Государство и церковь всегда ставили под вопрос положение: "Воздатите кесарева кесареви и божия богови", пытаясь скорректировать эту норму в свою пользу. Византийские императоры не стеснялись вмешиваться в дела вселенских соборов, а римские папы вполне уютно чувствовали себя в качестве правителей своей Папской области. Созданная еще Петром I система управления Русской православной церковью позволяла использовать иерархов в качестве государственных чиновников, подчинявшихся церковному министерству - Синоду.
Но время шло, и священнослужители все меньше склонны были оправдывать религиозные капризы правительств волей божьей. После революции 1905 года некоторые представители церкви настолько осмелели, что начали выступать за восстановление патриаршества и упразднение Синода. Падение самодержавия застало духовенство врасплох. Дошло до того, что один священник явился в Петроградский Совет и поинтересовался "поминать ли царя и царскую фамилию на ектениях или не надо? Как будто по теперешним обстоятельствам не следует, но и пропускать боязно... А от начальства нет никакого распоряжения."
А духовное начальство в это время было в бегах или под замком. Сумел скрыться от ареста обер-прокурор Синода Раев, но был схвачен его заместитель - Жевахов. 28 февраля дошел черед и до высших иерархов. В Александро-Невской лавре солдаты арестовали митрополита Петроградского Питирима. Временный комитет Государственной Думы арест митрополита не одобрил, но на всякий случай оставил его вместе арестованными министрами. Впрочем, когда через день Питирима признали невиновным и освободили, он первым делом уничтожил свой личный архив, в котором, видимо, содержались какие-то компрометирующие материалы. 2 марта Питирим подал прошение об увольнении на покой.
Синод бездействовал, а его подопечные не знали, что делать в обстановке, не предусмотренной каноническими правилами и уложением о наказаниях. Только 2-3 марта члены Синода решились собраться на "частные совещания" со столичным духовенством, в ходе которых управляющим Петроградской митрополией был назначен епископ Гдовский Вениамин. Новый обер-прокурор В.Н.Львов провел заседание Синода только 4 марта, чтобы объявить о свержении "цезаре-папизма".
На новые указания тут же отозвался митрополит Владимир (Богоявленский), выразивший радость "освобождению православной церкви, ознаменованному вступлением в должность нового обер-прокурора". 6 марта в епархии были посланы телеграммы, в которых предписывалось произносить многолетия "Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному правительству ея".
Постепенно Синод поменял "ставленнические присяги" архиереев, священников и дьяконов, удалив из официальных текстов упоминания об императоре. 22 марта 1917 года последовала рекомендация Синода об изъятии из храмов и монастырей монархической литературы.
Основная масса архиереев революцию признала. Некоторые оговорки в отношении событий в Петрограде позволил себе архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий). Аналогичные проповеди прозвучали в Кишиневе, Владимире и Калуге. Но это были исключения из правила.
Екатеринославский епархиальный съезд в духе времени предложил средства, собранные на памятник в честь дома Романовых, обратить на постройку "памятника освобождения Русской Православной Церкви от государственного гнета" с фигурой М.Родзянко в середине. Харьковский епархиальный съезд единогласно постановил отправить на переплавку серебряный сорокапудовый колокол, отлитый на средства духовенства в память спасения царской семьи при катастрофе императорского поезда у станции Борки 17 октября 1888 года.
После благодарственных молебнов об освобождении православия от бюрократического диктата церковная бюрократия приступила к созданию независимых от правительства структур, которые по давней традиции мог сформировать только Поместный собор Русской православной церкви. Первым шагом к общецерковному форуму было решение Синода от 29 апреля 1917 года о формировании Предсоборного совета.
А пока велась подготовка к Собору, Синод успел возвести в сан митрополитов архиепископов Тихона (Московского и Коломенского), Платона (Тифлисского) и Вениамина (Петроградского и Гдовского). С этими кадровыми перестановками 12 июня начал работу Предсоборный совет, который 13 июля принял проект основных положений о статусе Православной церкви. На сей раз отделение церкви от государства гарантировалось слабостью правительства.
А.И.Введенский. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 г. М. Центрполиграф. 1923. 252 с. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви). Сост. автор предисловия и комментариев М.А.Бабкин. М. Индрик. 2006. 504 с. М.А.Бабкин. Святейший синод российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году. "Вопросы истории". М. 2005, № 2, c. 97-109. Н.Д.Жевахов. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. синода князя Н.Д. Жевахова. Т.1. Сентябрь 1915 - март 1917. М. 1993. С. 288. Л.А.Андреева. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке. Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 90-100. Л.А.Андреева. Свержение монархии в 1917 году: крушение трона и алтаря. Общественные науки и современность. 2009. № 3. С. 90-99. А.В.Карташев. Временное правительство и Русская церковь. Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М. 1995. С. 10-27. А.В.Соколов. Государство и православная церковь в России, Февраль 1917 - январь 1918 гг. СПб. 2014. В.А.Федоров. Русская православная церковь и государство: синодальный период. 1700-1917 гг. М. 2003. 480 с.