Античные камеи в собрании Эрмитажа. Часть V

Apr 29, 2021 17:50

Античные камеи в собрании Эрмитажа. Часть I https://vittasim.livejournal.com/299110.html
Античные камеи в собрании Эрмитажа. Часть II https://vittasim.livejournal.com/299878.html
Античные камеи в собрании Эрмитажа. Часть III https://vittasim.livejournal.com/300218.htm
lАнтичные камеи в собрании Эрмитажа. Часть IV https://vittasim.livejournal.com/300290.html




Рыбаки в лодке. Сардоникс. Римская работа. II-III вв. 0,9 × 1,0 см. Поступила в конце XVIII в Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.


Ред­кая камея, в кото­рой дана не шут­ли­вая сцен­ка с аму­ра­ми-рыба­ка­ми, а кар­ти­на из трудо­вой жиз­ни низ­ших соци­аль­ных сло­ев насе­ле­ния Рима. То, что было есте­ствен­ным и обыч­ным в искус­стве демо­кра­ти­че­ских поли­сов Гре­ции,- изо­бра­же­ния трудо­во­го люда: гон­ча­ров, рыба­ков, тор­гов­цев - в импе­ра­тор­ском Риме почти не вхо­ди­ло в сфе­ру глип­ти­ки, искус­ства эли­тар­но­го. Два рыба­ка пред­став­ле­ны в море; моло­дой - в ост­ро­ко­неч­ной кожа­ной шап­ке сто­ит с сетью на носу утло­го суде­ныш­ка, ста­рый, при­сев на кор­му, поправ­ля­ет поло­же­ние пару­са. Пре­дель­но упро­щен­ная резь­ба не лише­на все же ясно­сти и свое­об­раз­ной выра­зи­тель­но­сти: мы без затруд­не­ний отме­ча­ем и вни­ма­ние в лице моло­до­го рыба­ка, и его ско­ван­ную позу, одно­вре­мен­но видим, как уве­рен­ны дви­же­ния опыт­но­го стар­ца, управ­ля­ю­ще­го ходом парус­ни­ка.Отбит край камня слева внизу




Детство Вакха. Сардоникс. Римская работа. III в. 2,0 × 2,4 см. Поступила в конце XVIIIв Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Камея по тема­ти­ке при­мы­ка­ет к ран­ней серии с популяр­ны­ми дио­ни­сий­ски­ми сюже­та­ми. Но про­цесс рас­па­да антич­но­го сти­ля зашел здесь настоль­ко дале­ко, что с пер­во­го взгляда изо­бра­же­ние напо­ми­на­ет ско­рее какие-то сред­не­ве­ко­вые релье­фы. Несо­раз­мер­ные боль­ше­го­ло­вые и корот­ко­но­гие пер­со­на­жи ока­зы­ва­ют­ся Силе­ном и дву­мя мена­да­ми, умы­ваю­щи­ми и рас­че­сы­ваю­щи­ми мла­ден­ца Вак­ха. Рез­чи­ку ниче­го не сто­ит теперь скруг­лить по кон­ту­ру камеи всю спи­ну сто­я­щей мена­ды, сре­зать часть ее затыл­ка, не заботясь о реаль­ной ана­то­мии тела, но имея в виду лишь общий, деко­ра­тив­ный эффект. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит под дере­вом, на ствол его опи­ра­ет­ся Силен. Его под­ня­тая рука с несо­раз­мер­но круп­ной кистью замы­ка­ет овал свер­ху. Пря­мы­ми парал­лель­ны­ми лини­я­ми пере­да­ет мастер одеж­ды двух менад.

Повто­ре­ние ком­по­зи­ции в мра­мор­ных релье­фах, на сереб­ря­ном сосуде и в гем­мах пред­по­ла­га­ет элли­ни­сти­че­ский живо­пис­ный ори­ги­нал. Он силь­но упро­щен позд­не­рим­ским масте­ром. Эта композиция неизменно повторяется на саркофагах  геммах и позднеэллинистическом серебряном сосуде в Фессалониках), что заставляет предположить существование некогда живописного оригинала. Видимо, утраченная станковая картина «Детство Диониса» относилась к эллинистиче ской эпохе, так как самое раннее ее воспроизведение встречается на серебряном алабастре I в. до н. э.




Суд Париса. Италия. Вторая половина XVI века. Камея. Халцедон-оникс, золото. 3,0 × 3,6 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступ­ле­ние: 1785, из Ака­де­мии наук (на туло­ве куб­ка Пет­ра I).

Этот сюжет был осо­бен­но популя­рен в ита­льян­ской глип­ти­ке вто­рой поло­ви­ны XVI - нача­ла XVII века, о чем свиде­тель­ст­ву­ет его неод­но­крат­ное повто­ре­ние масте­ра­ми-кам­не­ре­за­ми в сво­их про­из­веде­ни­ях: по пре­иму­ще­ству, каме­ях, а так­же инта­ли­ях и рез­ных рако­ви­нах. Изна­чаль­ным изо­бра­зи­тель­ным прото­ти­пом послу­жи­ла гра­вю­ра Мар­кан­то­нио Рай­мон­ди по утра­чен­но­му про­из­веде­нию Рафа­э­ля. В силу слож­но­сти и мно­го­на­се­лен­но­сти ком­по­зи­ции ори­ги­на­ла, рез­чи­ки пере­но­си­ли на мини­а­тюр­ную поверх­ность кам­ня лишь ее цен­траль­ную сце­ну, опус­кая при этом боль­шин­ство дета­лей.

К сожа­ле­нию, непо­сред­ст­вен­ный изо­бра­зи­тель­ный источ­ник камеи иден­ти­фи­ци­ро­вать слож­нее. Вытя­ну­тая по гори­зон­та­ли ком­по­зи­ция гем­мы с сидя­щим сле­ва на троне Пари­сом и рас­по­ло­жен­ны­ми перед ним фигу­ра­ми трех богинь, гени­ем, паря­щим в возду­хе Аму­ром, вен­чаю­щим вен­ком Вене­ру и при­жав­шим­ся к ее ногам, кажут­ся пере­не­сен­ны­ми с гра­вю­ры Рай­мон­ди. Одна­ко Парис про­тя­ги­ва­ет ябло­ко не пра­вой (как на гра­вю­ре), а левой рукой; Минер­ва пред­став­ле­на не обна­жен­ной и не со спи­ны, а обла­чен­ной в доспе­хи и стре­ми­тель­но направ­ля­ю­щей­ся к цен­траль­ной груп­пе. Ско­рее все­го, если выше­ука­зан­ная гра­вю­ра и была зна­ко­ма рез­чи­ку, то он вос­при­нял ее из «вто­рых рук».




Два петуха и мыши у корзины. II в. Сардоникс. I в. 1 × 1,9 см. Внизу неясное слово из семи букв (Радость) Пост. в конце XVIII в.  Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж . .

Больше полутора десятков повторений в глиптике, настенных фресках и мо заике сохранили этот сюжет. Наиболее любопытный пример - ныне утраченная гемма, в начале XVIII в. хранившаяся в коллекции Лебре в Провансе, на которой сходная сцена комментировалась как бы диалогом мышей: одна - «товарищ, помоги!», вторая - «я побежден!»




Орел. Сардоникс. Римская работа. II в. 3,2 × 1,7 см. Поступила в 1805 г из собрания Н.Ф. Хитрово (Петербург) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Это лишь фраг­мент круп­ной камеи. Пти­ца Юпи­те­ра изо­бра­же­на сто­я­щей на пуч­ке мол­ний-перу­нов. Воз­мож­но, пер­во­на­чаль­но были пред­став­ле­ны сим­мет­рич­но два орла, а в цен­тре - бюст Сера­пи­са или Юпи­те­ра. Судя по остат­ку цело­го края, диа­метр камеи был зна­чи­те­лен. Тако­го рода гем­мы слу­жи­ли укра­ше­ни­ем цен­траль­но­го меда­льо­на золо­то­го жре­че­ско­го или импе­ра­тор­ско­го вен­ка. Мра­мор­ный порт­рет импе­ра­то­ра Адри­а­на в Эрми­та­же име­ет круг­лый меда­льон-камею с одним орлом в цен­тре вен­ка.

Эрми­таж­ная камея - ред­кий фраг­мент важ­ней­ших зна­ков вла­сти рим­ско­го импе­ра­то­ра и рели­ги­оз­но­го пок­ло­не­ния его пер­соне. Гру­бо­ва­тая резь­ба в виде одно­об­раз­ных округ­лых перьев напо­ми­на­ет ско­рее узор на теле пти­цы. В про­ти­во­по­став­ле­нии поли­хром­ных сло­ев ага­та вид­ны отзву­ки элли­ни­сти­че­ской «живо­пи­си в камне».



Дельфин и якорь. Двухслойный оникс. Римская работа. I в. 1,5 × 2,1 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Камея, на пер­вый взгляд, тоже отно­сит­ся к ани­ма­ли­сти­че­ско­му жан­ру. Демон­стри­руя свою гиб­кость и играя, мор­ское живот­ное обви­лось вокруг яко­ря и заку­си­ло его цепь. Одна­ко это не толь­ко мастер­ское вос­про­из­веде­ние пова­док дель­фи­нов, но и оли­це­тво­рен­ная пого­вор­ка «поспе­шай мед­лен­но», итог обы­ден­ной житей­ской муд­ро­сти древ­них. По пре­да­нию, это было люби­мое изре­че­ние Авгу­ста. Дей­ст­ви­тель­но, не толь­ко пер­вый рим­ский импе­ра­тор, но и кар­ди­нал Маза­ри­ни, рус­ская импе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II и мно­гие дру­гие поли­ти­че­ские дея­те­ли про­шло­го при­дер­жи­ва­лись муд­ро­го пра­ви­ла не торо­пить ход собы­тий, но пожи­нать пло­ды уже свер­шив­ше­го­ся…

Популяр­ность подоб­ных изо­бра­же­ний объ­яс­ня­ет­ся широ­кой соци­аль­ной под­держ­кой Авгу­ста в Риме: его счаст­ли­вая звезда (созвездие Козе­ро­га), его люби­мые изре­че­ния, его порт­ре­ты нахо­ди­ли широ­кий спрос и рас­хо­ди­лись в сот­нях повто­ре­ний.




Александр Македонский. Светло-зеленое прозрачное стекло. Рим. I в. н. э. Диаметр 3,9 см. Высота рельефа 0,8. Пост. В 1792 г. из собрания Ж.-Б. Казановы (Дрезден).  Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Камея тоже вхо­дит в серию наград­ных фалар. В про­грам­му «идео­ло­ги­че­ской обра­бот­ки» армии вхо­ди­ла не толь­ко дина­сти­че­ская док­три­на лояль­но­сти и вер­но­под­дан­ства. На воору­же­ние бра­лась ста­рая исто­ри­че­ская вер­сия о победо­нос­ных заво­е­ва­ни­ях мира. Здесь ока­зы­ва­лись рав­но при­год­ны­ми и мифи­че­ский восточ­ный поход Вак­ха-Дио­ни­са, и реаль­ные похо­ды Алек­санд­ра, созда­те­ля недол­го­веч­ной «миро­вой импе­рии».

Гре­че­ский пол­ко­во­дец пред­ста­ет в пан­ци­ре, шле­ме, за пле­чом его копье. Юное лицо Алек­санд­ра слов­но излу­ча­ет с трудом сдер­жи­вае­мую энер­гию, его очи устрем­ле­ны впе­ред и ввысь, весь порт­рет полон дина­миз­ма. Фала­ры, укра­шав­шие пан­цирь вои­на, вру­ча­лись ему все­гда в нечет­ном чис­ле: 3, 5, 7, 9. На его груди они обра­зо­вы­ва­ли ряды, пол­ные мно­го­зна­чи­тель­ной пат­рио­ти­че­ской сим­во­ли­ки.




Друз Младший. Фрагмент камеи  Синее прозрачное стекло Рим. I в. н. э.3,0 × 2,1 см. Пост. в 1792 г. из собрания Ж.-Б. Казановы (Дрезден) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Камея явля­ет­ся фраг­мен­том стек­лян­но­го фала­ра. Это были наград­ные воин­ские зна­ки, чаще все­го укра­шен­ные порт­ре­та­ми чле­нов импе­ра­тор­ской семьи. Экзем­пляр, най­ден­ный в раз­ва­ли­нах рим­ско­го лаге­ря в Вин­до­нис­се, сох­ра­нив­ший­ся вме­сте с опра­вой, поз­во­ля­ет рекон­струи­ро­вать фраг­мент и уяс­нить его назна­че­ние. Это - меда­льон из мно­го­чис­лен­ной серии, испол­нен­ной в нача­ле I в. для леги­о­нов, сто­яв­ших на Рейне и Дунае. Брон­зо­вая опра­ва име­ла отвер­стия для про­де­ва­ния рем­ней. Такие отли­чия рим­ские воен­ные чины носи­ли на пан­ци­ре. Фала­ры отли­ва­лись в фор­ме, кото­рая, по-види­мо­му, сни­ма­лась с апро­би­ро­ван­ных дво­ром камен­ных камей, выре­зав­ших­ся в при­двор­ной мастер­ской.

Сын импе­ра­то­ра Тибе­рия Друз Млад­ший в поли­ти­че­ских и дина­сти­че­ских рас­че­тах отца про­ти­во­по­став­лял­ся Гер­ма­ни­ку, усы­нов­лен­но­му Тибе­ри­ем по жела­нию Авгу­ста. Оба пред­по­ла­гав­ших­ся наслед­ни­ка в резуль­та­те тай­ной борь­бы груп­пи­ро­вок были уст­ра­не­ны с помо­щью яда.




Аполлон с лирой у дельфийского треножника. Воспроизведение статуи скульптора Тимархида. Светло-коричневое прозрачное стекло. II в. 8,6 × 5,1 см. Посту­пи­ла в 1792 г. из собра­ния Ж. Б. Каза­но­вы (Дрезден) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Крупный медальон в виде удлиненного овала; видимо, предназначался для украшения какого-либо предмета - лиры, ложа и т. п. Изображение воспроизводит статуарный оригинал, созданный скульптором классической эпохи Праксителем. Камея была разбита по диагонали на два куска, в верхней части лиры трещина при реставрации залита стекловидной массой. Другая трещина пересекает гемму на уровне груди Аполлона. Оббиты края.




Тоскующая Пенелопа (?) перед статуэткой Эрота. Двухцветное глухое стекло. имитирующее сардоникс. 2,2X 1,6. Римская работа. I в. до н. э. - I в. н. э. Пост, в 1805 г. из собрания Н. Ф. Хитрово (Петербург). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Тос­ку­ю­щая Пене­ло­па - сюжет, очень часто встре­чаю­щий­ся в антич­ной глип­ти­ке. Оби­лие реплик застав­ля­ет пред­по­ло­жить один утра­чен­ный живо­пис­ный ори­ги­нал для всех этих гемм. Эрми­таж­ная камея выпол­не­на из двух­слой­но­го стек­ла. Жена Одис­сея, сим­вол супру­же­ской вер­но­сти, сидит перед ста­ту­эт­кой аму­ра. Ее фигу­ра уку­та­на в плащ, в руке она дер­жит веер. Заки­нув ногу на ногу, она эффект­но обло­ко­ти­лась на коле­но. Вир­ту­оз­но выре­зан масте­ром трон Пене­ло­пы - сиде­нье с точе­ны­ми рез­ны­ми нож­ка­ми, удоб­ной под­став­кой для ног. Он уме­ло изо­бра­зил его в слож­ном пер­спек­тив­ном ракур­се. Пора­жа­ет урав­но­ве­шен­ность мель­чай­ших дета­лей изо­бра­же­ния, вир­ту­оз­но впи­сан­но­го в удли­нен­ный по вер­ти­ка­ли овал камеи. Поко­ем и гру­стью веет от этой мини­а­тюр­ной сцен­ки.

Этот сюжет, очень часто встречающийся в античной глиптике, исследователи трактуют по-разному. Со времени П. Мариетта здесь видят Кальпурнию, ожидающую Цезаря, И. Винкельман считал женщину весталкой. Сходный сюжет классической засвидетельствован надписями как изображение Пенелопы. Э.-К. Висконти предложил видеть в гемме Хитрово Левкотею или Кибелу. Гемма разбита и склеена из трех кусков.




Эдип и Сфинкс. Никколо Амастини (1780-1851). Италия. Начало XIX века. Камея. Трехслойный сардоникс, золото. 3,5 × 2,6 см. Подпись внизу, под линией почвы: N.T. MASTINI F. Поступ­ле­ние: 1813, из собра­ния Ж.-Б. Мал­лия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Рез­чи­ком выбран извест­ный момент мифа об Эди­пе, сыне фиван­ско­го царя Лая. Убив в дорож­ной ссо­ре, сам не ведая того, сво­его отца и про­дол­жив путь в Фивы, Эдип подо­шел к город­ской стене, где был оста­нов­лен сидя­щим на ска­ле Сфинк­сом, зага­дав­шим ему свою загад­ку: «Что ходит утром на четы­рех ногах, в пол­день на двух, а вече­ром на трех?» В отли­чие от пут­ни­ков, не раз­га­дав­ших ее и уби­тых Сфинк­сом, Эдип дал пра­виль­ный ответ: «Это чело­век в мла­ден­че­стве, в зре­лом воз­расте и в ста­ро­сти». Сох­ра­нив зна­ко­мую по антич­ным образ­цам ком­по­зи­ци­он­ную схе­му и име­ю­щие смыс­ло­вое зна­че­ние жесты рук изо­бра­жен­ных пер­со­на­жей, Ама­сти­ни при­дал всей сцене необыч­ную жиз­нен­ную теп­лоту и мяг­кость. На камее Эдип, спе­шив­ший­ся с коня, выре­зан­но­го в верх­нем корич­не­вом слое кам­ня кру­пом к зри­те­лю (как у Анто­нио Пиза­но в меда­ли Мала­те­сты), сто­ит перед кры­ла­тым чуди­щем в непри­нуж­ден­ной позе уста­ло­го чело­ве­ка, скре­стив ноги и рука­ми обло­ко­тив­шись на ска­лу. За его спи­ной дере­во, флан­ки­ру­ю­щее сце­ну спра­ва.




Сын Фау­сти­ны и Мар­ка Авре­лия, Анний Вер умер семи­лет­ним. Он был обо­жест­влен еще при жиз­ни, как мно­гие наслед­ни­ки тро­на, а после смер­ти его порт­ре­ты вхо­дят в дина­сти­че­ский пан­те­он с атри­бу­та­ми вак­хи­че­ско­го гения. Бюстик Анния Вера из голу­бо­ва­то­го хал­цедо­на име­ет в высоту око­ло 10 см. На обо­ро­те плос­кая пло­щад­ка с дву­мя отвер­сти­я­ми для креп­ле­ния. Лег­ко пред­ста­вить золотую пла­стин­ку - фон, золо­той венок - обрам­ле­ние и голу­бо­ва­тый бюстик маль­чи­ка с плю­ще­вой гир­лян­дой на груди, свер­каю­щей посредине. Все это кре­пи­лось к древ­ку леги­он­но­го зна­ме­ни.

Эрми­таж­ный бюст име­ет несколь­ко реплик (две из них в Пари­же, одна - в Нью-Йор­ке). На одной из них выре­за­на латин­ская над­пись: Малень­кий Вер напом­нит тебе вре­мя мое­го кон­су­ла­та, как бы гово­ря­щая о дар­ст­вен­ном, а не офи­ци­аль­ном назна­че­нии памят­ни­ка. Види­мо, это резуль­тат вто­рич­но­го употреб­ле­ния дина­сти­че­ско­го порт­ре­та: со зна­ме­ни леги­о­на он мог лег­ко пере­ме­стить­ся во дво­рец. Во всяком случае, иконографическое отождествление надписью подтверждается. Наряду с шестью халцедоновыми бюстами существуют реплики из металла (Вена, Флоренция), говорящие о планомерном изготовлении копий портретов обожествленного сына Марка Аврелия, умершего семи лет от роду. Поверхность эрмитажного бюста, как кажется, в новое время ретуширована и сильно отполирована.



Германик. Сардоникс. Рим. I в. н. э. 2,4 × 1,7 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Порт­рет вну­ка Авгу­ста выре­зан в мастер­ской Дио­с­ку­рида в I в. Мастер, работав­ший в Егип­те при дво­ре Клео­пат­ры VII, види­мо, после­до­вал в Рим вме­сте с победи­те­лем. Не толь­ко гем­мы из сок­ро­вищ­ни­цы Пто­ле­ме­ев ста­ли добы­чей Авгу­ста, но и масте­ра, умев­шие их выре­зать. Дио­с­ку­рид, создав­ший «очень похо­жий порт­рет импе­ра­то­ра» (Пли­ний), стал осно­ва­те­лем целой дина­стии рез­чи­ков, порт­ре­ти­ро­вав­ших их новых вла­дык Юли­ев-Клав­ди­ев. Это были три сына масти­то­го масте­ра: Геро­фил, Евтих и Гилл. Мане­ра каж­до­го лег­ко узна­ет­ся на осно­ва­нии под­пис­ных работ. Евти­ху уда­ют­ся жен­ские и юно­ше­ские порт­ре­ты. Хруп­кая, болез­нен­ная кра­сота под­рост­ка Гер­ма­ни­ка под его рез­цом полу­ча­ет меда­льер­ную закон­чен­ность. Слов­но про­ро­че­ст­вуя о необыч­ной судь­бе импе­ра­тор­ско­го вну­ка, Евтих при­да­ет стро­гую серь­ез­ность его харак­тер­но­му про­фи­лю. Как Овидий, в эти годы обра­щав­ший­ся к тем, кого сму­ща­ла моло­дость избран­ни­ков Авгу­ста, он слов­но хочет ска­зать: «Брось­те, безум­цы, под­счи­ты­вать годы бес­смерт­ных: ведь до рож­де­нья еще Цеза­рям доб­лесть дана».

http://ancientrome.ru/publik/art/neverov/ac/ac01.htm

Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994

Прикладное искусство, Эрмитаж, скульптура

Previous post Next post
Up