Падение первого правительства Г.Е.Львова поставило перед кадетско-октябристской коалицией вопрос о формировании нового кабинета. Если бы они опирались на старое думское большинство, вопросы утверждения новых министров были бы решены в кулуарах Таврического дворца. Но в старой резиденции находилась не Дума, а Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который в прежнем правительстве не был представлен.
Нарастание выступлений против правительства, вынудило кадетов искать партнеров для формирования нового кабинета. Они были уверены, что отставка А.И.Гучкова и П.Н.Милюкова, а также включение в правительство депутатов Петроградского совета сделает коалицию более устойчивой.
24 апреля (7 мая) Керенский на заседании Бюро Исполкома Петросовета намекнул на возможность усиления "правительства элементами, которые взяли бы на себя... формальную ответственность за ход государственных дел". Сложность создавало решение Совета, запрещавшее депутатам входить в правительство. Но обет политического безбрачия оказался таким же ненадежным, как и другие обеты. Кроме того, осложнял положение отказ А.И.Гучкова и П.Н.Милюкова покинуть свои кабинеты.
В конце концов, Временное правительство не выдержало. 29 апреля (12 мая) в отставку подал военный министр А.И.Гучков. 2 (15 мая) нехотя отказался от своего портфеля П.Н.Милюков. Не менее упорным оказалось противостояние в Совете по поводу будущего участия социалистов в новом кабинете.
1 мая Исполком Петроградского Совета 44 голосами против 9 и при 2 воздержавшихся высказался за участие в коалиционном правительстве. 5 мая Петроградский Совет одобрил соглашение о включении его представителей во Временное правительство. В кадетский кабинет вошли шесть социалистов: А.Ф.Керенский (эсер), В.М.Чернов (эсер), М.И.Скобелев (меньшевик), И.Г.Церетели (меньшевик), П.Н.Переверзев (народный социалист) и А.В.Пешехонов (народный социалист).
Суханов, наблюдая за торговлей между министрами и советом, предположил, что через два месяца, 1 июля, на очереди будет создание кабинета В.И.Ленина. Нечто похожее прозвучало в мартовском интервью Л.Д.Троцкого в Нью Йорке:
"- Пришла телеграмма о том, что в Петербурге министерство Гучкова-Милюкова. Что это значит?
- Что завтра будет министерство Милюкова-Керенского.
- Вот как! А потом?
- А потом - потом будем мы."
И хотя персональный состав правительств и сроки их формирования оказались немного иными, тенденция была определена довольно точно.
Н.Н.Суханов. Записки о революции. В трех томах. М., 1991. Т. 2, кн. 3-4, с. 50. А.А.Смирнова. Петроградский Совет и проблема вхождения социалистов во Временное правительство в апреле-мае 1917 г. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 162-174. А.Ю.Гаврилов. Борьба за власть и борьба во власти (меньшевики в 1917 г. и Временное правительство). Власть. 2009. № 7. С. 122-125. В.И.Старцев. Революция и власть. Петроградский Совет и Временное правительство в марте-апреле 1917 г. М., 1976. С. 158-240. И.Г.Церетели. Кризис власти. Воспоминания лидера меньшевиков, депутата II Государственной думы. 1917-1918. М. Центрполиграф. 2007. 255 с. Н.Авдеев. Революция 1917 года. (Хроника событий). Т. 2. Апрель - май. М.-Пг. Государственное издательство, 1923. 309 с. Э.В.Костяев. Победа идей "революционного оборончества" в Петроградском совете и меньшевистской партии в марте 1917 г. КЛИО. 2014. № 11 (95). С. 72-75. Д.О.Заславский, В.А.Канторович. Хроника февральской революции. Т. 1. 1917 г. Февраль-Май. Пг. Издательство "Былое". 1924. 312 с.