http://www.historicus.ru/Teatralnoe_delo_v_SSSR/ Культурный контекст конца 20-х - 30-х годов ХХ века
Политика советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства.
Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская интеллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры E.G. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд и др. Часть интеллигенции вначале отказывалась от какого-либо сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство же не ограничилось попытками привлечь интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, а перешло к репрессиям. В 1922 г. большая группа ученых, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были ученые, философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков.
Первоочередной задачей культурного строительства была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин.
В 1920 г. при Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК л/б), которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка квалифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей и укреплением материальной базы образования.
После ряда экспериментов к концу 20-х гг. система народного образования была радикально перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, утверждена идеологическая основа образования - марксистское учение.
Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них - на 1,7 млн. чел. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 г., утвердил правила приема в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодежи в институты в 1919 г. при вузах начали работать Лабилен. В 1920/21 учебном году насчитывалось 244 вуза.
Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям: сохранялись традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки и возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты. В 1917-1922 гг. число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 г., возросло количество научных работников, составив 25 тыс. чел. к 1927 г. К концу 30-х гг. в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тыс. чел.
Крупными достижениями были отмечены естественные и точные науки, связанные с именами И.П. Павлова (1849-1936), Д.О. Вернадского (1863-1945), А.Л. Крылова (1879-1955), Н.Е. Жуковского (1847-1921), А.Л. Карпинского (1887- 1943), Н.М. Вавилова (1887-1943), С.Д. Лебедева (1874-1934) и Д.Д. Бызова (1880-1934). Позитивное значение для развития науки имело восстановление связей советских ученых с международными научными центрами .
Социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения и в художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.Н. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. Коровий, И.Я. Билибин, А.П. Павлова, С.В. Рахманинов.
Советскую литературу создавали писатели Л. Леонов (роман «Барсуки», 1924; «Вор», 1929), М. А. Шолохов («Донские рассказы», 1926; «Тихий Дон», 1928-1940), Л. Н. Сейфуллина (повести «Правонарушители» 1922, «Виринея», 1924), А.А. Фадеев (роман «Разгром», 1927; «Последний из Удэге», 1929-1940), поэты В.В. Маяковский, H.H. Асеев, Д.С. Тихонов, А.А. Жаров.
20-е гг. связаны с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей (РАНИ), которая представляла левое течение в культуре. Группа «Перевал» (М. А. Светлов, М. М. Пришвин, А. К. Воронский, Э. Г. Багрицкий и др.), выступающая оппозиционной силой в РАППе, боролась за преемственность современной культуры рабочего класса с отечественной и мировой классикой. Другие члены РАППа выступали за утверждение новых форм в литературе .
В 1934 г. возникла профессиональная организация литераторов - Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшийся в СССР М. Горький, пользующийся непререкаемым авторитетом в литературной и общественной жизни. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936) он показал широкую картину социальной, политической и духовной жизни предреволюционной России.
В 20-З0-х гг. получил развитие исторический роман. Вернувшийся из эмиграции в 1924 г. А.Н. Толстой (1882-1945) писал роман «Петр I» (кн. 1-3, 1929-1945). К исследованию русского национального характера, наиболее полно проявившегося в переломные моменты истории, обратились С. Н. Сергеев-Ценский (1875-1958) - роман «Севастопольская страда», С. А. Чапыгин (1870- 1937) - романы «Разин Степан», «Гулящие люди», А. С. Новиков-Прибой (1877- 1944) - историческая эпопея «Цусима», О. Д. Форш (1873-1961) - романы «Одеты камнем», «Радищев», «Первенцы свободы».
В 20-х гг. продолжало знакомить широкую публику с российской живописью «Товарищество передвижных выставок». Возникли новые организации: «Ассоциация пролетарских художников», «Ассоциация художников революционной России», «Общество московских художников». Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью: «Председательница» Г. Г. Ряженого (1895 - 1952), «Тачанка» М. Б. Грекова (1882-1934), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» И.И. Бродского (1884-1939), «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки (1899-1969). Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции: «Броненосец Потемкин» Вс. В. Иванова (1895-1963), «Любовь Яровая» К. А. Тренева (1876- 1945), «Разлом» Б.А. Лавренева (1891- 1959) .
В 1918 г. в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории. Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы. В годы Гражданской войны были написаны песни как самодеятельными авторами, так и профессиональными композиторами. Репертуар музыкальных театров составляли в целом классические произведения. В 1927 г. Р. М. Глиэр (1875-1956) написал балет «Красный мак», ставший классикой советской балетной музыки. В 20-х гг. успешно работал ДД. Шостакович (1905-1975): Вторая симфония «Октябрь», Третья симфония «Первомайская», балеты «Золотой век», «Болт» и опера «Леди Макбет Мценского уезда». Огромный интерес у советских слушателей вызвали такие произведения С. С. Прокофьева (1891-1953), как опера «Любовь к трем апельсинам» на сюжет К. Гоцци и балет «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение советского и мирового музыкального искусства.
В 30-е гг. советская музыкальная культура обогатилась замечательными произведениями Б. Асафьева (1884-1949) - балеты «Пламя Парижа», «Бахчисарайский финтит, А. М. Баланчивадзе (1806-1958) - балет «Сердце гор», Ф. 3. Яруллина - балет «Шурале», И. И. Дзержинского (1909-1978) - опера «Тихий Дон».
В 1925 г. на экраны вышли историко-революционные фильмы С. М. Эйзенштейна (1898-1948) «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставший шедевром советского и мирового киноискусства. В 30-е гг. патриотическая тема была им воплощена в фильме «Александр Невский». Ведущей темой советской кинематографии была революционная: «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфец), «Человек с ружьем» (реж. С. Юткевич) и др. С возникновением звукового кино открылись огромные возможности обращения к сложным вопросам и глубокого их разрешения, к экранизации произведений классической литературы, а также к раскрытию таланта актеров.
Значительным событием в культурной жизни советского общества был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова (1903-1983) «Веселые ребят», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» .
Во второй половине 30-х гг. возникла необходимость разработки генеральных планов реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда, что было связано с индустриализацией страны и ростом городского населения. Широкое развитие получило строительство жилых, административных, транспортных, культурно-бытовых и других сооружений. Началось строительство Московского метрополитена, канала Москва - Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
Учреждения культуры в СССР периода 20-30-х годов
Состояние учреждений культуры в СССР в означенный период целесообразно рассматривать не в совокупности, а отдельно для города и для деревни, поскольку разрыв между культурным состоянием первого и второго в 20-30-е годы был очень велик.
Конец 20-х - начало 30-х годов в СССР ознаменовались разработкой программ по культурному преобразованию сельских районов. К концу 20-х годов во многих сельских районах открылись избы-читальни. В некоторых селах работало радио, демонстрировались фильмы. Правительству необходимо было охватить культурными преобразованиями возможно большее количество населения, чтобы распространить свою идеологию и начать постепенно, насколько позволяли возможности государства, приобщать крестьян к общественной жизни страны. Из Центра на места периодически поступали распоряжения о порядке и формах проведения культурных преобразований. Местное руководство на основе указаний центральных учреждений издало свои постановления. Значительная их часть касалась просветительных мероприятий.
Одно из преобразований, которое необходимо было провести - создание культурных фондов. Денежные средства из культурных фондов предполагалось использовать для бытовых, медицинских, образовательных и просветительных нужд. Согласно «Положению о создании и проведении расходования культфондов в колхозной системе» (март 1930 г.) предполагалось, что культфонды будут создаваться из ежегодных отчислений каждым колхозом в размере 5% от «условно-чистой доходности», из всех получаемых колхозом средств из внеколхозных источников на культурные мероприятия, из оставшихся с прошлого года средств, предназначенных на культурно-просветительные работы.
Другие источники пополнения кассы культфонда исключались. Расходы на культурные мероприятия не должны были превышать денежных возможностей культурных фондов. Что касается просветительной области, то в этом отношении средства предполагалось тратить на содержание и пополнение библиотек, организацию различных кружков (домоводства, огородничества и т. д.), организацию выставок, проведение экскурсий, выписку газет, журналов и т. д. В распоряжении колхоза были не все собранные им на культфонд средства. 50% переходило в централизованный фонд окружного или областного союза. Из них 30% оставалось на счету округов и областей, а 20% поступало в краевой союз.
Колхозу, таким образом, принадлежало 50% суммы. В свою очередь краевые союзы из чистой прибыли должны были выделять на культфонд 25%, из них 25% необходимо было передавать в централизованный фонд Крайсоюза Колхозсоюзов. 20% денег, поступивших в централизованный фонд окружных, краевых и областных организаций шли на содержание кружков и библиотек, проведение экскурсий.
Также в апреле 1930 года Президиум Крайсоюза Колхозсоюзов утвердил «Положение о культурно-бытовых комиссиях колхозов». По этому положению для проведения культурно-просветительной работы среди колхозников и внедрения новых форм быта в колхозах создавались культурно-бытовые комиссии. Комиссия отчитывалась за свою работу и за использование средств культфонда перед правлением и на общем собрании колхозников или уполномоченных. Культурно-бытовая комиссия состояла из 7-9 человек, избранных общим собранием членов колхоза или уполномоченными. Руководил работой культурно-бытовой комиссии председатель (он же член правления колхоза). Из остальных работающих в комиссии выдвигали секретаря и ответственных за различные сферы культуры. При культурно-бытовой комиссии из работников колхоза должны были создаваться секции (каждая из 3-5 человек) по отдельным отраслям: школьной, бытовой, библиотечной, массовой и др. Срок полномочий комиссии определялся сроком полномочия правления колхоза. Члены культкомиссии от основной работы не освобождались, особого вознаграждения не получали, за исключением редких случаев. В области просветительной работы комиссия и ее секции занимались организацией в колхозах сельскохозяйственного, производственного, огороднического, военного и других кружков, организацией и налаживанием работы в клубе, избах-читальнях, организацией уголков, выпиской и распространением книг, газет, журналов, выпуском стенных газет, установкой радио и кинофикацией колхозов, проведением экскурсий. Дополнительные средства на проведение своих мероприятий культурно-бытовая комиссия могла получать от устройства платных спектаклей, концертов, вечеров, общественных работ, от добровольных трудовых затрат внутри колхозов.
Большое значение придавалось библиотечной работе. По положению о библиотеках, от 30 марта 1930 года библиотечной работой занимались:
1. библиотечный совет (обычно организовывался в станицах, крупных колхозах), состоявший из: представителей партийной и комсомольской ячеек, культсекции сельского совета или РИКа, культурно-бытовых комиссий колхозов и совхозов, находящихся в районе действия библиотеки-читальни, профессиональных организаций, школы, потребительского общества, сельскохозяйственной кооперации, пионеров, рабселькоровской организации; состава работников библиотеки-читальни; представителей кружков, работающих при библиотеке; представителей от обслуживаемого библиотекой населения, читателей библиотеки, подписчиков газет, посетителей бесед, лекций, киносеансов и др. (не менее 5 человек). Председателем библиотечного совета являлся заведующий библиотекой-читальней;
2. библиотечная подкомиссия при культурно-бытовой комиссии колхоза с председателем, ответственным за культпросветработу в колхозе;
3. постоянный работник библиотеки, выделенный из числа работающих в колхозе и считавшийся наиболее политически грамотным. Его оплата равнялась оплате других руководителей отдельных отраслей колхозной работы;
4. книгоноши (для доставки книг работающим на полях);
5. читательский актив, оформленный в кружки друзей библиотеки .
Очевидно, что обозначенные пункты программы культурного развития сельских районов достаточно разнообразны и масштабны, однако нельзя не отметить, что на деле претворение данных мероприятий в жизнь встречало значительные трудности, поскольку программа не учитывала в достаточной степени условия жизни и особенности труда сельских жителей. Об этом говорит, в частности, пункт о доставке книг колхозникам, работающим на полях, не учитывающий, что во время работы в поле, особенно в период страды, колхозник, озабоченный планом, не станет добровольно тратить время на чтение. Подобная наивность некоторых положений программы бросается в глаза.
Если говорить о городе, то в городах в 20-е - 30-е годы были созданы культурно-просветительные учреждения, которые превратили творческую деятельность в культурно-просветительскую работу, призванную повышать уровень духовного обслуживания населения, т. е. зачастую заполнять досуг культурными поделками, называемыми результатами народного творчества. Произошла дифференциация, точнее - элитаризация: для одних по-прежнему были доступны театры, концерты, для других - клуб на долгие годы стал единственным очагом культуры, если учесть, что он культурно обслуживал преимущественно тех, кто постоянно проживал в общежитиях, т.е. в антисоциальных и антикультурных условиях.
Трагические последствия для экономики и особенно для культуры имели постоянно нарастающие, практически никем не регулируемые и никак не сдерживаемые лавинообразные потоки миграции миллионов людей из деревень и небольших поселений в большие города. Это неизбежно вело к утрате старой традиционной культуры, ломке привычного образа жизни и хозяйственного уклада, к волюнтаристскому насаждению новой городской индустриальной культуры. Люди из деревни, вырванные из социального и культурного контекста привычных для них, веками складывавшихся отношений, связей, традиций, теряя старую культуру, не приобретали новую; приобщение к городу носило формальный, внешний, приспособительский характер, так как переезжали они в город в поисках работы и хлеба, а не в поисках культуры. И без того малообразованная, малокультурная городская среда постоянно пополнялась многочисленными отрядами выходцев из деревни, быстро утрачивавших в новых условиях традиционные стереотипы психологии и идеологии деревенского образа жизни и столь же быстро усваивавших новые псевдогородские.