Театральное дело в СССР. Часть 3

Mar 30, 2015 10:12

http://www.historicus.ru/Teatralnoe_delo_v_SSSR/

Театры юного зрителя

Театр юного зрителя в 20-е-30-е годы был новым явлением для театральной России, поскольку до революции 1917 года в стране не существовало подобных театров.
Становление детских театров в СССР связано с именем первого народного комиссара просвещения А.В. Луначарского, который возглавляя директорию Государственного театра для детей в г. Москве. Помимо Луначарского в дело развития детского театра в СССР внесли вклад А.А. Брянцев, Н.И. Сац, Ю.М. Бонди, Г.Л. Рошаль, А.И. Соломарский, С.Я. Городисская, А.А. Такаишвили, Г.И. Шагаев.
Одним из старейших ТЮЗов страны является Саратовский ТЮЗ. 4 октября 1918 года в Саратове открылся «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян Советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции В.И. Ленина». Первый спектакль поставленный на сцене театра - «Синяя птица» Метерлинка. В репертуаре театра в 1918-19 годах были: «Хижина дяди Тома» по Бичер-Стоу, «Рабочая слободка» Карпова, «Скупой» Ж-Б. Мольера, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Мещане» М. Горького, «Светит да не греет» А.Н. Островского. Главным режиссёром театра в тот период был Н.М. Немиров.
Инициатором создания театра был председатель отдела искусств при Саратовском Губисполкоме Д. И. Бассалыго. Уже первые годы работы театра отмечены серьезными режиссёрскими работами А. Роома, Л. Дашковского, Л. Браусевича, А. Соломарского.
С 1919 года театр обслуживал Красную Армию и был переименован в Красноармейский театр им. В.И. Ленина.
В 1925 году по праздничным дням спектакли играются в помещении театра им. Чернышевского, среди спектаклей были «Хижина дяди Тома», «Волшебная флейта» в постановке Л.Ф. Дашковского.
Вновь Саратовский театр открылся 4 мая 1930 по инициативе студийцев «Деревенского театра». Художественным руководителем театра стал Л.Ф. Браусевич. В июне 1930 года Наркомпрос РСФСР утвердил за детским театром название ТЮЗ. Весной 1934 года ТЮЗ был распущен, но осенью вновь организован.
Лучшие постановки конца 30-х - начала 40-х года XX века: «Конёк-Горбунок» Ершова, «Золотой ключик» по А. Толстому, «Детство маршала» Всеволожского, «Проделки Скапена» Мольера.
Среди наиболее интересных театров конца 20-х - середины 30-х годов ХХ века можно выделить и Московский областной государственный театр юного зрителя. Театр был создан 25 октября 1930 года как передвижной сектор Московского театра юного зрителя для обслуживания сельских районов Московской области. Это был единственный передвижной детский театр в Советском Союзе. С 1932 именовался Московский областной театр пролетарских ребят. Своё название «Московский областной театр юного зрителя» он получил в 1936 г.
Во время Великой Отечественной войны Московский областной ТЮЗ единственный из детских театров не был эвакуирован в тыл, а остался в осажденной Москве, продолжая играть спектакли для детей, кроме того, дал сотни шефских концертов в военных частях и госпиталях для бойцов и офицеров Советской Армии.
В Харькове в 1920 году открылся Театр для детей. В 1921 году театр преобразовали в Театр сказки, а затем в Первый государственный театр для детей. С 1933 года театр стал называться ТЮЗом имени М. Горького. Здесь работали режиссеры В. Скляренко, В. Вильнер, В. Нелли. Школа харьковского ТЮЗа - это первая государственная театральная школа в Харькове, созданная при участии заведующего театральным и репертуарным отделами наркомата просвещения, профессором Харьковского университета А.И. Белецкого. Школа имела два отделения. Одно с шестимесячным курсом обучения для переподготовки уже работающих актеров (руководитель известный режиссер и педагог Н.Н. Синельников), другое - двухгодичное, предназначенное для обучения актерскому мастерству с широкой программой, включающей истории искусств. Заведующим школой был назначен режиссер С. П. Пронский.
Николай Николаевич Синельников - известный на юге России театральный режиссер пришел в школу уже не молодым человеком, давно определившимся режиссером русского дореволюционного реалистического театра. Сергей Павлович Пронский был режиссером зрелищного театра. Для него основой работы была красочность, острота мизансцен, выразительность жеста, динамичность характера.
Так, казалось бы, противоречивое сочетание двух направлений в работе режиссеров-педагогов обеспечивало молодым актерам разностороннюю подготовку. В то время была острая проблема детской пьесы. Пьес для детей тогда не писали. Эту проблему нужно было решить, во, что бы то ни стало.



«В период репертуарного кризиса и поисков, совершенно случайно, подвернулась новая и еще нигде нешедшая пьеса Ричарда Победимского «Подвиги Геркулеса», - писал А. И. Белецкий в сборнике «Театр для детей», но не указывает, что Ричардом Победимским был он сам . Содержание пьесы известно только по пересказам самого А.И.Белецкого и его сыновей. По мотивам известного мифа была создана «созвучная эпохе» пьеса-гротеск с элементами буффонады и пародийности. Премьера состоялась 6 ноября 1921 года, и в течение сезона 1921-22 годов спектакль прошел 60 раз днем бесплатно для детей и 9 раз вечером платно для взрослых.
Постановщик С. П. Пронский долго искал исполнителя на роль Атланта. Он привел в театр молодого студента Харьковского лесотехнического института. Это был Марк Рейзен (в будущем народный артист СССР). Никому неизвестный студент стал первым исполнителем роли Атланта, и когда его обаятельный сильный голос заполнял небольшой зрительный зал, все зрители, и маленький, и взрослые подчинялись обаянию и могучей силе героя. М. О. Рейзен недолго прослужил В детском театре - он перешел на сцену Харьковской государственной оперы. С 1930 года - солист Большого театра СССР.
Оформление «Подвигов Геркулеса» было поручено двум художникам Н. П. Акимову и Г. А. Цапоку. Использовав объемные цветные конструкции в сочетании с своеобразно решенными костюмами, они создали яркое зрелище, воссоздавшее атмосферу солнечной Эллады. В будущем Н. П. Акимов, известный театральный художник, режиссер и педагог, долгое время, возглавлял Ленинградский театр драмы и комедии на Невском, который и сегодня называют театром Акимова.
Следующим этапным спектаклем - вехой на пути к современной тематике, стала вторая пьеса Ричарда Победимского «Хубеане».
Это экзотическая, но вполне реальная пьеса, рисующая быт и борьбу негритянского племени против эксплуататоров. По сравнению с «Подвигами Геркулеса» это, несомненно, шаг вперед на пути к созданию социально-насыщенного спектакля. Спектакль, поставленный режиссером В.Б.Вильнером, прозвучал достаточно ярко и остро. Прекрасную музыку к нему написал композитор И.О.Дунаевский. В театре он работал и как композитор, и как заведующий музыкальной частью, и как дирижер, и даже как концертмейстер, разучивая с актерами отдельные музыкальные партии .
Объемные декоративные установки создал талантливый театральный художник Б.В.Косарев, с именем которого связывают возникновение в Украине авангардного направления в живописи. Являясь профессором Харьковского художественно-промышленного института, он воспитал целую плеяду замечательных художников.
Пьесой молодого украинского драматурга Владимира Гжицкого «По зорі» театр открыл свой пятый юбилейный сезон. Этой пьесе суждено было стать первой оригинальной украинской советской пьесой для детей. Премьера состоялась 7 ноября, в день празднования Октябрьской революции. Режиссер Ю. Юхименко, композитор К. Богуславский, художник А. Хвостенко-Хвостов с большим вкусом и мастерством использовали в спектакле украинские народные мотивы и песни, украинское декоративно-прикладное искусство.
После пяти лет исканий, ошибок, материальных трудностей театр добился общественного признания. В январе 1925 года состоялось его выступление перед Всеукраинским учительским съездом, вызвавшим необычайный интерес. В том же году был широко отпразднован 5-летний юбилей Первого Государственного театра для детей УССР. Такие замечательные коллективы, как театр «Березиль», театр им. Т.Г.Шевченка, театр им. И.Я.Франко, Московский театр В.Э.Мейерхольда, Государственный еврейский театр, Ленинградский ТЮЗ прислали свои поздравления юбилярам.
В период 1920-1925 гг. в театре работали режиссеры: С.П.Пронский, В.Б.Вильнер, М.А.Ленская (Московский Малый театр), Н.И.Собольщиков-Самарин, Б.С.Глаголин, В.Нелли-Влад, художники: Н.Акимов, Б.Косарев, Т.Иваницкий, Г.Цапок, А.Хвостенко-Хвостов, композиторы: Д.Ямпольский, И.Шиллингер, И.Дунаевский, Н.Грубин, Б.Яновский, Ю.Мейтус, К.Богуславский, В.Костенко.
В «Летописи 1920-1925 годов» А.И. Белецкого перечислены 43 фамилии актеров, работающих в разное время в театре. В 1926 году вместе с режиссером И. Марьяненком в труппу влились молодые украинские актеры: Ю.Крамаренко, И. Твердохлеб, И. Заховай, М. Уманец, М. Гайдабура.
Из репертуара 1926-1927 годов рецензенты выделяли спектакли «Женитьба» Н. Гоголя (реж. И.Марьяненко) и «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера (реж. Ф. Лопатинский) с участием Михаила Яншина, в будущем народного артиста СССР и актера Московского Художественного театра. В начале 1927 года по просьбе Советско-японского товарищества «Харипо-Кийкай» театр отослал на детскую выставку в Японию макеты своих постановок и эскизы художников, а также зарисовки декорационных деталей, фотоснимки спектаклей, рисунки детей и материалы исследований по программе «Дети-зрители». В театре велась серьезная исследовательская работы, был издан сборник «Театр для детей» (Опыт I гостеатра для детей в Харькове), в который вошло 4 статьи, изложенные на 76 страницах.
Работа театра всегда отражалась и рецензировалась в журнальной и газетной периодике всех советских изданий. С 1933 года это уже Харьковский театр юного зрителя, носящий имя пролетарского писателя А. М. Горького.
В 1935 году главным режиссером театра становится ученик Л. С. Курбаса, березилевец В. М. Скляренко. Он много и плодотворно работал с молодыми актерами и начинающими драматургами Украины, преподавал на курсах режиссуры и актерского мастерства в Харькове.
Летом 1936 года Харьковский ТЮЗ пригласили на гастроли в столицу СССР г. Москву. В 1937 году театр гастролирует в Ленинграде. В 1940 году театр вновь приезжает в Москву для участия в заключительном туре I Всесоюзного смотра театров для детей.
Интересным явлением в театральной жизни СССР был Ленинградский театр юного зрителя. Ленинградский ТЮЗ был создан в 1922 году. Открылся театр 23 февраля 1922 года премьерой программного спектакле «Конек-Горбунок». Возглавил театр режиссер и педагог Александр Александрович Брянцев.
Изобразительный язык ТЮЗа, учитывая законы образного мышления ребенка, создавался на эстетических принципах сказки, фольклора, национальных обычаев и народного театра.

В 1930-х годах советская драматургия заняла основное место в репертуаре ТЮЗов. Задачей их стала помощь школе и пионерской организации в воспитании детей и юношества в коммунистическом духе. Для школьников младшего возраста прорабатывался жанр театральной сказки, в которой фантастика и фольклор сочетались с элементами современной действительности («Снежная Королева» Г. X. Андерсена, «Красная Шапочка» Ш. Перро, «осовремененная» Е. Шварцем, и др.). Основу репертуара для подростков составляют приключенческие историко-революционные пьесы, пьесы из жизни школьников, пионеров, беспризорных, биографии великих людей и т. д. В центре внимания проблема морального и общественного облика подростка, его способность к подвигу. В дальнейшем развитии постепенно преодолевалось слишком узкое понимание специфики ТЮЗа, иллюстративность и дидактичность ряда детских пьес, значительно расширился круг авторов: К. Тренёв («Гимназисты»), В. Любимова («Серёжа Стрельцов»), А. Бруштейн («Голубое и розовое», «Так было»), А. Яковлев («Пионер Павлик Морозов»), В. Суходольский («Юность Тараса»), Ш. Дадиани («Из искры»), В. Катаев («Белеет парус одинокий»), И. Шток («Дом № 5»), А. Толстой («Золотой ключик»), М. Светлов («Сказка» и «20 лет спустя») и др. Для учащихся старших классов, кроме советских пьес, были предусмотрены спектакли с более углублённой проблематикой, в том числе пьесы европейских (Мольера, М. Сервантеса, Э. Ростана, Ф. Шиллера) и русских (А. Пушкина, М. Горького, Д. Фонвизина, А. Островского, Н. Гоголя и др.) классиков, выбор которых часто определялся школьной учебной программой .
Среди наиболее выдающихся театральных деятелей, работающих для детей в 20-30-х годах ХХ века, можно выделить Наталью Ильиничну Сац. Наталья Сац родилась в семье известного композитора Ильи Сац, автора музыки к спектаклю Московского Художественного театра «Синяя птица». Наталья Ильинична, кажется, была рождена, чтобы создавать детскую театральную сцену в России. Уже в 15 лет, в 1918 году, придумала и возглавила первый в мире детский театр - театр Моссовета. В 1921 году - еще один - Московский театр для детей, на основе которого был открыт Центральный детский театр, существующий до сих пор. Здесь Наталья Сац поставила спектакль «Золотой ключик, или Приключения Буратино», который сама называла кульминацией своей режиссерской работы. В 37-м была репрессирована. И даже в ссылке в Алма-Ате после нескольких лет лагерей она создала первый ТЮЗ Казахстана. Вернувшись после реабилитации в Москву, Наталья Сац решила создать детский музыкальный театр.

У истоков детского театра в СССР стоял и Сергей Владимирович Образцов. Сергей Владимирович Образцов родился 5 июля 1901 года в Москве, в семье инженера, впоследствии академика АН СССР, В. Н. Образцова. Мать его была владелицей известной в Москве гимназии. В 1918-1926 годах он учился на факультете живописи Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС). С 1920 года Сергей Образцов начал выступать с пародийными «романсами с куклами», завоевав к середине 1930-х годов широкую популярность на эстраде. В 1922-1930 годах он был артистом Музыкальной студии МХАТа (которая с 1926 года стала Музыкальным театром имени Вл.И.Немировича-Данченко), в 1930-1936 годах играл во МХАТе 2-ом. Исполнял актер преимущественно острохарактерные роли. В 1931 году дирекция Центрального Дома художественного воспитания детей решила организовать театр кукол и поручила С.В. Образцову руководство этим театром. Государственный центральный театр кукол открылся 16 сентября 1931 года. Весь штат тогда состоял из 12 человек. Театр начинался с имён Сергея Шошина, Евгения Сперанского, Екатерины Успенской, Константина Ревазова, пианистом был известный теперь композитор Юрий Милютин. Первым спектаклем, поставленным С. В. Образцовым, был «Джим и Доллар» Андрея Глобы. Этот спектакль был рождением Центрального театра кукол и рождением С.В. Образцова как режиссёра. Впоследствии этот спектакль игрался 500 раз. Далее были спектакли «Поросенок» по пьесе Сперанского, «По щучьему велению. В 1936 году театр получил здание на площади Маяковского. Было вложено много сил в переоборудование и ремонт театра. 3 ноября 1937 года открылись спектаклем «Кот в сапогах», а 4 ноября 1937 года была премьера «Большого Ивана».

Государственный центральный театр кукол послужил примером для кукольных театров по всей стране. Так, например, в 1933 году в Новосибирске был создан Новосибирский театр кукол. В Нижнем Новгороде в 1929 году был основан Новгородский (с 1932 года Горьковский) театр кукол. Театр был создан силами Татьяны Ивановны и Георгия Апполинарьевича Яворовских. В первой труппе театра, состоявшей из пяти энтузиастов, одна только Татьяна Яворовская была профессиональной актрисой.
Она и стала первым художественным руководителем «Театра Петрушки», как он тогда назывался. Георгию Яворскому, первому директору театра, принадлежит еще и заслуга создания первого в стране кукольного отделения в Горьковском театральном училище, которое начало подготовку профессиональных актеров - кукловодов, и по сей день является престижным факультетом России.
Очевидно, что конец 20-х - середина 30-х годов в СССР стали периодом бурного роста и развития детских театров, что послужило толчком для развития детской литературы.

Советский профессиональный театр конца 20-х - середины 30-х годов в СССР

В конце 20-х - середине 30-х годов репертуар советского театра развивался по двум направлениям. С одной стороны, продолжались постановки классики (как отечественной так и зарубежной), а с другой стороны театр все больше поворачивался в сторону соцреализма, в репертуаре стали в большом количестве появляться пьесы, которые впоследствии получили название «производственные».
При этом сохранялся музыкальный театр. В 20-х годах в Петрограде было несколько театров оперетты: Театр «Пассаж», Летний Буфф, Зимний Буфф, «Палас-театр», Театр комической оперы К. Марджанова, Театр и сад «Аркадия». В период НЭПа театры еще не были государственными и создавались как частные антрепризы. Наиболее известными были антреприза В. Пионтковской в Луна-Парке и петроградская оперетта М. Ксендзовского и А. Феона на Невском проспекте, в доме № 56 (ныне здание петербургского Академического театра комедии).
По решению Комитета по делам искусств, на основе двух коллективов: ленинградского Театра музыкальной комедии и части харьковской труппы летом 1929 года был создан новый театр «Музыкальная комедия Госнардома», ставший после московского вторым государственным театром оперетты в СССР. Художественное руководство театром возглавил А. Феона, музыкальное-дирижер из Харькова Н. Спиридонов.. И уже 17 сентября 1929 года театр открыл свой первый сезон опереттой Н. Стрельникова «Холопка». В планах нынешнего руководства на этот год намечена премьера этой знаковой для театра оперетты, но ранее, 10 октября состоится премьера комической оперы известного австрийского композитора Карла Миллёкера «Гаспарон».
Для Большого театра 20-30-е годы ознаменовались поиском новых форм в искусстве. Касьян Голейзовский ставит балет «Иосиф Прекрасный» С. Василенко (1925), Л. Лащилин и В. Тихомиров - спектакль «Красный мак» Р. Глиэра (1927), пользующийся огромным успехом у зрителей, В. Вайнонен - балет «Пламя Парижа» Б. Асафьева (1933).

В опере преобладают произведения Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских композиторов - «Трильби» А. Юрасовского (1924), «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (1927) .
Также в 20-е годы театр представляет публике лучшие оперы зарубежных композиторов: «Саломея» Р. Штрауса (1925), «Свадьба Фигаро» В.-А.Моцарта (1926), «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» (1925) и «Тоска» (1930) Дж. Пуччини («Тоска» обернулась провалом, несмотря на подчёркивание в постановке «революционной линии») .
В 30-е годы в печати появляется требование И. Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. Дзержинского, Б. Асафьева, Р. Глиэра. При этом вводится запрет обращаться к творчеству современных зарубежных композиторов.
В 1935 году с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое советскими и зарубежными ценителями, вызывает резкое неприятие власти. Хорошо известна статья «Сумбур вместо музыки», приписываемая Сталину и ставшая причиной исчезновения этой оперы из репертуара Большого театра.
Для Мариинского театра послереволюционное время было достаточно трудным. После революции труппы покинули практически все ведущие артисты. Однако театру удалось сохранить классический репертуар. А в 1922 году, когда театр возглавил Федор Лопухов, который являлся блестящим театральным экспериментатором и знатоком театрального прошлого, репертуар Мариинского театра стал пополняться новыми пьесами .
В 30-е годы огромное влияние на балетный театр оказывало драматическое искусство. Это нашло отражение в балетах «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова, «Сердце гор» Вахтанга Чабукиани, «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского.
Особого упоминания достоин Малый театр. С 1921 года в Малом театре появляются первые произведения советских драматургов: Луначарского, Смолина, Билль-Белоцерковского.
С каждым годом возрастала творческая активность коллектива Малого театра, которому благоволило Советское пpaвитeльcтво. 27 октября 1924 года состоялось празднование столетнего юбилея Малого театра. Весьма знаменателен тот факт, что это празднование открылось закладкой памятника А. Н. Островскому у здания Малого театра. На торжественном заседании было объявлено о присвоении званий народных артисток Г. Н. Федотовой и Е. К. Лешковской.

Труппа Малого театра к моменту столетнего юбилея представляла собой сильный творческий коллектив, в котором органично объединялись три поколения актёров. Старейшие из них - Ермолова, Федотова, Садовская, Южин, Лешковская - достигают в первые годы революции высшего совершенства своего мастерства в ряде создаваемых ими образов. Среднее поколение, ученики и последователи великих русских актёров: А. А. Яблочкина, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, Н. К. Яковлев, М. Ф. Ленин, П. М. Садовский, А. А. Остужев, В. О. Массалитинова, М. М. Климов, В. Н. Давыдов и другие, - достигают в эти годы творческой зрелости. И, наконец, - молодые кадры, вступившие в труппу в первые годы после революции: Е. Н. Гоголева, Н. В. Соловьёв, Н. А. Анненков, В. Р. Ольховский, Н. И. Рыжов, Н. А. Белевцева, Е. П. Велихов, С. Н. Фадеева и многие другие,- искусство которых достигло своего расцвета уже в последующие годы .
Юбилейный год явился для Малого театра годом дальнейшей перестройки всей его творческой работы на основе решений по искусству, принятых XII съездом РКП(б) в 1923 году.
XII съезд в своей резолюции особым пунктом указал на необходимость практического использования театров для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм. Для осуществления этой цели съезд предлагал усилить работу по созданию и подбору соответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь героические моменты борьбы рабочего класса.
Это решение съезда сыграло большую роль в дальнейшем развитии советской драматургии и театра. Оно ясно сформулировало точку зрения на театр, как на важную силу, оказывающую большое влияние на ход революционной борьбы и социалистического строительства. 22 декабре 1926 года произошло событие, вошедшее в историю не только Малого театра, но и всего советского искусства: в этот день на его сцене состоялся первый спектакль пьесы К. А. Тренёва «Любовь Яровая». Это было первое произведение с большевистской идеей, воплощённой в реалистических художественных образах.
Уже первые представления спектакля «Любовь Яровая» предопределили его долгое сценическое существование. Он ставился по 4 раза в неделю, но массовый зритель требовал ещё более частых представлений. Успех его был небывалым. Показанный московской партийной конференции, спектакль встретил восторженную оценку и единодушное одобрение. Спектакль, по мнению правительственной верхушки, явился окончательным опровержением существовавшего взгляда на Академический Малый театр, как на художественный организм, неспособный ответить на требования новой, революционной эпохи.
В главной роли Любови Яровой выступила В. Н. Пашенная, создавшая впервые в истории советского театра образ простой русской женщины - народной учительницы, преодолевшей сложнейшее жизненное противоречие между чувством любви к близкому человеку и сознанием долга перед народом. В дальнейшем подобный образ стал усиленно тиражироваться в пьесах других советских драматургов, превратившись в своеобразное клише.
П. М. Садовский в роли Кошкина создал образ комиссара, соединяющего в себе внутреннее благородство и революционную самоотверженность, простоту и скромность. Матроса Швандю играл С. Л. Кузнецов, новый для Малого театра актёр, вступивший в труппу в 1925 году.
Спектакль «Любовь Яровая» предопределил репертуарную политику Малого театра.
К 1928 году относится первая встреча Малого театра с драматургом Б. Ромашовым.
Б. Ромашов ставит в 1928 году спектакль «Огненный мост».
В начале 30-х годов Малый театр обращается к пьесам, связанным с коллективизацией сельского хозяйства, а также и к пьесам на тему о социалистическом соревновании в промышленности. Одним из первых спектаклей Малого театра на тему о колхозной деревне была постановка пьесы Тренёва «Ясный лог», посвящённой начальному этапу коллективизации сельского хозяйства .
Новый подъём советской литературы, драматургии и театра был тесно связан с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года. 30-е годы знаменуют собой начало нового художественно-исторического процесса: утверждения стиля социалистического реализма.
Первой постановкой, осуществлённой Малым театром после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года, был спектакль «Разгром» по роману А. А. Фадеева (поставлен 7 ноября 1932 года, к 15-летию Революции).
Одной из лучших постановок Малого театра в годы первых сталинских пятилеток явился спектакль «Бойцы» Б. Ромашова (1934). К 1934 году относится также первая встреча Малого театра с одним из крупнейших советских писателей, Леонидом Леоновым. Театр ставит инсценировку по его роману «Скутаревский». В 1936 году Малым театром осуществлена постановка пьесы В. Гусева «Слава». После этого появился спектакль «На берегу Невы» К. Тренёва (постановка Хохлова).
Значительным событием в театральной жизни страны в 20-30-е годы стал созданный в 1923 году театр МГСПС (театр Моссовета). 1930 г. театр был переименован в театр им. МОСПС, с 1938 г. носит современное название - театр Моссовета, с 1964 - академический. С первых дней создания театр Моссовета стал лабораторией новой драматургии. Е.О.Любимов-Ланской, возглавлявший театр в 1925 - 40 г., поставил «Шторм» и «Штиль» В.Билль-Белоцерковского, «Цемент» по Ф.Гладкову, «Мятеж» по Д.Фурманову. Наряду с этим, с середины 1930-х годов в репертуаре театра стала появляться и кламмика: «Враги» и «Васса Железнова» М.Горького, «Моцарт и Сальери» А.Пушкина, «Последняя жертва» А.Островского. В первые годы работы театра вырабатывался свой стиль сценического воплощения жизни - острый социальный анализ событий, документально точное, почти натуралистическое изображение фактов и людей, открытый и яркий пафос передачи революционной героики. Театр увлекался эпическим показом народной борьбы, агитационностью, созданием социальных, политических масок. Во 2-й половине 30-х годов перед театром остро встала задача всестороннего овладения художественным мастерством, преодоления элементов схематизма. Плодотворным оказался режиссерский и актерский опыт И.Берсенева и С.Гиацинтовой, работавших в театре в 1936-38 г .
Еще один знаменитый театр - Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета - ведет свою историю от 19 ноября 1933 года, когда в доме бывшей Голландской церкви на Невском проспекте, 20 была сыграна премьера спектакля «Бешеные деньги» А.Н.Островского. Театр возник как разряд творческой энергии группы артистов во главе с режиссером Исааком Кроллем (учеником В.Э.Мейерхольда) и получил характерное для 30-х годов название - Новый. Вскоре коллектив чуть было не прекратил своё существование: пожар, начавшийся в костюмерной, уничтожил его помещение. Но успех первых спектаклей, в которых блистали актёры-основатели труппы Ксения Куракина, Роман Рубинштейн, Михаил Розанов, Александр Жуков, не прошёл незамеченным. Видные театральные деятели Ленинграда обратились к городским властям с просьбой предоставить многообещающим коллегам другую сценическую площадку. И в 1936 году Новый театр начал работать в специально для него реконструированном Театральном зале А.И.Павловой (названном так по имени бывшей владелицы) на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна, 13).
Развернувшаяся во второй половине 30-х годов борьба с формализмом и «мейерхольдовщиной» в советском театре докатилась и до труппы Нового театра - режиссёр Исаак Кролль решением руководителей культуры города был уволен, а театр возглавил выдающийся артист, режиссёр и педагог Борис Михайлович Сушкевич. Он пришёл в Новый театр с группой учеников, выпускников Ленинградского театрального института. Воспитанник К.С.Станиславского и Л. А. Сулержицкого, соратник Е. Б. Вахтангова и М. А. Чехова по Первой студии МХТ, Сушкевич привил труппе гены мхатовской традиции. Он считал, что для того, чтобы труппа была коллективом, способным создать спектакль, она должна иметь единую для всего состава методику работы над вскрытием содержания и единое отношение к законам выразительности. Именно это стремление к эстетическому единству позволило Сушкевичу за короткий срок создать коллектив с прочной художественной репутацией. Тонкая психологическая разработка характеров, культура в сценографических решениях отличали спектакли Нового театра: «Беспокойная старость» Л.Рахманова, «Половчанские сады» Л.Леонова, «Мещане» М.Горького, «Скупой» Ж.-Б.Мольера. Рядом с Сушкевичем работала жена и соратница, актриса, писательница и режиссёр Надежда Николаевна Бромлей, в палитре которой преобладали романтически-возвышенные краски, особенно ярко проявившиеся в постановках трагедий Ф.Шиллера «Мария Стюарт» и «Заговор Фиеско в Генуе». Разнообразный и при этом грамотно и со вкусом сформированный репертуар позволил раскрыться талантам прекрасных актёров, к основателям труппы присоединились Вера Будрейко, Александра Корвет, Александра Тришко, Сабина Суйковская, Цецилия Файн, Вера Кузнецова, Иван Назаров, Владимир Таскин, Александр Гюльцен, Юрий Бубликов, Георгий Анчиц, Овсей Каган, Анатолий Кузнецов, Валентин Лебедев, Дмитрий Бессонов.
Среди наиболее выдающихся театральных деятелей 20-30-х годов необходимо назвать Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В 1920 г. в программе «Театрального октября» режиссёр сформулировал основные задачи театра: служение революции и полное обновление сценического искусства. После своего назначения заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса, Мейерхольд объявил войну старым академическим театрам, считая, что такие коллективы, как Малый театр или МХТ не в состоянии найти общий язык с новой действительностью. Из-за столь радикальных предложений в 1921 А. Луначарский отстранил его от руководства ТЕО.

Параллельно создавая теорию новой театральной модели, Мейерхольд с 1920-х гг. занимался её практическим воплощением. Режиссёр поставил «Зори» Э. Верхарна (1920, с В. Бебутовым) и вторую редакцию «Мистерии-буфф» (1921), но эти спектакли просуществовали недолго. Он открыл в Москве Театр РСФСР-1, затем молодая труппа называлась Театром актёра, позже - Театром ГИТИС, а с 1923 г. - Театром им. Мейерхольда. В постановках «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка (1922) и «Смерти Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (1922) Мейерхольд впервые использовал методы сценического конструктивизма и «циркизации театра». Его актёры проходили специальное обучение в «мастерской» (в 1923-31 она называлась ГЭКТЕМАС - Государственная экспериментальная театральная мастерская), в которой основным предметом была биомеханика. Мейерхольд стремился придать зрелищу геометрическую точность формы, акробатическую лёгкость и ловкость, спортивную выправку.
В 1922-24 гг. Мейерхольд руководил Театром Революции, где в 1923 г. поставил «Доходное место» Островского и «Озеро Люль» А. Файко. В 1924 г. он выпустил «Лес» Островского, где представил персонажей по принципу «социальной маски», аранжировал пьесу карнавальной веселостью. «Лес» пользовался большим успехом: за 14 лет было сыграно 1338 представлений. «Мандат» Н.Р. Эрдмана в 1925 г. Мейерхольд поставил в жанре современной сатиры .
С середины 1920-х в искусстве Мейерхольда все больше появляются трагедийные мотивы. В 1926 г. в «Ревизоре» они обрели фантасмагорически-гиперболизированный характер. В 1928 г. в «Горе уму» он увидел в грибоедовской комедии трагедию Чацкого - одинокого романтика.
В новых постановках пьес Маяковского - «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) - режиссёр вернулся к сатирической интонации. Из советской драматургии тех лет Мейерхольд выпустил «Командарма-2» И. Сельвинского (1929), «Последнего решительного» Вс. Вишневского (1931) и «Вступления» Ю. Германа (1933). В 1935 г. Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына - спектакль, прозвучавший явно ощутимым диссонансом времени и ставший легендой русского театра. В том же году он поставил в Ленинградском Малом оперном театре оперу П.И. Чайковского «Пиковая дама». Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлета», Мейерхольду осуществить не удалось.
В 1930-е началась травля режиссёра в прессе, его искусство было названо чуждым советскому народу и враждебным советской действительности. В 1938 г., когда Театр Мейерхольда был закрыт, Станиславский пригласил опального режиссёра в руководимый им оперный театр: так завершилась их многолетняя творческая полемика.
Другой значимой фигурой театра того времени был Константин Павлович Хохлов. Хохолов участвовал в спектаклях 1-й и 2-й Студий МХТ. С 1921 работал в Большом драматическом театре в Петрограде, где сыграл роли Саллюстия де Базана («Рюи Блаз» Гюго), Консула («Земля» Брюсова). В 1922 осуществил здесь свою первую режиссерскую работу - «Юлий Цезарь» Шекспира (играл роль Марка Антония). Вскоре Xохлов становится главным режиссером Большого драматического театра, на сцене которого поставил ряд спектаклей, отразивших влияние экспрессионизма и конструктивизма: «Газ» Кайзера (1922), «Ужин шуток» Бенелли (1923), «Близнецы» Плавта (1923), «Учитель Бубус» Файко (1925). В 1925-30 Xохлов - режиссер Ленинградского академического театра драмы (ныне им. Пушкина), здесь поставил спектакли: «Царь Эдип» Софокла (1924), «Яд» Луначарского (совм. с Н. В. Петровым, 1925), «Пугачевщина» Тренева (совм. с Л. С. Вивьеном и Петровым, 1926), «Бархат и лохмотья» Луначарского и Штуккена (1927), «Доходное место», «Горе от ума» (оба в 1928).
В 1931-38 Xохлов - режиссер московского Малого театра, на сцене этого театра поставил спектакли: «Плоды просвещения» (1932), «Враги» (1933); «Бойцы» Ромашова (1934, совместно с Л. М. Прозоровским), «Волки и овцы» (1935); «Слава» В.Гусева (1936); «На берегу Невы» Тренева (1937); «Дружба» В.Гусева (1938, совместно с Е.Велиховым).
Previous post Next post
Up