Великие еретики. Манихеи, пожиратели света

Dec 12, 2020 03:20


В 241 году от Р.Х. на аудиенции у персидского шаха Шапура появился странный молодой человек в желто-зеленых штанах и плаще небесной голубизны. В правой руке он держал черный посох, а в левой - книгу. Это был Мани из Хамадана, называвший себя потомком Аршакидов, основателем новой веры и великим мессией, явившимся на исходе веков для спасения мира.





Когда Мани прибыл ко двору Шапура, ему было всего 24 года. До этого он долго жил на Востоке и побывал в Индии, где изучал философию и практику буддистов. Мани считал себя последним пророком (после Будды, Заратустры и Христа) и истинным воплощением Святого Духа. Какое-то время его учение пользовалось успехом и смогло очаровать нескольких персидских шахов и индийского царя. Но в конце концов Мани был обвинен в ереси и казнен. С него живого содрали кожу острым тростником, труп разрезали на куски, а голову повесили над воротами города.

Манихейские представления о мироздании в деталях отличались от гностических, но совпадали с ими по сути. Главная идея Мани сводилась к тому, что этот мир является царством тьмы, в котором растворены частицы небесного света.  Большая часть этой светоносной силы заключена в человеке, но он сам не подозревает об этом, поскольку человеческая плоть, созданная демонами-архонтами, слепа и глуха и ничего не знает о небе. Вот почему в конце времен к людям должен был явиться Третий посланник, то есть сам Мани: он пришел, чтобы разбудить их душу и дать им знание о небесном царстве - родине заключенного в них света, в которую этот свет и должен в конце концов вернуться.

Манихеи верили, что, кроме людей, в природе светоносны только Солнце и Луна, поэтому посвященные им дни недели, воскресенье и понедельник, объявлялись чистыми. Считалось, что в эти дни освобожденный свет, направляясь вверх, на север, через Полярную звезду, возвращается на небо.

Апокалипсис у Мани тоже был не совсем обычным. Говорилось, что в конце мира на короткое время наступит царствие праведности, после чего весь свет, который удалось спасти, образует Andrias - колонну света, и устремится на небо. Земля будет уничтожена, а демоны погрузятся в бесформенную тьму, гноящуюся в глубинах космоса, и сверху их придавит тяжелый камень.

Кроме яркой и увлекательной мифологии, перемешавшей гностицизм с зороастризмом, манихеи славились своей живописью и книгами. Мани лично рисовал замечательные картины, пользовавшиеся большим успехом. Манихейские книги считались самыми прекрасными книгами, когда-либо существовавшими на свете. Искусные каллиграфы писали текст на белоснежной бумаге, тонком пергаменте или шелке, используя лучшие чернила и тушь, которые прекрасно сохранились даже через несколько сотен лет.

Мусульманский ученый аль-Гахиз, видевший их в IX веке, написал: «Воистину, никакая бумага, какую я когда-либо видел, не сравниться с бумагой, на которой написаны их книги, и никакая каллиграфия с той, какая применяется в них». Строчки в этих книгах были разноцветными, а текст, усеянный вместо знаков препинания изображениями цветов, испещрен драгоценным орнаментом и миниатюрами - драгоценным в прямом смысле, поскольку на него шло сусальное золото. Все это великолепие заключалось в переплет из мягкой кожи и листового золота, украшенный пластиками черепахового панциря и уголками из слоновой кости.



Манихеи были известны своим трепетным отношением к еде. Они думали, что, поедая плоды земли, освобождают частицы света, плененные в них материей, и возвращают их вечному Духу. Иерархия у них была сложной и очень замкнутой: Августин, бывший манихеем 9 лет, так и не поднялся выше первой ступени «слушателей». За «слушателями» шли «избранные» и «совершенные», делившиеся в свою очередь на «сынов разума», епископов, «учителей кротости» и т.д. Все они практиковали строгую дисциплину и суровый аскетизм, привлекавший к ним новых почитателей.

Учение манихеев опиралось на идею дуализма - то есть противоборства материи и духа, - которая возникла гораздо раньше манихеев и продолжала развиваться после них. Простота и наглядность этого принципа, рисовавшего ясную и стройную картину борьбы добра и зла, прельщали многих последователей в разные времена и разных странах. К наследникам манихеев принято относить средневековые секты богомилов, альбигойцев, катаров и павликиан. В Уйгурском царстве манихейство одно время даже было государственной религией, но показало себя не с лучшей стороны, жестоко преследуя инакомыслящих. Манихейские корни легко можно найти в сегодняшних сектах и даже в повседневных взглядах современных людей.  

христианство, история, ереси, церковь, богословие, религия

Previous post Next post
Up