Слово о романе

Dec 02, 2024 13:58

В литературном ежемесячнике "New-York-Critic" находим такое объявление: "Знаменитый роман Беллы Белер!!! Одно из лучших и известнейших ее произведений, известное под названием "Жена своего мужа"!!! Писано при участии восьми известнейших писателей. Сенсационно!!! Потрясающе!!! Патетично!!! Глубоко!!! Семь (7) героинь: четыре блондинки, три брюнетки. Шестнадцать героев: 1 князь, 1 граф, 2 убийцы, 3 разбойника, 4 разведенных супруга, 1 гимназист и 3 пастора. Большая тройная интрига!!! Действие происходит единовременно в Лондоне, Дублине и Смоленске. Все сцены и все персонажи взяты целиком из действительной жизни. Главнейшие эпизоды: 2 железнодорожных катастрофы, 6 свадеб, 5 убийств, 7 краж, 2 развода, 12 великосветских сцен, 9 скандалов, 15 свиданий, 2 смерти и 1 землетрясение! Осталось самое незначительное количество экземпляров!!!"

"Русское слово", №280, 11 октября 1901 года

Давно хочу написать исторический роман. Но... Нет, я однажды пробовала, честно, но поняла, что я не смогу это сделать. Что называется, кишка тонка. Потому что писать художественное произведение не так легко. Если качественное, конечно. Тут не просто придумал героев, и пусть они там себе разговаривают и друг другу жизнь портят. Достойное художественное произведение - это хорошо продуманная конструкция сродни техническому механизму или архитектурному сооружению, где в центре некая идея или комплекс идей, они раскрываются через сюжетные линии, характеры персонажей, их взаимодействие друг с другом и тд. Ну и желательно, что это все было не из пальца высосано, а носило характер правдоподобия, было жизненным. И вот это главная проблема, потому что у меня весьма ограниченный жизненный опыт, и я плохо разбираюсь в людях. И из-за этого все мои персонажи похожи на меня саму, как не старайся! Это вообще основной недостаток плохих авторов - все их герои списаны с себя любимого. Или с конкретных знакомых из своего окружения. А создать оригинального жизненного персонажа плохой автор просто не умеет. А раз так, то не стоит и пытаться - плохих авторов и так пруд пруди.

Но можно пофантазировать на эту тему.


Итак, исторический роман. Какое время будем описывать? Конечно, 1812 год! Потому что не то, чтобы я знаю этот период, не историк, чай, но он мне нравится, и я его представляю. Именно представляю, как картинку. Как живую жизнь, а не как текст в учебнике. Для исторической литературы это, наверное, самое главное - ощущать жизнь, а знания, факты, фамилии там или даты можно уточнить в интернете в конце концов. Ага, значит, садимся и пишем роман про 1812 год. И тут можно начинать смеяться, потому что роман о 1812 годе уже есть - “Война и мир” называется. И это на самом деле даже не проблема, а беда: старик Толстой создал такую мощную вещь, что убил эту тему в литературе на корню. Конкурировать с ним ни у кого духа не хватает. Это ж натуральная наглость! 😂 Может я преувеличиваю, но после Толстого литературных произведений на эту тему раз-два и обчелся. Лично я знаю только два - пьесу “Давным-давно”, она же “Гусарская баллада” и повесть “Бородинское пробуждение” некоего Константина Сергиенко. Хорошая, кстати, повесть. До Толстого писали и Данилевский, и Загоскин, и Лажечников, и Зотов, а после -.... 🤷‍♀️Да, велик был старец! (беллетризированные биографии деятелей эпохи типа Александра I не в счет)



Толстой раздает автографы

Ладно, роман вычеркиваем. Обойдемся форматом поменьше - пусть будет повесть. А потом я по шкодности характера ни на какие масштабные эпопеи не способна - это ж скучно! То ли дело военные приключения! Вот над Конан Дойлем не висел, не довлел авторитет Толстого, и он взял и написал “Подвиги бригадира Жерара” - какая прелесть. Вот это мой формат! Надо что-нибудь такое, но на нашем материале.

А главный герой пусть будет... артиллеристом! Во-первых, потому что гусар - это слишком банально. 😀 А во-вторых... Ну а что? Почему бы нет. Артиллерия - бог войны. Отважные решительные люди. Тем более, что это технический род войск, и офицеры там часто бывали лучше образованы, чем остальные. Ну да, у гусаров форма красивее, зато из артиллеристов императоры получаются! По крайней мере один получился... В артиллерии служили и Норов, и Радожицкий, и Лишин, и Карпов, чьи мемуары я читала, и еще много интересных людей, чьи не читала. Фигнер, например, или Кутайсов, да Костенецкий в конце концов! О. Кстати о Костенецком. В качестве героя лучше взять именно конноартиллериста. И пусть у конной артиллерии пушки калибром поменьше, чем у батарейной, зато они быстрые, шустрые, перемещаются с места на место - столько приключений можно накрутить! Чин пусть будет небольшой - поручик, чтобы по ходу войны он мог расти в чинах, наградах и вообще развиваться и взрослеть. Хотя война даже с учетом Заграничных походов длилась всего три года, особо не повзрослеешь, только ментально, духовно, по мере получения опыта. Ну вот вам идея: молодой смелый поручик со своим верным единорогом героически воюет с французами: мчится напрямик по полям и бездорожью, чтобы первым ворваться в станицу на плечах неприятеля добраться до места боя, метким выстрелом сбивает чужой флаг с башни, вместе с партизанским отрядом захватывает обоз с ценностями, а в одиночку целого вражеского маршала. Не, маршалы у Наполеона все наперечет, значит просто генерала, тоже неплохо. А еще стреляет из пушки с кривым дулом, а когда кончились снаряды и патроны, лихо дерется банником, попадает в плен и бежит оттуда, и в финале вызывает французского коллегу на дуэль на артиллерийских орудиях! И походу всего этого кружит головы встречным барышням и селянкам. А еще наконец-то можно было бы сделать то, что мне давно хотелось: поиздеваться над мотивом пророчеств! В самом начале повествования герой встретит цыганку или монаха, который предскажет ему кучу всего, включая какие-нибудь роковые события, и... ничего из этого не произойдет!!! 😜Читатель будет ждать, ждать исполнения предсказания и останется с носом!



Пушка-единорог

Теоретически, наверное, ничего могло бы получиться. Но военные приключения в виде дамской прозы... А какая у меня еще может быть проза - только дамская! Это ж как детективы Донцовой. 😂 Конечно и на этот жанр есть любители, но я сильно подозреваю, что даже если путем тяжелого насилия над собственным мозгом я смогу выучить а) калибры орудий; б) все тонкости военной формы вплоть до пуговиц; в) все чины, согласно Табели о рангах, и как к ним обращаться; и - та-дам! - г) наконец-то пойму, что больше, рота или полк, то постичь все особенности мужской психологии, необходимые для создания убедительного образа мне вряд ли удастся. Ну как может тетенька постбальзаковского возраста влезть в шкуру, в смысле в форму молодого офицера? Это уже не реконструкция, это косплей!!! (Ужос 😱)



Военные приключения дамский вариант

Это я к тому, что “с Татьяной нам не ворожить”, то есть военные приключения мы тоже писать не будем, как бы не хотелось.



ПС. Есть еще замечательная книга нашего уважаемого Александра Пересвета a_pereswet “Тайный дневник фельдмаршала Кутузова”. Но я б ее тоже отнесла не к художественной литературе, а к жанру, который в кино называется докудрама. То есть исторические события и документы подаваемые в лицах, в игровом виде. А форма дневниковых записей от первого лица делает Кутузова более близким и живым, чем, например, в ЖЗЛ у самой Ивченко! В общем, кто не читал, рекомендую.

Продолжение:

Слово о романе(Продолжение)

измышления, поиски и находки, Слово о полку Игореве, 1812

Previous post Next post
Up