Мемориал русским военнопленным в Италии

Jun 10, 2015 00:08



Итальянская земля таит множество секретов, в том числе и таких, которые неизвестны даже местным жителям. Иногда лишь случай позволяет узнать о полной драматизма истории, происходившей на этом самом месте сто, пятьсот, тысячу лет назад.

Недавно прогуливаясь по Карсо (местные леса) под Триестом, мы наткнулись на написанную от руки табличку-указатель, на которой значилось: «1914-1918. Памятное место». Табличка как табличка - на Карсо сохранилось множество траншей и блиндажей времен первой мировой, так что одним больше, одним меньше. Но лишь углубившись в лес, мы узнали, что сто лет назад здесь располагался австрийский лагерь военнопленных, где содержались, работали и погибали русские солдаты.



Мемориал был воссоздан год назад неким Данило Люпинцем.




Надпись на камне: "Воздвигнуто в память о дедушке Антоне Терчоне, погибшем на войне в 1916 году и русских военнопленных, которые построили данное сооружение. Прапрот, 2014. Данило Люпинц"

Найти его оказалось несложно. В муниципалитете нам сообщили, что Люпинцы живут в селе Препотто, а тот, который нам нужен, является еще и владельцем местного агритуризмо (ресторанчики, особенностью которых является то, что они готовят блюда почти исключительно из продуктов, произведенных на собственных полях - вино, мясо, сыр, хлеб и т.д.). К тому же, оказалось, что мы уже пару раз заходили в этот самый ресторанчик.



Данило охотно согласился рассказать о мемориале. «Случайно все началось. Сын посадил виноградник недалеко от ресторана, и расчищая к нему дорогу от зарослей, наткнулся на заброшенные укрепления времен первой мировой войны», - говорит он, путая иногда итальянские и словенские слова.



«Я помнил, как все выглядело, когда я был маленьким, поэтому решил расчистить лес дальше. Все оказалось заросшим - траншеи, блиндажи. Несколько домиков пришлось восстановить, потому что они уже почти разрушились к тому моменту».



Надпись гласит: "Бункер восстановил Д. Люпинц"



После войны в заброшенных бункерах отдыхали пастухи



По его словам, русских в лагере содержалось много, но насколько много - сотня, тысяча или десять тысяч, неизвестно. «Мой дядя рассказывал, что пленные голодали. Они спали в пещере, строили дороги, укрепления. Их привезли в пятнадцатом году. Сами австрийцы жили в деревянных бараках (которые не сохранились) и также голодали. Они опасались итальянского наступления и прорыва фронта вдоль дороги в Ауризину, поэтому строили дополнительные укрепления в глубине территории», - говорит он.



Пещера, в которой держали военнопленных



Она располагается на дне огромной впадины, именующейся "dolina"



Здесь всегда холодно и сыро, даже в летнюю жару

Чтобы русские не убегали за линию фронта в союзную России Италию, их использовали на работах здесь, в глубине территории. Многие из них погибали от голода, болезней, тяжелого труда. Некоторых расстреливали. Так, старшего по званию среди пленных австрийцы делали руководителем, и за попытку побега любого российского солдата наказывали прежде всего его.







Пленные, пытаясь спастись от голодной смерти, собирали по окрестностям дикий лук, дикий же чеснок, съедобные корни, хотя это им и грозило расстрелом. Местные, по словам Данило, не испытывали никаких негативных чувств к русским, но помочь не могли, поскольку продовольствие распределялось прежде всего среди австрийских солдат. На второй очереди стояли местные, и лишь остатки доставались российским солдатам.



Туалет для пленных

Тем не менее, между местными жителями и пленными происходило общение. «У меня есть картина с Мадонной, которую дед выменял у пленных взамен на хлеб», - говорит Данило. Лагерь был ликвидирован в 1917 году, после катастрофы при Капоретто линия фронта откатилась далеко на запад и надобность в рабочей силе для укреплений отпала. К сожалению, ни имен содержавшихся здесь российских солдат и офицеров, ни их званий документы не сохранили.

Впрочем, словенцы, итальянцы, австрийцы также пострадали от войны. Более половины ушедших на фронт из Препотто, не вернулись домой. В 1916 году на фронте погиб один из дедушек Данило - Антон Терчона, второй, по его словам, не воевал, поскольку был старше призывного возраста и умер еще 1942 году, а отец был непригоден для службы из-за отсутствующих пальцев. Так что про войну и пленных рассказывал маленькому Данило его дядя.

В самой деревне квартировались чешские части австрийской армии, хотя на отдых располагались и все остальные. По воспоминаниям стариков, солдаты возвращались с фронта грязные и вшивые.



Вид из лагеря на Препотто и соседнюю Сливию




По замыслам австрийцев, укрепления, построенные русскими, должны были контролировать побережье и дорогу на Ауризину

Словенцы же часто переходили на сторону России, и возвращались на родину через много лет. Последний вернувшийся с войны словенец проделал удивительный путь через всю Россию, жил и работал в Сибири, после гражданской войны перебрался в Маньчжурию, где основал собственное предприятие. С приходом Мао Цзэдуна к власти, переехал в Гонконг и лишь в 1965 году, через полвека возвратился к себе домой. Но он не мог забыть Россию, все время ее вспоминал и советовал молодому Данило съездить как-нибудь в Сибирь и своими глазами посмотреть, какие красивые девушки там живут.

Данило в России побывал три раза. В последний раз он прокатился по Транссибирской магистрали из Москвы до Хабаровска. «Сибирь очень красива, и девушки красивые», - говорит он.

Тем не менее, словенцы до сих пор вспоминают об Австро-Венгрии с ноткой ностальгии. С передачей этой территории к Италии и приходом здесь к власти фашистов, были закрыты словенские школы, власти даже заставляли переделывать словенские фамилии на итальянский лад. Это не учитывая ухудшившуюся экономическую ситуацию.

При Габсбургах было нормально, когда одна часть подданных разговаривает на словенском, другая - на итальянском, на немецком, венгерском, чешском и т.д. Поэтому во многих местных осмицах и агритуризмах, в т.ч. у Данило висят портреты императора Франца-Иосифа.



"Путь генерала Бороевича" - австро-венгерский генерал хорватского происхождения"



"Путь генерала Маистра" - встро-венгерский генерал словенского происхождения

В следующем году Данило хочет продолжить восстановительные работы в лагере военнопленных. Свою деятельность и сам мемориал он особо не рекламирует из-за опасения, что местная молодежь замусорит и разрушит мемориал. Тем не менее, туристы из России вполне могут приехать и почтить память забытых русских солдат, погибших в первой мировой войне.




история, война, природа, Словения, традиции, деревня

Previous post Next post
Up