Энергополитическая напряженность в Mare Mediterranea: аналитическое обновление по мотивам последних событий Похоже, все теперь курят трубку мира.
Но не все затягиваются.
«Пшекруй»
[1].
Атмосфера кипрского августа, сезон начавшихся отпусков, сорокоградусной жары и финальных распродаж не очень располагают к анализу военно-политической проблематики. Однако динамику политических процессов не отменить. Как любил шутить Станислав Ежи Лец: «Если бы не то обстоятельство, что человек живет на свете, едва ли его бы интересовала политика». И пока беззаботные граждане плавают в круизы и летают на курорты, политики и военные делают своё дело. Несколько событий последнего времени в контексте энергополитическом напряженности складываются в новую региональную мозаику. А значит, появились основания для обновления
[2] аналитических наблюдений и выводов.
Турецкий демарш
Начнем с недавних фактов. Первого августа Анкара предприняла массовый дипломатический демарш, объектом которого стали пятнадцать стран, пять из которых входят в Совбез ООН. «Предупреждения на правительственном уровне» информируют об угрозе значительного ухудшения двусторонних отношений, в случае, если какая-то из стран примет участие во втором туре лицензирования газовых месторождений в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Кипра. К ультимативному стилю турецкой дипломатии участники международных отношений уже привыкли. С кем только Турция не замораживала отношения, но в большинстве случаев дело ограничивалось отзывом глав миссий «для консультаций», и их быстрым возвратом. Фикцией оказались угрозы по полному замораживанию отношений с ЕС на период председательства Республики Кипр. Впрочем, здесь главным фактором является взаимозависимость. От экономической реальности не уйдешь: рынки ЕС и Турции нужны друг другу, и фактически пониженная дипломатическая активность сместила центр тяжести на торговое партнерство. Можно вспомнить, что в 2010 году Анкара «пугала» замораживанием отношений Вашингтон и даже отменила два государственных визита. Тогда Турцию нервировало намерение Конгресса США принять резолюцию о признании геноцида армян. Сейчас не меньшее волнение вызывают перспективы дальнейшей разработки кипрских газовых шельфов. Очевидно, что протесты в такой форме не эффективны. Анкара явно промахнулась, и не учитывает, что в поле внешней политики интересы стран и транснациональных энергетических корпораций могут не совпадать. Последние уже давно стали самостоятельными игроками и не всегда оглядываются на мнения в столицах государств, под чьим флагом формально действуют.
Геометрия конфликта: диаметральная противоположность в несовпадающих плоскостях
Позиции сторон в конфликте по-прежнему далеки от совпадения, и, что особенно обезнадеживает экспертов, находятся в совершенно разных юридических плоскостях. Турция не признает существующие морские границы и двусторонние соглашения о разграничении между Кипром и его средиземноморскими соседями (Египет, Израиль, Ливан), соответственно считая, что любые газовые разработки в акватории не учитывают интересы турко-киприотов. Республики Кипр аргументирует, прежде всего, к Резолюции № 1803 Генеральной Ассамблеи ООН (принята 14.12.1962), декларирующей «неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами». Кроме того, Никосия присоединилась к КМП и ещё в 2004 году зафиксировала свою исключительную экономическую зону. Позиция Никосии более логична и, как известно, получила одобрение в большинстве европейских столиц. Тем не менее, в экспертной среде существуют и другие точки зрения. Так аналитики Crisis Group - авторитетной международной организации, исследующей возможности предотвращения и сдерживания конфликтов - считают, что «начатые Никосией в одностороннем порядке геологоразведочные работы нарушают обязательства по разделу природных ресурсов и подрывают и без того уже буксующие переговоры о воссоединении острова. Расплывчатые обещания киприотов-греков поделиться в будущем доходами от добычи газа не удовлетворяют турецкую общину острова». Одновременно отмечается, что «Турция также позволяет себе провокации и вопреки духу переговоров подписывает соглашение с «ТРСК» о делимитации континентального шельфа»
[3]. Это не последний демарш со стороны Анкары, и можно предположить, что её дипломатическая активность на кипрском энергополитическом направлении будут возрастать. Значительные усилия буду приложены к тому, чтобы международное сообщество признало действия Республики Кипр по разработке газовых месторождений нелегитимными. Более того, эксперты предполагают, что в ближайшее время Турция может объявить участок протяженностью около 1600 км, расположенный вдоль ее средиземноморского побережья, своей исключительной экономической зоной. Причем, сделает она это без подписания Конвенции ООН по морскому праву (КМП), что закрутит новый виток политической напряженности в регионе.
Анализ экспертных мнений: среднеарифметическое значение
В последнее время аналитики пытаются оценить предельный уровень напряженности в Восточном Средиземноморье. Способно ли противостояние перерасти в локальный военный конфликт? Вопрос отнюдь не риторический, особенно для энергетических корпораций, планирующих значительные инвестиции в разработку газовых кладовых. Анализ основных мнений каждой из трех сторон (Кипр, Турция, внешние наблюдатели) позволяет вывести «среднеарифметический» прогноз. Большинство экспертов уверено, что трансформация энергетического спора между Никосией и Анкарой в военные действия маловероятна. Однако в регионе присутствует много дополнительных негативных факторов: турецко-израильский конфликт, гражданская война в Сирии, особая позиция Ирана, незатухающее пламя ближневосточного конфликта. Кроме того, в последнее время обсуждается вероятность турецко-американских столкновений в регионе, причиной которых якобы может послужить американское гражданство «Noble Energy», разрабатывающей газовые месторождения на Кипре и в Израиле. Впрочем, по мнению эксперта Института Ближнего Востока А. Гаджиева, прогнозы такого рода в контексте сегодняшних турецко-американских отношений выглядят весьма сомнительными. «Очевидно, - пишет ученый, - что в настоящее время по вопросам урегулирования ближневосточных и глобальных проблем позиции Турции и США существенно сблизились. При таком сближении одна компания («Noble Energy»), не может стать причиной разногласий между двумя странами. Учитывая сегодняшние события в регионе трудно предположить, чтобы Турция и США стали занимать разные позиции, не говоря уже о каких-либо кардинальных противоречиях в их отношениях». Аналитика должна быть беспристрастной: опасность вооруженного конфликта существует в пределах вероятного будущего. Она невелика, но не исключена полностью. Это возможно, если усилится взаимное влияние всех перечисленных выше факторов. В этом случае вероятна угроза дестабилизации всего региона Mare Mediterranea
[4]. Сегодня политика всех государств региона должна быть нацелена на уменьшение вероятности подобных угроз и устранение основных факторов военно-политического риска.
[1] Польский юмористический журнал, издававшийся в 1959 - 1995 годах.
[2] Последний раз мы рассматривали эту тему в ВК №866
[3] Полная версия доклада «Aphrodite’s gift: can Cypriot gas power a new dialogue?» доступна на сайте компании:
http://www.crisisgroup.org [4] Средиземное море (лат.)