Вот так начнёшь изучать фамильные портреты...

Sep 20, 2024 13:49

Самое выдающееся художественное произведение в картиннной галерее Баскервиль-холла - это, разумеется, портрет Олега Янковского с локонами, в кружевном воротнике и с котиком, работы и неизвестного художника конца 20 века.




Но он там был не один: на стене столовой висело много разных персонажей из разных эпох, подчёркивающих древность рода Баскервилей. Холмс, правда, на них не задержался: скользнув взглядом по череде предков и отпустив пару незначительных реплик, он всё внимание уделил злодею Хьюго Баскервилю. И неудивительно, ведь именно фамильное сходство соседа-энтомолога с похитителем девиц 17 века объяснило ему суть затеянной зловещей интриги. Но помимо текущего криминала в роду Баскервилей явно был ещё один скелет в шкафу, который великий сыщик не заметил. Видимо Холмс все-таки плохо разбирался в живописи и политике, хотя старательно изображал знатока. Иначе он сразу бы увидел на портрете "толстого джентльмена в парике", которого он отнёс к кисти Рейнольдса,



знаки российского ордена Святого Владимира - звезду и крест на характерной красно-черной ленте!
И кто это у нас из Баскервилей так славно отличился перед Российской империей? 😉

Нет, в принципе такое возможно, и ничего в этом особенного нет, но не будем заниматься фантазиями, ибо имя человека, изображённого на портрете, известно. И это не какой-нибудь там Баскервиль, а Петр Степанович Протасов - сенатор и административный деятель времён Екатерины II. Действительно награждён орденом Св. Владимира 2 степени.



И написана картина вовсе не Джошуа Рейнольдсом - мастером портрета "большого стиля", а нашим Фёдором Степановичем Рокотовым - тоже большим мастером по части портретов, но больше тяготеющему к психологизму. Оба художника жили в одно время, хотя манера все-таки разная. Так что знаменитый детектив попал пальцем в небо.

И вот тут возникает вопрос, а что делает генерал-поручик и Калужский губернатор, а так же брат любимой фрейлины матушки-императрицы Протасов на стене английской усадьбы? Ладно, если бы граф Воронцов - посол России в Англии - он долго жил в этой стране. А Протасов по своей жизни ни разу не был в Туманном Альбионе!

А это значит, что кто-то из Баскервилей приезжал в Россию! Вот где собака порылась.

Что в общем не слишком удивительно: в 18 веке отношения между Российской империей и Великобританией были вполне себе дружескими. Англичане устраивались на русскую службу, посещали страну частным порядком или с дипломатическими поручениями. Вот и представитель знатного английского рода из Девоншира так же мог приехать в Петербург, причём не один, а с членами семьи. И там познакомится с Протасовым.

Но мог ли Пётр Степанович быть непосредственным предком (!) сэра Генри? Ведь его изображение висит среди фамильных портретов. Если так, то получается, что он вовсе не Баскервиль, а потомок какого-то незаконнорождённого протасовского отпрыска! Потому как законным браком Протасов сочетался только один раз и вовсе не с англичанкой, а со своей соотечественницей и дальней родственницей. Да даже если б и женился вдруг, то в Англии ж майорат - имения передаются только по линии старшего сына, а раз дядюшка сэра Генри им владел, значит он не был потомком от гипотетического брака Протасова с деаушкой из рода Баскервиль. Остаётся вероятность внебрачной связи: супруга одного из баронетов, приехавшая с ним в Россию, закрутила роман с Протасовым. А что? Если посмотреть на портреты братьев Орловых, Потёмкина и пары других фаворитов Екатерины, то видно, что именно такие полноватые и круглолицые мужчины были в те годы настоящими секс-символами! Вот миледи мимо и не прошла. А в результате привезла в Англию ребёнка и портрет.

Прекрасная история! Но. Если с ребёнком ещё похоже на правду : времена тогда были дикие, нравы свободные, а генетической экспертизы не существовало, поэтому в каждой второй аристократической семье можно было встретить непохожих на папу детишек, то с портретом вряд ли. Такие ситуации все-таки старались не афишировать - соблюдали приличия. Опять же имущественные споры: если бы хоть одна из младших ветвей рода засомневалась в законности наследника, то отсудили бы имение нафиг! И портрет был бы хорошим доказательством обвинения.
Нет, видимо, русская кровь в жилах сэра Генри не текла. То есть Протасов был не предком, а просто членом семьи, на правах которого и был повешен на стену. Но опять же неофициальным! Значит, роман с русским аристократом закрутила какая родственница, типа незамужняя сестра прадедушки нынешнего владельца Баскервиль-холла. Причём роман с последствиями, иначе зачем хранить портрет - именно как родоначальника одной из ветвей, пусть и побочной.

Не зря же на вопрос:
- Кто это, Бэрримор?
Дворецкий уклончиво ответил:
- Родственник, сэр.

Ну такой, знаете ли, родственник, без подробностей....

Кстати, чтобы увидеть портрет Протасова совсем не обязательно лезть в Гримпенскую трясину. Можно просто приехать в Петербург и купить билет в Русский музей. У Баскервилей копия, ну или авторское повторение, что тоже неплохо - Рокотов же!

ПС. А правильно ли в этом тексте использовано выражение "попасть пальцем в небо"? Что оно значит: "ошибиться", случайно угадать" или "сказать наугад"?

измышления, кино, улыбка, фигня всякая, художества

Previous post Next post
Up