Рис. 27-1. Парменид Элейский
Парменид Элейский (ок. 540 до н. э или 515 до н. э. - ок. 470 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы.
Парменид происходил из знатной и богатой семьи. Он был законодателем Элеи (по свидетельству Спевсиппа), где его чтили как высоконравственного человека.
Свои взгляды выразил в метафизической поэме «О природе» название позднейшее, значительная часть отрывков которой дошла до нас из других источников; в ней содержатся основные положения элейской философии. Его учеником и последователем был Зенон Элейский.
Парменид Элейский - один из создателей метафизики. Он обратился к вопросам бытия и познания, заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии; разделил истину и мнение.
По его выводу, истинно знание вечного, неизменного бытия, а «мыслить и быть - одно и то же». Его основные тезисы таковы:
- Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём;
- Бытие никем и ничем не порождено; иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет;
- Бытие не подвержено порче и гибели; иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует;
- У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара;
- Тезис: «Бытие есть, а небытия - нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить (так как такая мысль была бы противоречива; так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет»);
- Бытие одно, и не может быть двух и более «бытий»;
- Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга - Небытием (его нет);
- Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей;
- Если бытие имеет части, значит части отграничены друг от друга - Небытием (его нет);
- Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
- В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого;
- Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
- Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие (но Небытия нет);
- Бытие вечно пребывает на одном и том же месте.
Как пишет в БСЭ (3-е изд.) А. Ф. Лосев, считая критерием истины разум, Парменид отвергал ощущения из-за их неточности. Диоген Лаэртский так передаёт его философию: «Критерием истины называл он разум; в чувствах же, - говорил он, - точности нет». По замечанию БСЭ (2-е изд.), - отвергая ощущения и опыт как источник знания, Парменид противостоял ионийскому естествознанию, возражал против требования Гераклита «прислушиваться к природе». «Парменид - мыслитель действительно необыкновенной глубины», - говорит Сократ в диалоге Платона «Теэтет». Он был современником Гераклита, с которым спорил. Проф. Дж. Бернет назвал Парменида «отцом материализма».
Использованы материалы [20]
Здесь можно прочитать все лекции «Краткой истории астрономии»
https://vlad-moiseev.livejournal.com/5669.html