Украинизация.

Dec 15, 2016 16:31

Государство всегда готово свести имеющееся социальное разнообразие к удобному в управлении стандарту. Чем меньше исключений, тем проще закон. Чем меньше языков, тем легче понять начальство. Украинским администраторам с языками не повезло. Их было слишком много. Причем украинцы упорно не считались ни с акающими нормами москвичей, ни даже с классической "мовой" Тараса Григорьевича Шевченко, который и сам то и дело переходил на русский.

Еще неоформившаяся в политическом отношении Украинская Центральная рада тоже надеялась создать в культуре и администрации нечто, совершенно непохожее на соседнюю Россию. До Февральской революции главным центром образования на украинском языке было общество "Просвiта", которое издавало книги для еще несуществующих учебных заведений. В бюджете министерства просвещения Российской империи украинские школы не были предусмотрены. Все изменилось весной 1917 года.

Уже 18 марта 1917 года в Киеве по инициативе Общества школьного образования была открыта первая украинская гимназия имени Т.Шевченко, в которой обучалось 174 ученика. Однако это учебное заведение еще не имело своего помещения и работало в гимназии Жекулиной во вторую смену.

Проще вопрос решился со школьным начальством. По требованию украинских общественных организаций в апреле были назначены в качестве национальных кадров инспектором ("куратором") Киевского школьного округа профессор Василенко, а его помощником - В.Науменко. 28 марта 1917 года Временное правительство высказалось "за допущение в школах Киевского школьного округа изучения всех предметов на украинском языке при условии обеспечения меньшинству учеников неукраинцев преподавания на русском языке".

Официально первые две украинские государственные гимназии были образованы только 8 августа 1917 года. Впрочем, на мартовском съезде учителей Харьковского уезда высказались против навязывания языка обучения. Против украинизации высказался и Южный областной съезд учителей в Одессе.

Но одними распоряжениями ввести преподавание на украинском языке было непросто. Не было ни подготовленных учителей, ни пособий, ни учебников. Одних гимназий на территории Украины было несколько сот, а начальных школ - восемь тысяч. Многое зависело и от желания учителей. 5-6 апреля состоялся Всеукраинский учительский съезд, который рекомендовал начать украинизацию с начальной школы, постепенно, "в соответствии с педагогическим тактом".

На Втором Всеукраинском учительском съезде, проходившем 10-12 августа, речь шла уже о полной украинизации начальной школы, а в перспективе - и средней, начиная с 1 сентября 1917 года. Опираясь на эти решения, украинские средние школы были открыты в Киевской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Подольской, Волынской и Черниговской губерниях и даже в Ростове, Екатеринодаре и под Таганрогом. Аналогичные мероприятия проводились не только в крупных городах. но и в более мелких населенных пунктах.

В конце мая 1917 года на заседании Нежинского чрезвычайного уездного земского собрания обсуждалось постановление учительского съезда об организации курсов украинского языка для учителей. На эти цели Уездная управа выделила 3 тысячи рублей. 27 июня в помещении гимназии А.Ф.Крестинской состоялось открытие курсов по изучению украинского языка для учителей начальных школ. Но украинские политики не могли удовлетвориться исключительно реформой народного образования.

Формирование национальной школы воспринималось ими прежде всего как часть украинизации всей системы власти, которая должна была завершиться созданием автономной, а в перспективе - и независимой Украины. В этой связи особое значение придавалось украинизации армии. Представители украинских партий могли вполне удовлетвориться созданием военизированных организаций в Киеве. Но они не могли отказать себе в удовольствии использовать украинцев, мобилизованных в русскую армию, особенно - боевых частей Юго-Западного и других фронтов.

Особенно активно выступал за украинизацию боевых частей основатель клуба имени гетмана Полуботка Михновский, который утверждал, что министр Гучков разрешил ему формирование двух бригад. В середине апреля три тысячи солдат на киевском пересыльном пункте потребовали зачисления их в полк имени Б.Хмельницкого.

Командование Киевского военного округа выступило против идеи украинского полка, но Ставка предпочла удовлетворить эту просьбу. К началу мая в армии было создано 1337 украинских организаций, из которых 685 действовали на Юго-Западном фронте, а около 300 - в Киеве. Массовость вооруженных сторонников Центральной рады позволила приступить к формированию военных органов. 5-8 (18-21) мая 1917 года в Киеве прошел Всеукраинский военный съезд. Открыто украинцы в шинелях поддержали Центральную раду и ее цели.

Менее публично шла подковерная борьба, закончившаяся оттеснением от руководства сторонников Михновского, на смену которым пришли члены партий украинских социал-демократов во главе с Винниченко и украинских эсеров. На съезде был избран Временный украинский военный генеральный комитет (УВГК) при Центральной раде, который возглавил Симон Петлюра, до этого руководивший фронтовой радой Западного фронта. На закрытом заседании военный съезд поставил задачу создания украинской национальной армии. 15 мая УВГК уже обсуждал конкретные меры по формированию полка имени Б.Хмельницкого.

19 мая в Киеве состоялись переговоры Центральной рады с военным министром Керенским. Вместо конкретных мер, последовало обещание рассмотреть вопрос "украинизации армии" на Учредительном собрании. 25 мая в соответствии с указаниями А.Ф.Керенского и генерала Брусилова было принято решение о направлении украинцев преимущественно в 6, 17 и 41 корпуса. Однако Центральная рада предпочитала, чтобы в эти корпуса никого, кроме украинцев не допускали.

Временное правительство откликнулось на претензии киевских политиков запрещением Второго всеукраинского военного съезда, намеченного на 4 июня. С Керенским делегаты не посчитались и прибыли в Киев, причем на этот раз собралось до двух тысяч человек. Второй съезд проходил 5-10 (18-23) июня, завершившись оглашением 1-го универсала Центральной рады об автономии Украины. Под впечатлением этой демонстрации Верховный главнокомандующий Брусилов приказал распространить "украинизацию" на 17 дивизий, однако объвить 6, 17 и 41 корпуса украинскими отказался.

Украинский военный генеральный комитет начал разрабатывать планы по переводу всех солдат-украинцев на Украину, об "украинизации" всех частей на украинской территории и о замене всех командиров частей, размещенных на соответствующей территории, национальными кадрами. Генерал Брусилов согласился оставить на Украине всех новобранцев и "белобилетников".

Кроме того, он принял предложение Петлюры о формировании добровольческих батальонов "спасения Украины". Сменивший Брусилова на посту Верховного главнокомандующего Л.Г.Корнилов инициативу создания украинских добровольческих батальонов "развил и углубил", в результате чего в Одессе был сформирован 1-й гайдамацкий курень во главе с сотником Сахно-Устимовичем, а в Черниговской губернии - 1-й курень смерти во главе с сотником Захариным. Кроме того, Корнилов 21 июля объявил об "украинизации", помимо 6, 17 и 41, - 12, 32, и 34 корпусов, причем 6 и 34 корпуса должны были "украинизироваться" полностью.

Так постепенно Центральная рада из политического кружка превращалась в правительство с вооруженными силами. Вся эта мощь распределялась весьма неравномерно и не отличалась высокой боеспособностью, но с учетом ослабления всей русской армии, даже такие формирования могли на первых порах обеспечить дальнейшую "украинизацию" вплоть до провозглашения независимости.

А.М.Боровик. Українізація загальноосвітніх шкіл за часів виборювання державності (1917-1920 рр.). Чернігів: КП Видавництво Чернігівські обереги, 2008. 368 с.

В.Ф.Верстюк. Українська Центральна Рада й українізація військових частин російської армії. "Український історичний журнал". 2012. № 3.

А.Б.Гречка. Боротьба прогресивних сил Лівобережної України за українізацію освіти 1900 - на початку 1917 рр. Київ. Автореферат дисертації. Видавництво НПУ ім. М.П.Драгоманова. 2007.

Т.Г.Таирова-Яковлева. Украинизация армии в 1917 г. как результат национальной политики Российской империи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2011. Выпуск 4. С. 30-35.

Т.О.Маньківська. Українізація шкіл і вчительство на Слобожанщині у 1917-1918 роках. Наука. Релігія. Суспільство. 2012. № 4.

Р.Д.Зінкевич. Процес українізації армії та тилових гарнізонів Південно-Західного та Румунського фронтів у березні-листопаді 1917 р. Вісник Національного університету "Львівська політехніка". 2007. № 584. Держава та армія. С. 64-70.

Н.В.Подпрятов. Украинизация частей русской армии в 1917 г. как процесс хаотизации военного управления. Сборник статей по материалам международной научной конференции "Первая мировая война и национальный вопрос". Пермь. 22-23 мая 2014 г.

В.А.Пархоменко. "Украинизация" в российской армии весной-осенью 1917 года в историко-мемуарной литературе. Актуальные вопросы философии, истории и политологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (10 марта 2011 г.) Новосибирск. ЭНСКЕ. 2011. С. 43-47.

И.В.Гречко. Украинизация на Украине: проблемы, трудности, противоречия (первая половина ХХ в.). Донецк. 2009.

Петлюра, Михновский, Винниченко, Корнилов, Брусилов

Previous post Next post
Up