После очередного раунда переговоров между лидерами двух общин, состоявшегося в начале этого года, возникла длительная пауза, давшая повод экспертам констатировать «замораживание кипрского вопроса». Сложившаяся ситуация, действительно, далека от оптимизма. Противоречия между Севером и Югом все больше подогреваются углеводородным конфликтом, делая перспективу объединения острова все более неопределенной.
Кипр: мир все же возможен?
На этом несколько унылом фоне определенный интерес в экспертной среде вызвало состоявшееся недавно в Вестминстерском дворце заседание специальной группы британского парламента по конфликтам. С докладом «Кипр: мир все же возможен?» выcтупила баронесса Хуссейн - Иси, член либерально-демократической фракции в палате Лордов. На обсуждении присутствовали рабочие группы, представляющие интересы двух общин острова, эксперты ООН и международных организаций. Баронесса отметила, что несколько лет назад, после провала плана Кофи Аннана и последующего референдума, она и группа английских экспертов по конфликту «практически сдались», смирившись с мыслью о принципиальной не решаемости кипрской проблемы. Если проблема никогда не будет решена, зачем тратить силы на процессы, в результате которых возможны лишь расстройства и разочарования? Однако мнение изменилось после вхождения г-жи Хуссейн - Иси в палату Лордов в 2010 году. В докладе приоткрывается занавес над интереснейшими процессами лоббирования политических интересов греческой и турецкой общин острова в верхней палате британского парламента. «Я быстро поняла, - пишет баронесса, - что борьба в парламенте по кипрскому вопросу стала чем-то вроде «индустрии». Для некоторых фракций (в первую очередь, консерваторов - В.И.) дебаты по Кипру стали компанией по сохранению собственного статус - кво. Их внимание сосредоточено на прошлом, что исключает поиски решения. Эти группы находятся в меньшинстве и мало знают кипрскую проблему в деталях, зато в их активе - громкие голоса и значительный опыт политического лоббирования».
Отсюда можно сделать вывод, что вялотекущий лоббизм, объектом которого является повышение уровня внешнеполитического внимания Лондона к кипрскому вопросу, все ещё существует. Но интенсивный лоббизм, включающий интернациональные медиакампании, мобилизацию электората и диаспор, похоже, в силу определенных причин остается не доступен для обеих сторон. Объективно, кипрский конфликт вышел из «чарта» наиболее опасных на планете, и с каждым годом международное внимание к нему ослабевает.
Гражданское общество как последний шанс
Не видя реальных перспектив решения кипрского вопроса в области официальной дипломатии, экспертная группа сосредоточилась на посредническом потенциале неправительственных, гендерных и, особенно, молодежных организаций. Соответствующие выводы стали наиболее интересной темой в докладе г-жи Хуссейн - Иси. По ее мнению, именно коммуникации на этом уровне способны придать новые импульсы к оживлению переговорного процесса. Новая концепция отдает предпочтение не встречам политических лидеров (это должно стать финальным этапом), а созданию и взаимодействию нового поколения сетевых социальных структур, как на Севере, так и на Юге острова. Молодые люди, музыканты и деятели культуры, женщины и активисты, объединенные в неправительственные организации (НПО и НГО) должны сами искать решение. Основная идея состоит в том, что гражданское общество обладает большей социальной мобильностью, оно более демократично и не отягощено политическим взглядом на проблему. При этом в соответствии с теоретическими концепциями гражданского общества, члены таких движений не должны состоять в политических организациях или быть носителями взглядов публичных политических организаций. «Ключевой задачей является укрепление гражданского общества в обеих частях острова и создание условий для его эффективности», - акцентируется в выводах доклада. Со своей стороны ЕС и Великобритания должны оказывать помощь в развитие негосударственного партнерства и формировании новых ячеек гражданского общества. В частности, намечена работа по семи основным направлениям: поддержка образовательных инициатив, музыкантов и деятелей культуры; поддержка независимых медиа; содействие новым стратегиях межобщинных коммуникаций; поддержка контактов вдоль «зеленой линии»; работа, направленная на изменение стереотипов политической культуры. Экспертная группа не забыла и про насущные проблемы. Присутствующий на заседании член группы ООН по гендерным вопросам обратила внимание на «приоритет решения проблем женщин и молодежи в обеих частях острова, в частности на равенство возможностей при трудоустройстве», попросив зафиксировать эти пожелания в итоговых документах комиссии.
Сделать то, что не под силу дипломатам
Будет ли работать предложенная модель на Кипре? С одной стороны, смещение фокуса внимания на потенциал гражданского общества в условиях дипломатического тупика, безусловно, оправдано. Успех и процветание демократических стран во многом стало возможным благодаря эффективному взаимодействию государства и гражданского общества. Но в то же время, «гражданское общество» по своему определению может существовать в демократической среде. Правительства должны быть по-настоящему заинтересованы в этом, поддерживая данные инициативы. Иначе говоря, существование полноценного гражданского общества в условиях слабых и недемократических государств вызывает известные сомнения, особенно в контексте ситуации в «ТРСК». Второй аспект связан с необходимостью преодоления «образа врага» и состояния взаимного отчуждения. Негативные стереотипы взаимного восприятия все ещё сильны, и общественное сознание (не без помощи правительственных медиа с обеих сторон) придерживается диаметрально противоположных точек зрения на историю конфликта и, прежде всего, на трагические события 1974 года. В идеале диалоги между гражданскими обществами в современном мире должны разрушать представления о том, что те или иные этноса обречены на противостояние и враждебность и не могут жить вместе. Будь это сербы или албанцы, грузины или абхазы, греки или турки. В заключение позволю напомнить читателям одну красивую историю. В середине 1980-х годов американская певица и актриса Джоанна Стингрей отправила по комплекту пластинок русского рока двум Президентам - М. Горбачеву и Р. Рейгану одновременно. «Пусть музыканты сделают то, что не под силу дипломатам», - было написано на конвертах
[1]. А потом был памятный телемост «СССР - США» с В. Познером и П. Дженнингсоном. Американцы и жители СССР стали лучше понимать друг друга, ломая исторические судьбы «вечного» противостояния и «холодной войны». Музыканты и деятели культуры - важная часть гражданского общества и подобные примеры входят в историю, задавая ориентир будущим поколениям на пути поиска и решения исторических конфликтов.
[1] Именно это событие послужило экстренным поводом для Министерства культуры и фирмы «Мелодия» издать «Белый Альбом» - первую официальную запись «Аквариума» в СССР.