В описи имущества, оставшегося после смерти Дарьи Михайловны Пожарской - хозяйки знаменитой гостиницы в Торжке и автора популярных Пожарских котлет - числилось помимо всего прочего 21 картина. Это были в основном разные портреты, и среди них шесть (!!) портретов графа Бенкендорфа!
Шесть из двадцати одного!!!
Нет, конечно, Александр Христофорович был видным мужчиной, влиятельным высокопоставленным деятелем и героем войн, но ведь он был такой не один на всю Россию. Так почему же именно его было так много в гостинице Пожарской?
Увы, загадка века, вопрос без ответа.
Романтическую версию отвергаем сразу: хозяйкой гостиницы Дарья Михайловна стала уже не в молодом возрасте, и хоть Бенкендорф слыл завзятым бабником, она всё-таки вряд ли могла его заинтересовать.
Профессиональная? Разумеется, начальнику III отделения всегда имело смысл подольстить. Но покровителем Пожарской скорее был князь П. М. Волконский. Они были знакомы, общались, в том смысле, насколько это позволяла сословная разница, она бывала в его доме, и даже на единственном своём портрете изображена вместе с его младшим сыном. Ведь князь Волконский занимал должность министра двора ЕИВ, и в силу обязанностей организовывал поездки царя из Петербурга в Москву и обратно, и уже только поэтому ему было нужно поддерживать контакт с владелицей самой комфортабельной гостиницы на всём Московском тракте. И разумеется портрет такого нужного и важного для Дарьи Михайловны человека у неё тоже имелся. Но только один!
Вообще, по этикету, прежде чем повесить у себя чей-либо портрет, надо было спросить согласие портретируемого. Прям так и представляю, как в ответ на просьбу Пожарской Бенкендорф великодушно махнул рукой: Да вешайте хоть полдюжины! 🤣
Ну, насчёт, этикета это я малость загнула. В Российской империи почтовые станции, трактиры и прочие подобные заведения часто украшались лубочными изображениями популярных народных героев вроде атамана Платова, генерала Скобелева или адмирала Нахимова. И никому, ясно дело, не приходило в голову спрашивать у них разрешения, как и им возмущаться, обнаружив свою искаженную художником примитивистом физиономию в качестве украшения интерьера.
Правда гостиница Пожарской была обустроена с претензией на великосветскость, у неё августейших особы останавливались, литераторы знаменитые, иностранцы заезжие, так что может и впрямь спрашивала.
В принципе, она же скорее всего знала графа Бенкендорфа: он тоже часто ездил из столицы в столицу, и наверняка у неё останавливался. А потом один из сыновей того самого князя Волконского был женат на дочери Бенкендорфа, так что есть определённая связь и с этой стороны. Но этого явно недостаточно, чтобы развесить его изображение аж на шести стенках!
Тут есть о чем задуматься краеведам.
И вот, кстати, интересно, а какие именно портреты у неё были: всё одинаковые или разные? Понятно, что это были не живописные портреты, а литографии. Хотя живопись у неё тоже имелась, но всего пара-тройка картин.
Ну, самый популярный вариант портрета А. Х. Бенкендорфа - это литография с портрета Дж. Доу.
Возможен ещё вариант с акварели П. Ф. Соколова в полный рост и с усами
Или в усеченном погрудном виде
Лично я бы выбрала вот эту литографию с портрета Франца Крюдера
Здесь Александр Христофорович выглядит очень бравым!
А на этой литографии К. Поля он уже смотрится немолодым и уставшим
Что поделаешь, возраст не красит.
Есть и другие изображения.
Такое, например.
Или вот это мне тоже очень нравится
Ну, то, где он с женой не выкладываю: вряд ли это очень личное изображение могло распространяться по стране и украшать гостиницы.
Вот представляете себе, поселяется постоялец к Пожарской, заходит в комнату, а там над диваном Бенкендорф висит, идёт в залу, а там опять он, в столовую - и здесь он на него со стены смотрит! Нет, что-то это все значило... Может происки масонов? А может...🤔
ПС. Мне тут версию хорошую кинули:
Ей в книжной лавке дали большую скидку на Бенкендорфа, если купит оптом! Дарья Михайловна, как настоящая купчиха, мимо такого выгодного предложения пройти не смогла. 🤣