Валентин, знаменитый александрийский гностик II века, широко прославился своим учением и приобрел такой авторитет в Церкви, что его чуть не сделали римским папой. Позже он порвал с Церковью и был признан еретиком.
Учение Валентина - наиболее известное и самое популярное среди всех гностических течений. Кода говорят просто «гнозис», то имеют в виду именно Валентина. Христианство боролось с ним особенно упорно: его опровергал Ирион Лионский в книге «Против ересей», с ним спорил Ориген в своих толкованиях на Евангелие от Иоанна, его клеймили Климент Александрийский и папа Ипполит.
Система Валентина грандиозна, запутана и поэтична. Земной мир, по мнению Валентина, возник в результате любовной драмы. Изначально вся полнота бытия (гностики называли ее плеромой, то есть «полнотой») состояла из парных эонов - неких вечных духовных сущностей, которые вступали друг с другом в брак и порождали новые пары.
Так, Первоначало в союзе с Молчанием родили Ум и Истину, а те, в свою очередь, произвели на свет Слово и Жизнь. От них произошли Человек и Церковь и т.д.
Гармония этого духовного царства нарушилась, когда последний из эонов, Мудрость, воспылала страстью к самому первому эону, Первоначалу, и породила младенца Мысль. Поскольку Мысль была незаконным и ущербным созданием, ее пришлось выбросить их плеромы в кеному (пустоту), где она произвела демиурга.
Ничего не зная о плероме, демиург вообразил себя высшим Божеством и сотворил наш мир, а в нем - человека, не имевшего в себе духа, только материю и душу. Но Иисус, один из эонов, сжалился над несчастным творением и с помощью Мысли вложил в него духовное начало.
В рамках этого мифа Валентин ввел свое знаменитое разделение людей на три типа: плотских, душевных и духовных.
Плотские люди, или язычники, произошли от материи, душевные (иудеи и христиане) - от демиурга, а духовные (гностики) - от Мысли. По учению Валентина, плотские люди обречены на гибель, духовных ждет воскресение в духе, а душевные, в зависимости от своих поступков, могут примкнуть или к первым, или ко вторым. Именно к душевным людям, желая спасти их, и является Иисус в виде Мессии.
Для самих гностиков Мессия не нужен: они спасаются собственной природой и могут делать все, что хотят. После преображения вселенной они сочетаются браком с ангелами и в ангельском сонме будут воспевать хвалы Первоначальному, тогда как материальный мир погибнет в пламени.
Замысловатые системы Валентина и других гностиков до сих пор могут смущать и сбивать с толку. Кажется странным и непонятным, зачем нужно было выдумывать все эти олицетворенные абстракции? На самом деле, главная задача гнозиса - объяснить, каким образом из доброго происходит злое. Если в начале всего лежит бесконечное благо, то откуда берется что-то злое и конечное?
Гностики видели мироздание как последовательное развитие мышления Первоначала о самом себе. Познавая себя, Первоначало рождает эоны: так происходит распад простого на сложное, хотя в сложном содержится не больше, чем в простом. Эоны - это богатство индивидуальной сложности, которая раскрывает простоту и единство Первоначала. Каждый из эонов бесконечно богат, но только в своих пределах. Отсюда и возникает ограничение: часть не может быть целым, она ущербна, а ущербность и есть зло.
У Валентина было много учеников и последователей, споривших между собой главным образом о том, было ли тело Иисуса только духовным или также и душевным. Наибольший след в истории оставили Ираклеон, Вардесан и Марк. Последний крестил своих приверженцев «во имя непознаваемого отца, во имя истины, матери всего, и во имя снизошедшего Иисуса».