Эмиграция и Кронштадт.

Sep 02, 2023 08:18

Из воспоминаний Никанора Васильевича Савича.

1921 год.

6 марта.

Утром зашел к Кривошеину, чтоб идти с ним к Гучкову на свидание по поводу известий о восстании матросов и рабочих в Кронштадте и Питере. Кривошеин, несколько взволнованный, ждет резкого изменения положения в связи с восстанием. У Гучкова застал Бурцева, Долгорукова, Кузьмина-Караваева, Денисова, Миллера и Третьякова. Все в приподнятом настроении.

Вот Гучков и говорит: "Хотя, вероятно, восстание будет подавлено, однако это начало конца" и т.д. Сознаю, что шансов на успех мало, но хочется верить. В связи с этим деятельно готовятся помогать, распределили роли.

Миллеру поручено говорить с финским представителем о том, чтобы Финляндия не чинила препятствия к перевозке продовольствия из Выборга. Кривошеину и Гучкову поручено переговорить с американскими представителями Красного Креста, у которого имеется запас муки в Выборге около 3000 тонн. Словом, начали люди энергично бегать, просить, собирать средства.

Гучков огласил телеграмму, посланную от Парламентского Комитета американскому президенту и министру торговли Соединенных Штатов. В этих телеграммах указывается о помощи продовольствием, просят передать эти 3000 тонн Кронштадту. Для всех очевидно, что без помощи продовольствием Кронштадт должен капитулировать от голода.

Конечно, продовольствие не спасет восставших, если восстание не встретит резонанса в Красной армии, если последняя не поднимется так, как поднялась русская армия в 1917 г. против царского правительства за лозунгом "Государственная Дума".

Есть ли такой общий для всех лозунг, кто знает? Во всяком случае, нам, эмигрантам, не ясно. Но даже если восстание будет подавлено, утоплено в крови, лишь бы оно не погибло с голоду.

Напротив, пусть знают, что за восстанием против большевиков следует продовольственная помощь восставшим. Это в будущем сильное агитационное средство. Как бы то ни было, помощь должна быть оказана...

7 марта.

Утром в правлении Добрфлота. Заложили "Омск" и "Марию Николаевну" за 50 т. англ. ф. Условия тяжкие, но объясняются тем, что положение Добрфлота безвыходное. Никто не рассчитывает получить деньги с англичан или американцев, и потому надо будет идти и на более крупные меры до продажи судов включительно.

После зашел к Миллеру, где застал Кривошеина, Гучкова, Бурцева, Пасманика. Опять обсуждали меры помощи кронштадтцам. Выяснилось, что Красный Крест отдал распоряжение перевести из Дании 5000 англ. ф., да промышленники собрали миллион франков.

Финляндский уполномоченный Энкель обещал содействия, послал телеграмму своему правительству. Восстание это, видимо, не подавлено, оно, напротив, разгорается. Необычайно мягкая зима даст возможность применить флот, что чрезвычайно облетает защиту и нападение для восставших, в руках коих сильные суда. С их помощью они могут выбить красных из прибрежных пунктов.

В то же время приходят вести, будто бы начинается ряд восстаний в других местах. Газеты полны этими слухами, но достоверного ничего. Есть телеграмма от Цейдлера о переводе ему 10 миллионов марок для заготовки продовольствия. При этом известии Пасманик сделал кислую мину, видимо, Цейдлер не пользуется доверием.

Пасманика я не видал с 1918 г., когда встречал эту "Фанту Фана" в Симферополе. Теперь он изображает собою русского патриота и не боится этой клички. Характерен его отзыв об учредиловцах.

Когда Гучков говорил о них свой отзыв, данный накануне, Пасманик сказал: "Вы их высоко слишком цените. Они даже о партийности восставших не заботятся и рассуждают так: если удастся восстание, значит, это мы, наша работа, и постараются примазаться. Если провалится, они скажут: мы тут ни при чем, мы всегда были против вооруженной авантюры".

Выяснилось, что восстанием заинтересовались французы и начали обсуждение вопроса, не надо ли и им поддержать восставших. В то же время один их офицер передавал, что французские военные круги послали Фошу и Барту телеграмму в Лондон о желательности использовать контингенты Врангеля для поддержки восставших. Пока я никаких вестей из Константинополя не имею...

8 марта.

Беклемишев в правлении поднял вопрос о пожертвовании от правления для нужд кронштадтцев 1000 фр., больше нет средств, но, по предложению Князева, было решено обождать деньги из Англии и тогда перевести 25 т. фр. Вообще, среди русских оживление и надежда. Даже Кривошеин радостно возбужден, видимо, уверовал, что час Ленина пробил.

Беклемишев - чрезвычайный оптимист - верит, что это народное движение сомнет основу большевистской власти - дисциплину Красной армии. Сведения газет противоречивы и неясны - очевидно только, что голодный бунт разросся в настоящую революцию, в коей принимает участие помимо Кронштадта и часть гарнизона Петрограда.

Притом же голод и холод во всей стране, всюду недовольные толпы народа и солдат готовы подняться при первой возможности, движения разрастаются по всей стране, хаотично, но свирепо. Кровь льется рекой. Как бы то ни было, мы здесь ничего серьезно не знаем. Похоже, что начало конца, если даже задавят. После правления зашел к Миллеру, от которого узнал, что американцы согласились передать запасы хлеба в Выборге Кронштадту.

Видел Крыжановского. Он рассказывал о первых днях революции и о днях, им предшествовавших. Уверял, что Родзянко был посредником между революционным комитетом князя Львова и рабочими и что Трепов настаивал пред государем об аресте Родзянко, Гучкова, Алексеева, причем представил переписку этих лиц с ген. Рузским о предполагавшемся перевороте.

Государь показал эту переписку ген. Алексееву, который дал честное слово солдата, что письма эти подложные. После этого государь говорил, что верит этому слову и что у него гора свалилась с плеч. За эту доверчивость он поплатился головой...

9 марта.

Пришли вести о бомбардировке Питера из тяжелых орудий, о разносе города обеими сторонами. Флот стреляет из тяжелых своих пушек по городу. Тяжелую кару понесла столица Петра за то преступление, которое она взяла на свою душу, вызвав революцию 1917-го в разгар войны. Расплата за кровь Александра II и Николая II наступила.

Впечатление о революции чрезвычайное. Она произошла в трагическую для Англии и Франции минуту, когда Германия отказалась платить 225-миллиардную контрибуцию. Когда произошел разрыв переговоров в Лондоне, когда пред французами встал вопрос о новых репрессиях, кои неизвестно чем и когда кончатся.

Может быть, опять запахнет кровью и порохом - и не там где-то в далекой Московии, а здесь, дома на берегах Рейна и Мозеля. А в такую минуту вдруг перед их глазами провал большевизма...

12 марта.

События в России развиваются. Была получена у Гучкова телеграмма из Берлина, что Смоленск, Орел, Тамбов, Киев, Пенза и Царицын очищены от большевиков, причем в Царицыне 150 комиссаров распяты. Последнее известие смягчено французской прессой, русской опущено.

Ясно, что это признак резко антисоциалистической, антисемитской и реакционной психологии обезумевшей толпы. По-видимому, сам Петроград очищен от восставших.

Кронштадт держится. Повстанцам послано продовольствие. И если они продержатся месяц, то они обеспечены от возможности быть задавленными превосходящими силами большевиков. Но артиллерийская дуэль постепенно может превратить Кронштадт в груду развалин.

С берега легко туда попадать на 10-12 верст, что в дальности в артиллерии среднего калибра. В Берлине придают большое значение тем восстаниям, кои стихийно поднимаются и растут ежечасно в Центральной России.

Юг давно бунтует и сдерживается только большевистскими восстаниями центра. Но забурлит центр - не хватит сил всё задавить. Во всяком случае, виден просвет - твердыня большевизма, их опора - рабоче-матросская среда - расшатана и уходит из-под ног Ленина и Троцкого.

Но вместе с тем наступает разложение и в среде, борющейся против большевиков. Послы встали в открыто враждебную позицию к Врангелю, лишили его денежных средств...

Второй симптом - это телеграмма Алексинского об образовании Национального Совета. Эта организация связывает политически Главкома по рукам ногам. Она делает его уже не диктатором, а только Главкомом - конституционным правителем.

Конечно, решающую роль в Совете будут иметь прежние члены Государственной Думы и Государственного Совета - все элементы не демократической, а буржуазной психологии...

13 марта.

...Известий из Кронштадта нет, но ясно, что движение это левоэсеровское. Если его задавят большевики, они начнут устранять эсеров, коих до сих пор щадили. Чем меньше останется в России социалистов, тем скорее страна оживет.

На Парламентский Комитет не попал из-за переговоров с французами. Последние сделали в лице фирмы предложение передать весь Добрфлот на управление им с тем, что они дают 300 т. ф. стерлингов на расплату с долгами и сверх того дают право сохранить русский флаг. Предложение сделано в общей форме без деталей, по существу очень важных, и захватывает наш флот на два года.

Срок небольшой, вряд ли за этот период произойдет восстановление полного порядка в России, если даже большевики падут на юге летом...

16 марта.

Произошло крупнейшее событие - английское правительство признало правительство большевиков, заключило с ним договор, мало того, политическое соглашение - вплоть до разделения сфер влияния. Удар не только по белой России, но по России вообще.

Сделать это в минуту для большевиков трудную, в момент общего против них восстания. Это имеет целью не только торговлю - нет, собака зарыта в желании поддержать большевизм, продлить в России анархию, ускорить гибель ее экономической и политической жизни.

Словом, это явная война против русского народа в целом. И первым следствием было - это предложение со стороны Англии финляндцам не пропускать продовольствия из Финляндии. Удар, который может найти подражателей, прежде всего, во французах.

Это будет иметь целью - закрепить юридически расчленение и распродажу России. Если даже большевизм падет, что все равно неизбежно, и сам Ллойд Джордж говорил, что он не вечен, тогда англичане заявят: "Большевики были законным всеми и нами признанным правительством России, и его обязательства для будущей России обязательны".

К этому все и клонится, и в этом зарыта собака. Словом, наши милые белые союзники разрушали Россию лучше, более жестоко, чем то собирались сделать даже Вильгельм II и его победоносные генералы.

Не знаю, восстановится ли когда-нибудь Россия в целом - вряд ли это теперь возможно, но мы этого никогда не увидим, как своих ушей. И что хуже всего, мы будем влачить свое существование в сознании, что ни мы, ни наши дети не будут даже сметь мыслить отомстить немцам и особенно Англии за эти муки и унижения.

Кривошеин уверен, что Англия сама разложится, что пробудившееся национальное движение в ее колониях кончится их отделением, что рабочее движение приведет к краху ее умную политику. Я в это не верю. Колонии они задавят, а рабочие столкнутся с аристократами за счет буржуазии.

А мы за свою революцию во время войны заплатили всем нашим народным достоянием, небывалым народным разорением, смертью 20-40 миллионов народа и физической или моральной гибелью всей интеллигенции. Ибо все лучшее из нее погибнет от руки собственного народа или от нужды в изгнании. А что выживет - то будет моральная дрянь, приспособляющаяся гниль...

В частности, Добрфлоту теперь крышка. Он непременно обанкротится или его передадут большевикам англичане. Последнее лучше, не все же эти идолы будут сидеть в России, все же после их свержения России достанутся корабли.

Пытался сегодня убедить правление подвести суда, что у нас, под сербский флаг. Как будто соглашаются. Пришла и благая весть, будто Врангель получил от кого-то деньги. Если это так, то очевидна рука Америки. Но правда ли? Не мечты ли только?...

17 марта.

Итак, факт, что Англия признала большевистское правительство. Вчера Гучков и Гурко, по постановлению Парламентского Комитета, редактировали протест против этого шага Ллойд Джорджа, указывая, что это признание укротит мораль большевиков и принесет России многие лишние жертвы, ничего не дав английскому народу, кроме возможности причинить невыразимые лишние мучения поверженному русскому народу.

Отказ от принципов права и справедливости под лозунгом, как Англия вела войну, показывает ее истинную моральную упадочность и создаст в будущем новую длительную вражду между Россией и Англией.

Протест этот должен быть направлен к членам английского парламента. Он ничего не изменит реально, ибо палата общин состоит из людей, слепо поддерживающих Ллойд Джорджа, успех соглашения обеспечен.

Но он даст оружие против премьера его врагам в самой Англии и может быть лишней каплей в той волне негодования, которая постепенно нарастает в самой Англии и рано или поздно сметет этого профессионального врага России. Он и лорд Керзон - это повторение Биконсфильда-Дизраели, и мы знаем об их отношении к русскому народу.

Последний будет слишком немощным и безвольным, чтоб когда-либо отомстить Англии за все бесчисленные унижения, которые он от нее вынес и еще вынесет, он не будет, вероятно, никогда в силах рассчитаться за ту политику расчленения, которую она так ловко провела в жизнь, подорвав в корне мощь России в будущем.

И также сознает, что в тот момент, когда Россия снова окрепнет - если она окрепнет, - умная и коварная политика Англии опять ее столкнет с кем-либо из соседей, чтоб ослабить обоих, и сама останется в стороне.

Мало того, когда мы или, вернее, наши потомки окрепнут, англичане прикинутся нашими друзьями, чтоб использовать наши силы в их интересах и опять нас ослабить. Тяжело принадлежать к нации, ведущей хронически глупую внешнюю и внутреннюю политику.

Приходится сознаться, что и сам был глуп, доверяя возможности временного соглашения с кровным врагом, и что хуже того - нация, к коей принадлежишь, - очень глупая нация. Последнее давно для меня ясно, ясно оно и для Ллойд Джорджа, и он отлично сознает, что сейчас он нас страшно ослабит и мучит, а затем, когда понадобится, его заместители немногими льстивыми речами все это загладят.

Нация, которая умеет ненавидеть только часть себя самой - это у нас всегда было - и которая не способна реагировать ни на какие оскорбления национального характера, - это нация вырождения - "дюнгунг фолк", как говорят немцы.

Сегодня в правлении Добрфлота решено перейти под сербский флаг, для чего войти учредителями в славянское пароходство. Не поздно ли? И тут опять мы оказались фантазерами, ротозеями и дураками. При этом выяснилось, что не пройдет и месяца, как французы тоже признают большевиков. Мало того, самый текст договора выработан по соглашению с французами. Какое тогда будет положение Врангеля и армии? Если не осуществится план Гучкова, им придется совсем плохо.

В Сибири все подготовлено к восстанию против большевиков, но сам Владивосток вряд ли ласково примет Врангеля и его контингенты. Там форменная эсеровщина. При том же переброска туда войск встретит много затруднений дипломатического характера и еще больше - денежных затруднений...

19 марта.

В газетах пишут, что в Совдепии всюду восстание. Большевистская секретная сводка, опубликованная Бурцевым, показывает, что бои идут во всей Центральной России. Всюду неорганизованно вспыхивают бунты войск и населения при известии о восстании в Питере и Кронштадте.

Верные Советам войска стягиваются в армии и идут форменным походом на разрозненные восставшие гарнизоны, которые, не имея общей связи и не будучи руководимы из одного центра, должны быть разбиты по частям. Во всяком случае, в лагере большевиков большая тревога. Ими выправлено и проверено 17 т паспортов.

Все подготовлено ими к эвакуации верных коммунистов в Германию через Ковно и Ригу. Они сами друг другу не вполне доверяют и за своим агентом в Берлине установили наблюдение.

Литвинов инспирирует подкупленные ими газеты, чтобы те замалчивали революционное движение в России, и дает такие же указания германским газетам, указывая, что интересы немецкого отечества и большевиков тождественны.

Еще и еще подтверждается тесная связь большевистского засилия с немецкой антирусской интригой. А между тем ширится и растет германское течение не только среди эмиграции, но и среди русских в России.

Недавно Полежаев говорил, что ему привелось встретить здесь двух немцев, которые говорили, что большевизм скоро падет, так как в интересах Германии его опрокинуть, именно они сами это сделают, и не позднее мая.

Может быть, убедившись, что это падение неизбежно и помимо них, видя, что их роль начинает вскрываться, пользуясь ненавистью к Англии, вспыхнувшей ярко после признания большевизма, они хотят сыграть роль спасителей, посадить преданное им правительство и использовать остатки русских сил в целях своего укрепления. Им большевики сейчас нужны как оружие против Антанты, но, помирившись с Антантой, они уже не оружие, а препятствие.

Бубнов говорил, что в министерстве он слышал, что недели через четыре Франция последует примеру Англии заключением такого же договора с большевиками. Приехал из Константинополя Данилов...

21 марта.

Германия, так же как и Англия, подписала договор с большевиками, на днях ожидают подписания договора с итальянцами. Таким образом, падение Врангеля - последней организованной силы, боровшейся с большевизмом оружием, вызвало признание советской власти, сперва фактическое, а потом будет и юридическое.

Между тем эсеры и крыло Милюкова день и ночь восстают и против интервенции, и против сохранения армии Врангеля, и против "реакционных сил", боровшихся с большевизмом...

Пришло известие, что часть Кронштадта еще держится, что восставшие остались на некоторых фортах и кораблях, выбили красных огнем из части города и еще продолжают борьбу. Это борьба отчаяния, агония крепости, которая неизбежно кончится капитуляцией.

Все преимущества за наступающими, оборона в Гражданской войне всегда ведет к катастрофе. А между тем матросы после захвата Кронштадта на митинге придерживались оборонительной тактики как раз тогда, когда в Петрограде была паника, власти бежали и войска бунтовали и готовы были присоединиться к любому, кто против Советов.

Таким образом, восстание самими восставшими было обречено на провал. Теперь сопротивление ведет только к затяжке на несколько дней ликвидации и принесет лишние жертвы, хотя последние, быть может, полезны.

С одной стороны, оно выводит из строя некоторое число инородцев-наемников, пьющих русскую кровь без всякой меры, а с другой - еще более озлобит нападающих, что повлечет еще большую расправу с матросской вольницей, уже так развращенной, что никакая государственность их не удовлетворит, ибо жить трудовой жизнью, не играя не только первой, а вообще никакой роли, они не могут.

Их надо провести под ярмо, для того чтобы они перестали быть опасным для сограждан элементом анархии и произвола.

Их восстание против Советов не показывает их просветление, скорее, там видны признаки самой буйной Разинщины, смешанной с Керенщиной чистой воды. Керенщина развратила активные силы низов, хуже большевизма, и борьба за учредилку в этих слоях имеет в виду борьбу за Керенщину.

Странно, почему Милюков в своей газете встал на эту же точку зрения. Неужели еще не ясно, что власть Советов есть власть черни, матросов и арестантских рот? Неужели Милюков ждет спасения от арестантских рот?...

https://prozhito.org/notes?date=%221921-01-01%22&diaries=%5B885%5D

[Н.В.Савич (1869-1942) - монархист. Член Особого совещания при Деникине и правительства при Врангеле. С 1927 года отошёл от политики.]

Милюков, Гучков, Дневники

Previous post Next post
Up