http://www.historicus.ru/Teatralnoe_delo_v_SSSR/ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА В СССР 20-30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Отличительные черты ТРАМов
В 20-30-е годы ХХ века в театральной среде СССР сложилась особая ситуация. С началом НЭПа в стране началось сокращение числа театров, в первую очередь, за счет любительских и полупрофессиональных коллективов. В результате появилось огромное количество лиц, имевших небольшой артистический стаж за счет работы в самодеятельных театрах, но считающих при этом себя профессиональными актерами. Большинство таких работников, не сумев найти работу, регистрировались на биржах труда в качестве безработных. Для урегулирования возникшей ситуации местными отделениями союза Рабис создавались коллективы из безработных артистов. Такие труппы обслуживали по преимуществу небольшие города: Славгород, Павлодар, Бийск, Камень, Мариинск. В крупных городах коллективы безработных артистов работали на сценах летних театров, в рабочих клубах, а также по понедельникам в здании зимних театров. Из местных безработных актеров часто набирались артисты на вторые роли, а также артисты в хор. В результате актерская среда сосредоточила значительное число работников невысокой квалификации.
На протяжении 1920-х гг. государство, несмотря на поддержку «старых» актерских кадров, в определенной степени пыталось регулировать социальный состав артистической среды, стремясь создать однородный отряд социалистической театральной интеллигенции. Происходило это как прямыми методами: через открытие учебных заведений и театральных студий, так и косвенными путями: через появление любительских театров. Между тем, несмотря на действия партийных и государственных органов, театральная интеллигенция в течение всего рассматриваемого периода характеризовалась внутриструктурным делением. В артистической среде можно выделить как минимум два профессиональных слоя. Верхний - ведущие актеры профессиональных театров, и нижний - малоквалифицированные артисты, работавшие по преимуществу в коллективах безработных, а также на вторых ролях в профессиональных театрах. Кроме того, театральная интеллигенция не была гомогенна в социальном плане. Улавливается некоторая связь между уровнем профессионализма и социальным происхождением актера. Артисты невысокой квалификации, оказавшиеся на сцене, как правило, за счет игры в любительских театрах, являлись зачастую выходцами из рабоче-крестьянской среды. Вместе с тем профессионализм актера вовсе не означал его дворянского или буржуазного происхождения. Наконец, государственная политика по формированию социалистической интеллигенции не привела к концу 1920-х гг. к принципиальным сдвигам по сравнению с ситуацией начала десятилетия. В конце 1920- х гг. ведущие театральные силы являлись преимущественно представителями «старой» интеллигенции, новые кадры не сумели занять первых позиций в профессиональных театрах .
В данных условиях во многих регионах страны стали появляться и активно функционировать ТРАМы. Необходимо отметить, что не во всех регионах ТРАМы пользовались успехом (например, они не нашли распространения в Новосибирске), однако в общем их популярность была довольно высока.
Вообще, рубеж 30-х годов - это пик трамовского движения, время его наибольших успехов. Организационные принципы театра рабочей молодежи, его идеология и поэтика уже совершенно определились. ТРАМ - пропагандист комсомольской точки зрения на те или иные вопросы общественной жизни. (Характерен лозунг, выдвинутый ленинградскими трамовцами в сезоне 1926/27 года: «Театр на баррикады нового быта»).
Художественные особенности театров рабочей молодежи наиболее отчетливы были в творчестве самого именитого из них - Ленинградского. Эти особенности таковы. В основе спектакля лежал сценарий на молодежную и злободневную тему, создававшийся «своими» авторами при непосредственном участии театра. Во многом это был театр маски: политической (капиталист, вредитель и др.) и бытовой, «комсомольской» (серьезный комсомолец-активист, «бузливый» паренек, хулиган и т.д.). Актерский профессионализм скорее осуждали, видя в нем «испорченность». Распределение ролей было типажным, драматические ситуации - близкими исполнителям. В постановках ТРАМов доминировал не актер, а режиссер, который ставил синтетический спектакль - с песнями, танцами, физкультурными упражнениями .
Среди наиболее известных ТРАМов выделялись Ленинградский и Московский.
Ленинградский ТРАМ создан в 1925 на основе самодеятельного театрального коллектива Дома коммунистического воспитания молодежи им. Глерона. Организатором, руководителем и основным режиссером нового театра был М. В. Соколовский, который за несколько лет до создания ТРАМа выдвинул идею молодежного театра нового типа, связанного с рабочей молодежью, с ее общественным бытом, проблематикой и эстетическими требованиями. Развивая и совершенствуя опыт клубных постановок тех лет, работу «агитбригад» и «живых газет», стремясь сделать этот опыт достоянием профессиональной сцены, трамовцы направили свои усилия на создание спектаклей, главными героями которых были молодые рабочие, воинствующие строители новой жизни, утверждающие в быту и на производстве новое отношение к труду и новую мораль. Ленинградский ТРАМ открылся пьесой «Сашка Чумовой» А. Горбенко. Важное место в программе ТРАМа принадлежало и новым принципам организационно-творческой жизни коллектива, и самой форме спектаклей, которые должны были стать трибуной действенной политической агитации, средством прямого вмешательства в жизнь. Этой общей задачей, выдвинутой театром, были обусловлены драматургический, режиссерские и актерские художественные приемы. Здесь впервые нашли применение «наплывы», «игра отношения к образу», разрушение непрерывности сценического действия прямыми и неожиданными ораторскими обращениями в зрительный зал и др. Развивая опыт агитационного театра, ТРАМ стремился создать свою собственную драматургию. Пьесы трамовских драматургов Горбенко, Н.Львова, С.Кашевника, И.Скоринко, П.Маринича разрабатывали вопросы быта и производственной жизни молодежи, чаще обращаясь к этическим проблемам, утверждая новые жизненные принципы. Наиболе примечательным спектаклем была оперетта «Дружная горка», музыку для которой написал композитор В.Дешевов. На сцене ленинградского ТРАМа были поставлены сатирическая комедия «Выстрел» А.Безыменского (1929) и драма «На Западе бой» Вс.Вишневского (1932), одна из первых самостоятельных работ режиссера Р.Р.Сусловича .
В 1928-1929 годах в репертуаре Лентрама появляются «диалектические представления» по пьесам Н. Львова «Плавятся дни» и «Клеш задумчивый».
Целью диалектического представления был показ общественного явления в его сложности, противоречивости. В спектакле «Клеш задумчивый» разбиралось социалистическое соревнование. Ситуация выглядела парадоксальной: молодежная бригада стремилась к победе в соревновании, но из меркантильных соображений. Не менее противоречивы основные герои: он - комсомолец, изобретатель и при этом рвач; она - «усталая» комсомолка (усталая в морально-политическом плане) .
Имелись «наплывы», любимые трамовским движением: здесь это воспоминания, а, скажем, в спектакле «Плавятся дни» были и «проекты в будущее» - возможные варианты развязки.
В начале 1930-х годов ленинградский ТРАМ, как и другие ТРАМы по стране, начинает испытывать серьезные творческие трудности, его эстетическая программа изжила себя, стали остро ощущаться низкий профессиональный уровень актеров, прямолинейность, психологическая бедность и художественная наивность драматургии. При обращении театра к классике («Недоросль» Д.И.Фонвизина, 1933) обнаружилась несостоятельность при решении новых художественных задач. Не могло изменить положение и привлечение к работе в театре В.Кожича, Б.Зона, Н.Рашевской. В 1936 ТРАМ был слит с Ленинградским Красным театром.
В Москве существовал Центральный театр рабочей молодежи, которые впоследствии был переформирован в Театр Ленинского комсомола, ныне Ленком. ТРАМ был основан в 1927 году. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: «ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик», его участники опирались на опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре «Тревога»), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.
Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея «Ермоловой, днем работающей у токарного станка», популярная в то время, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин). Именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.
Еще один театр рабочей молодежи существовал в здании Зимнего театра в Орехово-Зуево. В 1919 году в здании Зимнего театра была создана театр-студия под руководством Бориса Евгеньевича Захавы. Лекции студийцам читали Е. Б. Вахтангов, М. Сарычева, А. В. Луначарский и другие известные деятели культуры и театра. По предложению Народного Комитета просвещения ореховский театр-студия весной 1923 года был направлен на гастроли по городам Сибири.
В конце 20-х годов при Зимнем театре был организован ТРАМ. С трамовской молодежью встречались Алексей Дмитриевич Попов, писатель Борис Горбатов. Театр ставил спектакли не только на сцене Зимнего театра, но и выезжал по окрестным селам и городам.
В начале 30-х годов ТРАМ прекратил свое существование и его место занял Колхозный театр. А в сентябре 1936 года был создан городской драматический театр под руководством преподавателя ГИТИСа, одного из учеников В. Э. Мейерхольда, Алексея Львовича Грипича. Обратившись вновь к классике, он осуществил здесь ряд интересных постановок. В репертуаре были пьесы как классических, так и современных авторов. Была отдана дань истории самого города - постановкой пьесы «Морозовская стачка», к которой были привлечены ее дожившие участники. Одним из первых А. Л. Грипич осуществил постановку пьесы Н.Погодина «Человек с ружьем».
С точки зрения условий становления ТРАМов в СССР, очень интересным представляется история национальных ТРАМов. Например, Киевский еврейский ТРАМ был создан в 1929 г. Его организаторы С. Новак и И. Мурский считали главным в деятельности ТРАМа показ преимуществ нового быта, то есть, как и большинство новых театров, коллектив занимался агитационно-пропагандистской работой среди населения. Коллектив показал в течение года свыше ста дневных и вечерних спектаклей. В этот же период появляются ТРАМы в Харькове и Днепропетровске.
В Харькове с 1929г. начал свою деятельность ТРАМ «Гезкульт», созданный при одноименном обществе содействия еврейской культуре. Критика неоднократно отмечала высокий профессиональный уровень первого еврейского передвижного агит-театра - театра синтетического характера, объединившего различные сценические жанры: комедию, водевиль, сатиру, оперетту, эстрадный номер. Руководил театром известный режиссер массовых представлений Н.Фореггер, художник - Айзенберг, директор - А.Люксембург. В труппу театра входили Р.Руфина, Е.Шаравнер, А.Шейнфельд, Н.Рашкова, И.Халиф и другие одаренные актеры, работавшие впоследствии в государственных еврейских театрах Украины. В качестве авторов-драматургов с театром «Гезкульт» сотрудничали И.Ферер, П.Маркиш, Ф.Сито, Л.Квитко, М.Пинчевский .
В 1925 г. слушателями Высших еврейских педагогических курсов (Киев) был организован коллектив «Мешулахес» (Наваждение). В этом театре было 8 участников, среди которых ведущее место занимали М.Гершензон (в будущем известный еврейский драматург), З.Скудицкий (в дальнейшем - научный сотрудник Института еврейской пролетарской культуры, занимавшийся изучением еврейского фольклора) и В.Гутянский (впоследствии - известный драматург, детский писатель). Все они были авторами драматургических сюжетов, которые «Мешухалес» исполнял в музыкальном сопровождении В.Гутянского (фортепиано) и Фастовского (скрипка). «Мешухалес» был театром малых форм агитационно-сатирического направления, который боролся с так называемыми пережитками прошлого, а также с пролетарской модой. Шефом театра выступил еврейский клуб «Комфон» .
Среди ТРАМов, функционирующих в союзных республиках, можно выделить также Белорусский центральный театр рабочей молодежи. Существовал в 1930-37. Создан из любителей драматического кружка клуба «КИМ». Режиссером театра был Б. Дольский, с 1934 художественным руководителем был назначен М. Зорев. В творческой деятельности театр ориентировался на ТРАМы Ленинграда и Москвы. Вначале готовил концерты, инсценировки - «Генеральная линия» (по произведениям Д. Бедного), «Как Никита и Панас работать шли в колхоз», «Сплетнефон». Были поставлены спектакли: «Первый штандарт» (1930, коллективная пьеса), «Тревога» Ф. Кнорре (1931), «Новый город» И. Гурского (1932), «Продолжение следует» (1934) и «Ася» (1936) А. Бруштейн, «Аристократы» Н. Погодина (1935), «Тартюф» Мольера (1934), «Музыкантская команда» Д. Дэля (1936), «Дон Жуан» («Севильский обольститель») Тирсо де Молина (1937). В 1937 году театр прекратил свое существование .
Широкое распространение получили театры рабочей молодежи в Восточной Сибири. Первый молодежный коллектив актеров театра рабочей молодежи в Восточной Сибири был образован по инициативе комсомольцев из членов драматических кружков городов Иркутска, Красноярска, Читы. Только в 1928 г. трамовцами были проведены выступления в 30 населенных пунктах, расположенных по линии железной дороги, где они выступали преимущественно в рабочих клубах. В начале первой пятилетки состав молодежного театра насчитывал 43 человека, из них 30 комсомольцев. В 1929-30-х годах они побывали с концертами в воинских частях особой Дальневосточной армии (ОДВА) во время конфликта на КВЖД, поднимая боевой и моральный дух красноармейцев перед боями; принимали участие в проведении текущих хозяйственно-политических компаний. Из репертуара театрального молодежного коллектива большим успехом пользовались такие подготовленные им пьесы как «Бузливая когорта», «Зови фабком», «Ударник», проведя в общей сложности 43 постановки, охватив 32 тыс. человек .
С осени 1930 г. «трамовцы» приступили к репетиции новой пьесы под названием «Дай пять», провели дополнительный набор молодых талантов и активизировали свою деятельность. Из его состава выделились творческие бригады, подготовившие 9 инсценировок, выступавшие с ними на промышленных предприятиях во время обеденных перерывов, цеховых вечеров. При помощи такого бригадного творчества театром было проведено 200 вечеров, на которых присутствовало более 100 тыс. зрителей. Кроме того, бригадники проводили работу по созданию новых творческих самодеятельных коллективов (трамядер) в Черемхове, Гришеве, Зиме, Слюдянке, Игарке, на металлозаводе им. В. Куйбышева, слюдяной фабрике и «Сибфарфоре».
Деятельность театра молодежи находила широкую поддержку со стороны крайкома ВЛКСМ. В конце 1930 г. по решению бюро комитета была создана представительная комиссия для обследования условий труда театрального коллектива и оказанию практической помощи в дальнейшем его развитии. С учетом предложений этой комиссии весной 1931 г. ТРАМ провел работу по проведению нового набора, позволявшего создать при театре четыре творческих сектора для повышения мастерства артистического исполнения своих ролей в спектаклях. В связи с этим был открыт набор на театральное, режиссерско-драматическое, изобразительное и музыкальное отделения.
В середине мая 1931 г. крайком ВЛКСМ организовал проведение вечера, посвященного трехлетнему юбилею деятельности театра рабочей молодежи. За этот период была поставлена пьеса «Бузливая когорта» - 62 раза, «Зови фабком» - 48, «Ударники» - 70, «Дай пять» - 20, «Малые формы» - 218 раз. Бригады ТРАМа усуществили на предприятия 189 выходов, провели на сельхозработах 90 дней. Коллективом театра оказана помощь в организации 4 колхозов, 6 ТОЗов, заложено 18 силосных ям, распространено займа «Пятилетка в 4 года» на 2,5 тыс. рублей. Всего обслужено во время проведенной работы 212 тыс. человек. За ударный труд среди населения края коллектив театра в честь юбилея удостоен почетного звания ударной бригады комсомола на фронте искусства и по праву награжден Красным знаменем. Высокая оценка деятельности театра была дана также краевым комитетом партии.
За годы второй пятилетки ТРАМ постоянно увеличивал свои творческие силы, совершенствуя театральное мастерство. В июле 1935 г. коллектив молодежного театра впервые за время своего существования обратился к классическому репертуару и поставил трагедию И. К. Ф. Шиллера «Разбойники».
Среди наиболее интересных ТРАМов можно отметить и Архангельский ТРАМ, появивщийся в 1929 году. Осенью 1929 года архангельские трамовцы приступили к репетициям пьесы «Клеш задумчивый». Работа протекала в бывшей лютеранской церкви, где сейчас находится малый зал областной филармонии.
В начале следующего года сыграли премьеру пьесы «Клещ задумчивый». Затем поставили еще несколько агитационных пьес. Актеры репетировали и выступали в спектаклях «без отрыва от производства». Любительский период ТРАМа заканчивается в 1933-м, театр получает статус профессионального. Но свой первый юбилей - пять лет - этот профессиональный театр встречает без стационарной площадки. Вместо целого здания кирхи в его распоряжении остается лишь малая часть. По сути, сделавшись передвижным, ТРАМ показывает спектакли то в клубах лесозаводов, то на сцене архангельского кинотеатра «Ударник» .
В это время в трамовском движении произошли значительные перемены. Их отсчитывают от постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», принятого 23 апреля 1932 года. ТРАМы перестроились в сторону профессиональной учебы и традиционной драматургии, в том числе классики. В репертуаре Архангельского ТРАМа возникли «Недоросль», «Ревизор», «Тартюф». Известно, что оформили «Тартюфа» по материалам Михайловского театра. Петербургский Михайловский театр - это императорская франкоязычная сцена, закрывшаяся в феврале 1917-го. Нельзя представить ничего более далекого от ТРАМов, какими они были в конце двадцатых годов. Но «перестроившиеся» трамовцы, работая над «Тартюфом», не считали зазорным обратиться к опыту имперского театра. Точнее, к их опыту «передачи эпохи». И появился, например, задник-гобелен с танцующими нимфами. Один из зрителей «Тартюфа» в Архангельском ТРАМе писал в газете: «Зал покидаешь с возросшим чувством вражды к проповедникам религии» («Советская мысль», 29 октября 1936 года, Великий Устюг) .
«Передача эпохи» делается важной задачей для ТРАМа. Декорация - бытовой павильон, где актеры раскрывают характеры и извлекают уроки для советского зрителя, - это сущность ТРАМов во второй половине тридцатых. Фоном становится борьба с формализмом. Как «хорошее», так и «плохое» было в последнем сезоне Архангельского театра рабочей молодежи - сезоне 1936/37 года. Весь он прошел на гастролях: с октября по апрель - Великий Устюг, в мае - июне - Онега. В Великом Устюге было сыграно 174 спектакля, осуществлен ряд постановок. Директор и художественный руководитель ТРАМа В. Соловьев сетовал, что вместо полутора-двух месяцев над пьесой работали по три и даже две недели, иначе «хозяйственный прорыв». Но что примечательно, в таких тяжелых для творчества условиях трамовские режиссеры предлагали яркие, а иногда и смелые сценические решения. Пьесу К. Гольдони «Лжец» режиссер В. Новицкий поставил в духе комедии масок. Текст «Воспитанницы» А. Островского он дополнил некой своей «импровизацией». Местная газета такой подход не одобрила. Директор в порядке самокритики признал «грубые творческие ошибки и идеологические вывихи» в спектаклях «Женитьба Бальзаминова», «Таланты и поклонники», «Лжец».
Директор признал и «допущение превалирующего внимания классикам». Помимо названных классических пьес в репертуаре сезона «Памела Жиро» Бальзака - мелодрама о благородной цветочнице, а также «Тартюф», Пушкинский и Чеховский вечера. «Серьезная» советская пьеса всего одна - «Слава» В. Гусева. Тяжелому положению английского пролетариата был посвящен спектакль «Сэлли» (авторы драмы или мелодрамы Р. Гоу и В. Гринвуд).
Бывший архангельский ТРАМ существует до сих пор, сегодня это Северодвинский драматический театр.
Интересными с точки зрения театрального молодежного движения были 1928-1936 годы во Владивостоке. С 1928 г. во Владивостоке действовал также молодежный самодеятельный театр «Синяя блуза». За четыре года существования его спектакли посмотрело около 46 тыс. зрителей. Это позволяет говорить о достаточной популярности молодежного самодеятельного театрального движения в Дальневосточном крае .
Репертуар «Синей блузы» заметно видоизменялся на протяжении существования театра - от спектаклей, в которых текст сопровождался динамическими движениями, чечеткой и частушками, до обозрений, водевилей и эстрадных пьес.
Собственно ТРАМ был создан в 1934 г. Его возглавил молодой талантливый режиссер из театра им. М.Горького Павел Розанов. Спектакли давались в помещении клуба им. Ильича завода им. Ворошилова. ТРАМ, пройдя сложный путь развития, в 1936 г. будет преобразован в Краевой театр молодежи.
Несмотря на значительную популярность трамовского движения, оно было недостаточно профессиональным и внутренне противоречивым. Спектакли строились на сценариях, которые во многом носили полуимпровизационный характер. Отход от полноценной драматургии, от классического наследия подчас приводил к схеме, примитиву, не мог не сказаться отрицательно на культуре актёрского исполнения, а идеологическая заданность и прямолинейность со временем полностью задавили театральное творческое начало. Это привело к тому, что к середине 30-х годов трамовское движение угасло.