Сирийское монашество - предел суровости

Feb 03, 2022 16:12


Начав с Нитрийской пустыни и нескольких соседних областей, монахи быстро расселились по всему Египту. Существовали целые города - например, Оксиринх, - где жили только монахи. В одном Антинопе, не самом крупном городе, насчитывалось 12 женских монастырей. Правда, греческие и римские паломники и любители аскезы обычно не добирались дальше Нитрийской горы, за которой начинались малоцивилизованные, дикие и опасные места: тут трудно было встретить кого-то, кроме египтян.





Но монашество недолго удерживалось в границах одной провинции. Уже в IV веке из Египта движение аскетов перекинулось в соседнюю Палестину.  Со временем обителей становилось все больше - в Вифлееме, в пустыне Фаран, на горе Синай. За Палестиной монашество распространилось в Сирию: Антиохию, Эдессу и дальше на восток и север.

Перебираясь на другие территории, монашество изменялось и приобретало новые оттенки. Подвиги монахов многим анахоретам стали казаться недостаточными, слишком легкими. Отшельники уже не просто жили в кельях, а замуровывались в них на всю жизнь, принимая еду только сквозь маленькое отверстие в стене. Они не просто трудились, а надевали на себя тяжелые вериги и цепи, которыми опутывали себя так, что могли ходить, только согнувшись до земли.

Для таких экстремальных монахов даже пост был пиршественной трапезой, а крайнее воздержание от пищи - пределом изобилия. Простое подвижничество их не удовлетворяло, они искали новых, более сильных и невозможных испытаний. Что особенного в том, чтобы бороться с блудными помыслами в одиночестве, сидя в своей келье, где тебя могут соблазнить только собственные мысли? Новые подвижники шли в лупанарии, в женские бани, заключали в объятия нагих девиц - и тем подвергали испытанию свою стойкость в целомудрии.

Похожим образом боролись и с чревоугодием: нарочно готовили вкуснейшие яства и деликатесы, ставили их на стол, но угощали ими только гостей, а сами смотрели, как они едят, не притрагиваясь ни к одному блюду. Но и этого было недостаточно: ведь, воздерживаясь от пищи, монахи просто следовали своему желанию поститься; поэтому они нарочно принуждали себя есть, преодолевая отвращение к еде.

Особенно суровой аскеза была на северо-востоке Византии, в Сирии, Каппадокии и соседних областях. У сирийских отшельников менялся дух аскезы, она становилась темней и суровей, даже грубей. Широко распространились вериги: их надевали на шею, пояс, запястья, локти и ноги. Вместе они могли весить до 60 кг. Умиравших иноков так и хоронили в веригах.



Почитание святых здесь тоже было восточным, грубо-вещественным, полусуеверным. Отшельников трогали руками, хватали, пытались оторвать кусок их одежды, завладеть их телом - чтобы этим приобщиться к святости. Схимника Саламана почитали так, что однажды вытащили из кельи и отнесли в деревню, где насильно поселили в какой-то хижине, а потом его выкрали жители другой деревни. У анахорета Иакова, когда его больного несли на носилках в город, жители по дороге вырывали волоски «на память».

О том же Иакове, уроженце Сирии, ходили удивительные истории. Он славился тем, что жил прямо в поле, под открытым небом. У него не было ни дома, ни постели, он вообще никак не отгораживался от мира, просто спал на голой земле, терпел холод, дождь и зной, питался, чем придется. Зимой в снегопад он всю ночь молился Богу, и утром его откапывали лопатой из сугроба.

Вокруг него все время толпились люди, и он часто просил их уйти, говоря, что ведет такую жизнь не для других, а для себя: его покрывают язвы грехов, и ему надо очищать себя молитвой, а не вести беседы. Он сильно страдал от того, что не мог справить нужду на людях, даже когда болел и испытывал в этом острую потребность: приходилось ждать ночи, когда все разойдутся и лягут спать. Вериги он носил на всех частях тела, хотя на вид оно было легким и тонким, как паутина, которую мог унести даже порыв ветра.



Отшельник Полихроний, наоборот, не носил вериги, боясь, что от этого слишком возгордится. Вместо этого он взваливал на плечи тяжелый корень дуба и целыми днями молился, стоя с дубом на плече.

Другой аскет, по имени Варадат, сделал из дерева тесный ящик, забрался внутрь и сидел в нем, скорчившись в три погибели. Анахорет Фалалей, подражая ему, жил над землей в клетке, поставленной на колья: внутри нее было так тесно, что ему приходилось съеживаться, прижав голову к ногам.

Еще одни подвижник обтянул всего себя плотной кожей, оставив только прорези для носа и рта, чтобы дышать, и днем и ночью стоял посреди поля, вознося молитвы Богу.

Женщины не уступали мужчинам в суровости аскезы. Отшельницы Марана и Кира 42 года жили вместе, затворившись в доме и ни с кем не разговаривая, так что люди даже не знали их голоса. Они носили такие тяжелые вериги, что сгибались до земли, а сверху накидывали покрывала, закрывавшие лицо.

Некая Домнина предавалась аскезе в саду собственного дома, построив хижину из стеблей проса. Она принимала всех желающих, даже мужчин, но сама ни на кого не смотрела и не показывала лица, накрываясь с головой покрывалом. Видевший ее Феодорит Кирский писал, что от постоянного поста от нее остались одни кости, покрытые тонкой пленкой кожи. Она говорила неразборчиво и все время плакала.

Столпничество

В Сирии в V веке подвизался знаменитый Симеон Столпник. Еще в молодости, в 18 лет, он истязал свое тело так, что это вызвало ропот его собратьев-монахов. Однажды он крепко обвил себя по голому телу грубой веревкой, которая впилась в него до костей; рубцы стали кровоточить и гноиться, но Симеон не обращал на них внимания, пока настоятель не заставил его омыть и вылечить раны.

За крайнюю аскезу его выгнали из монастыря, и он поселился в сухом колодце, где жил вместе со змеями и чуть не умер от голода. Когда его насильно вытащили оттуда, он начал скитаться, поселился в какой-то горной пещере, где попросил замуровать его на 40 дней без еды и воды. Его спутники настояли, чтобы он хотя бы взял несколько хлебов и воду - иначе это будет самоубийство. Отшельник согласился, но когда пещеру открыли, вода и хлеб остались нетронутыми, а Симеон лежал рядом на полу «как мертвый».

После этого подвига он каждый год голодал по 40 дней: сначала стоя, затем сидя и, наконец, лежа в изнеможении. Позже он придумал привязывать себя к перекладине и так стоял на ногах весь пост.

Проведя три года в пещере, Симеон переселился на вершину горы, где к нему в изобилии стали стекаться паломники и просители, которых он излечивал одним прикосновением. Наплыв людей так досаждал ему, что он выстроил на скале каменный столб высотой в шесть локтей (около 3 метров) и шириной в два локтя и стал жить на нем.



Постепенно он увеличивал высоту столпа, пока она не достигла 40 локтей. Симеон проводил на этой площадке все время, зимой в мороз, летом - под солнцем или дождем. Питался он пищей, которую ему подавали снизу: размоченным в воде зерном и сухими фруктами.

Современник, бывший личным свидетелем этого подвига, описывал, как все это происходило. Вокруг столпа собиралась толпа людей. Старец молился, стоя на столпе, то неподвижно, то отбивая поклоны. Кто-то из зрителей пытался подсчитать количество поклонов, досчитал до 1244 и устал. Кланяясь, Симеон каждый раз касался лбом пальцев ног. Всю ночь до рассвета он стоял с поднятыми к небу руками.

Вечером подвижник говорил поучения к народу, выслушивал просьбы, исцелял, разрешал тяжбы и споры. Однажды кто-то усомнился, что он человек: не есть, не спать противно человеческой природе. Тогда старец пригласил подняться к нему по лестнице, чтобы сомневающийся мог ощупать его тело и увидеть ужасную рану на ноге.

Необычайная аскеза Симеона вызвала сомнение и в Церкви. Египетские старцы решили проверить, от кого он берет силы для такого подвига. К нему отправили посланцев, которые потребовали, чтобы он сошел со столба и отправился к святым отцам: пусть даст отчет и объяснит, почему он не идет путем отцов, а придумывает что-то новое. Посланцам сказали, что если он откажется идти, значит, сила его не от Бога. Но Симеон сразу послушно спустил ногу, чтобы слезть на землю, и посланцы ушли, признав в нем человека Божьего.



Симеон прожил на столбе 37 лет (по другим сведениям 80) и умер, когда ему было уже больше ста. Его жизнь кажется невероятной, но она достоверно засвидетельствована многими историками.

После него появилось немало последователей, предававшихся столпничеству. Алипий Столпник жил на колонне, оставшейся от языческого храма, хотя в последние годы уже не мог стоять и больше лежал на боку. Даниил Столпник провел на столбе больше 30 лет в окрестностях Константинополя: от долгого стояния его ноги покрылись язвами, а по утрам от холода он весь покрывался льдом.

Были и многие другие столпники - Симеон Дивногорец, Феодосий Эдесский, Лука Столпник, Лазарь Галисийский.

Как и почему возникло монашество

О том, как Пахомий создал первый монастырь

Как жили монахи и отшельники

Как жили монахи и отшельники. Часть 2

Как жили монахи и отшельники. Часть 3

христианство, вера, церковь, монашество, монастыри, святые, анахореты, отшельники, история, монахи, православие, Сирия, религия, пустынь, аскетизм

Previous post Next post
Up