. Колокольня считалась одной из первых шатровых колоколен в Москве. Главный престол храма был посвящен иконе Смоленской Божьей Матери. Приделы Феодора Студита и Аверкия Иеропольского размещались в боковых частях трапезной.
После 1812 г. обгоревший храм был возобновлен. Пятиглавие заменили купольным. С 1865 по 1873 год храм вновь подвергается значительной перестройке, в результате которой от изначального здания оставалось только шатровая колокольня.
05.
Церковь закрыли в 1927 г. и передали ВНИИ жиров Министерства пищевой промышленности СССР. Колокольню снесли в 1927 г. Церковь тоже подлежала сносу, так как старая площадь Никитских ворот предполагали обстроить многоэтажными домами...
06.
Площадь Никитских ворот
Теперь, смотрим левее...
07.
И еще левее... На фото ниже (в правой части кадра) и видно здание по Никитскому бульвару, 25...
08.
09.
Площадь Никитских ворот в наше время
В 1960 году было выдвинуто предложение о реставрации здания и размещении в нём музея жившего неподалёку Александра Суворова. Сохранились четверик, трапезная, основания четырехгранных постаментов под главами. Под куполом уцелел глухой барабан центральной главы. Работы начались только в 1980 году и продлились до 1990 года. Восстановлено пятиглавие, фризы из кокошников. Построена заново колокольня в ее первоначальных формах, но не на прежнем месте, а ближе к Большой Никитской. Храм передан церкви и освящен в 1991 г. и в нём возобновлены богослужения.
10.
Жилой дом №25 (построен в 1927 году, заселен в 1928-м) - дом работников табачной промышленности, был одним из первых советских кооперативов. Построен по индивидуальному проекту. Дом кирпичный. Общая площадь 3 181 кв.м., жилая площадь 1 573 кв.м., нежилая - 949 кв.м. Всего в дом 32, квартиры 4 подъезда, лифтов нет.
11.
Здесь жила Елена Сергеевна Булгакова, третья жена писателя. И там же находился архив Михаила Булгакова. Ее посещали известные писатели и литературоведы, в том числе Смелянский и А. Вулис.
12.
"...В июле 1952 г. года в нашем доме № 25 на Никитском бульваре поселилась интеллигентная дама средних лет, вдова "малоизвестного писателя" и хозяйка архива неопубликованных произведений. Зимой дама появлялась в меховой шубе и однажды мы встретились в заснеженном дворе, когда она играла в снежки с мохнатым рыжим колли. Елена Сергеевна Булгакова обитала на втором этаже третьего подъезда, в кв. №23, где готовила рукописи к изданию, свято верила в их гениальность и грядущую мировую славу автора, в чем оказалась совершенно права..." (из воспоминаний, мальчишек, в то время живших в этом доме).
Елена Сергеевна дружила с Анной Ахматовой... "...Всё началось с того, что в 1933 году Ахматова познакомилась с Булгаковым, в тот момент гостившим в Ленинграде. Правда, по некоторым сведениям, писатель и поэтесса встречались задолго до того, на проходившей в 1926 году в Северной столице встрече представителей литературных кругов. В середине 30-х годов Михаил Афанасьевич давал Анне Андреевне советы при написании письма Сталину, в котором поэтесса просила освободить своих арестованных близких, а в годы эвакуации в Ташкенте она прочитала рукопись «Мастера и Маргариты» и предсказала этому роману бессмертие и славу...".
13.
"...В проходившем в квартире вечере, посвящённом 25-летию со дня смерти Булгакова, Анна Андреевна декламировала стихотворение, которое она написала в память о выдающемся русском писателе. В последний раз Ахматова виделась с Еленой Сергеевной в этой же квартире, где приятельницы вслух зачитывали отрывки из «Мастера и Маргариты» и вспоминали дни, проведенные в ташкентской эвакуации...".
Очевидно, в 60-х годах Елена Сергеевна переехала в соседний
"Дом Полярников" по адресу Никитский бульвар, 9.
14.
В заключение, - еще пара ракурсов этого дома.
Вообще, удивительно! Начинаешь искать информацию просто о доме, где жил человек, - а перед тобой раскрывается История Старой Москвы, её удивительные судьбы, тесно переплетенные с судьбами человеческими...
Именно здесь, в этом храме Федора Студита похоронен отец Александра Суворова - Василий. В этом же маленьком уютном храме сам великий полководец постоянно бывал на церковных службах. Его дом был совсем рядом, на Большой Никитской, рядом с церковью Большого Вознесения, где венчался Пушкин с красавицей Натали...
15.
16.
Источники:
Вячеслав Зверев, Виктор Леви. "У самых Никитских ворот".
Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.
И другие
© Vladimir d’Ar, 2017