Античные камеи в собрании Эрмитажа. Часть I
https://vittasim.livejournal.com/299110.html
Эроты мучают Психею в присутствии Диониса. Александрия I в. до н.э. Сардоникс. 1,8 х 2,4 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса (Париж). Ранее: в XVIII в.- в коллекциях Б. Дазенкуркур (Париж), Я. Нани (Венеция), в XV-XVII вв.-- в собрании Д. Гримани и его наследников (Рим, Венеция). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Может показаться, что резчик эпохи Клеопатры VII задался целью проиллюстрировать эпиграммы современных поэтов, настолько близок образный строй стихотворных миниатюр и глиптических. Объяснение этому - в существовании ныне утраченных станковых картин - основы как «живописи в камне», так и эпиграмматической поэзии.
Под деревом полулежит Психея, маленький эрот заламывает ей руки и связывает их за спиной, другой эрот, встав на алтарь, готовится поднести факел к ее крыльям. Рядом, опираясь на тирс, сидит юный Дионис, явный сообщник эротов. Четко выверенное равновесие характерно для композиции крошечной картины из агата: алтарь и крылатый божок с факелом, скала и Дионис с тирсом образуют как бы симметричные кулисы для центральной группы, дерево в центре служит осью композиции. По-видимому, эта камея вышла из мастерской резчика Сострата.
Судя по надписям, добавленным на гравюры Э. Вико, изображение толковалось аллегорически: «Добродетель, побежденная страстью». По-видимому, и здесь, как во многих эллинистических камеях, в основе лежит утраченный памятник станковой живописи.
Жертвоприношение Дионису. Александрия I в. до н.э. Сардоникс. 3 х 2,4 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Ранее: в коллекции Я. Нани (Венеция). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Видимо, это фрагмент более крупной многофигурной камеи: движения и взгляды персонажей явственно указывают на общий фокус их внимания, что говорит об утрате центральной части композиции и симметричной группы слева. Сохранились: стоящая женщина с тирсом, мальчик с жертвенной корзиной и сидящий старец с козленком, совершающий возлияние. Животное, предназначенное к жертве, трогательно поднялось на задние ноги и положило передние на колени старика, оно, как и все участники сцены, обратило взор к центру, где, видимо, над алтарем возвышалось изображение бога Диониса. Фрагментарность камеи не разрушила ни смысла, ни пластической красоты сценки - можно сказать, что, останься случайно лишь фрагмент «старец с козой», и он один вполне был бы достоин нашего восхищения. Живописная гамма камеи строго двухцветна, только следы убранного верхнего слоя придают коричневато-розовый тон волосам, плечам и бедрам изображенных персонажей.
В начале XVIII в. в инвентаре венецианского собрания Я. Нани камея описана так: «Сильван, сидящий под деревом, правой рукой козу, левой какие-то плоды, за ним --- стоящая женщина, которая в правой руке держит жезл, а левой - поддерживает корзину плодов, под которой виден идущий маленький обнаженный мальчик»
Жертвоприношение. I в. до н.э. Оникс. 1,2 х 1,8 см. Двухслойный оникс. 1,1 ×1,6. Пост. В конце XVIII в. из коллекции Б. Дазенкур (Париж). Ранее: в начале XVIII в.- в коллекции Я. Нани (Венеция), в XV-XVII вв.- в собрании Д. Гримани и его наследников (Рим, Венеция). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Камея происходит из богатейшей коллекции эпохи Ренессанса, собранной кардиналом Д. Гримани в XV--XVI вв. В середине XVI в. в Венеции ее гравировал Э. Вико. В начале XVIII в. в инвентаре собрания Я. Нани она описана следующим образом: «Жертвоприношение, две фигуры, стоящие у алтаря: полуобнаженная женщина с патерой в левой руке и другая фигура, старца, стоящего напротив нее с вазой в правой руке, возливающего жидкость на алтарь; сбоку стоит амурчик, играющий на флейте» Правый нижний угол камеи обломан и восстановлен из золота.
Персей и Андромеда. Александрия I в. до н.э. Двухслойный оникс. 3,1 х 2,8 см. Поступила в 1782 г. из коллекции художника Рафаэля Менгса (Рим) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Возможно, из мастерской Протарха вышла эта камея. Мастер «александрийского рококо» превращает миф в идиллическую, театральную сценку: юный герой, как галантный кавалер времен маркизы де Помпадур, показывает своей подруге отраженную в воде страшную голову Медузы, обращавшую в камень любого, кто встретится с ее взором. Сцена происходит на цветущей лужайке. В центре ее - круглый водоем. Чтобы усилить эффект прозрачного озерка, мастер с двух сторон сильно утончил коричневый слой агата. Однако живописные эффекты у резчика явственно уступают пластическим, скульптурным.
Эта камея удостоилась специальных упоминаний в литературных источниках и письмах XVIII в. Ею восхищался Винкельманн, Екатерина II специально оговаривает ее покупку в составе наследия Менгса, а когда камея прибывает в Петербург, удовлетворенно сообщает Гримму: «Камея с Персеем и Андромедой помещена в музее… она в самом деле близка к совершенству».
Композиция камеи, несомненно, восходит к утраченному произведению станковой живописи, она несколько раз повторена в геммах, светильниках и фрезках.
Лань и Телеф. Малая Азия (?). I в. до н. э. Сардоникс. 1,9 × 1,8 см. Пост. в 1792 г. Из собрания Сен-Мориса (Париж). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Камея сохранила поэтическую миниатюрную сценку, где всего два действующих лица - животное и ребенок. Но она восходит к утраченной картине художника Апеллеса«Геракл и Телеф», где было много фигур. Ее воспроизведение дошло до нас в геркуланской и помпейской фресках, эрмитажной инталии и в терракотовых облицовочных рельефах. В погибшей картине главным действующим лицом был Геракл, счастливо нашедший своего сына Телефа, которого, как Маугли или Ромула, вскормило дикое животное. Неизвестный резчик выбрал из всей картины лишь сцену, занимавшую ее правый нижний угол. Художественное чутье верно подсказало ему, что крошечная сценка может иметь самостоятельное значение. Возможно, камея заказана Митридатом VI, в начале I в. до н. э. перенесшим свою столицу в Пергам, а Телеф считался мифическим основателем этого города. Поверхность геммы частично разрушена, сбиты части ног животного.
Афродита и орел. Трехслойный сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,7 × 1,8 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского (Париж). Ранее: в коллекции П. Кроза (Париж). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Камея - подлинный шедевр резчика Сострата. Она может считаться образцом «живописи в камне». Темный фон черно-синего тона со светлыми включениями словно дает живописное воспроизведение ночного неба, всю поверхность занимает фигура Зевесова орла, вырезанного в голубовато-сером слое. Перед ним стоит, подняв голову в поцелуе, обнимающая его Афродита. Ее хрупкая фигурка выполнена в белых и теплых розоватых тонах. В XVIII в. считалось, что это - Геба, богиня юности. Камея является изящным, как греческая эпиграмма, выражением взгляда на царскую власть: земной владыка (Клеопатра VII) получает благословение небесного властелина.
Но, как во всяком подлинном произведении искусства, этими актуальными аллюзиями не исчерпывается содержание миниатюрного шедевра. В нем можно видеть и выражение темы могущества любви, красоты, человечности, одерживающих победу над самыми мощными и страшными силами мироздания.
Дионис. I в. до н.э. Сардоникс. 2,1 х 1,5 см. Поступила в 1786 г. из собрания лорда Беверлея (Алнвик Касл Англия). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Камея сохранилась не полностью. Возможно, что это фрагмент многофигурной камеи, которому реставратор придал самостоятельное значение. Не сохранились кисть левой руки бога, верх тирса и атрибут в правой руке. Судя по особенностям стиля, камея была исполнена в александрийской мастерской Сострата. Абсолютная естественность пластики и свобода движений сочетаются с тонкой живописностью, которой мастер добивается, утоньшая верхний слой камня и вызывая таким образом мерцающее просвечивание нижнего темного слоя. Оживленное движение, жестикуляция бога заставляют предположить, что перед ним, видимо, находилась пантера, которую он поил вином из кубка, а вокруг него справа и слева находились группы его спутников - сатиров и менад. Возможно, танцуя, они хороводом окружали статуарно неподвижную фигуру своего предводителя.
Эрот-землепашец. I в. до н.э. Двухслойный оникс. Александрия. I в. до н. э. 1,4 × 1,1 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Сюжет камеи можно было бы назвать иначе - «Наказание эрота». Закованный в кандалы, опираясь на мотыгу, он явно удручен наказанием, которому его предали за проказы.
Похожий сюжет имеется на подписной камее резчика Авла: эрот представлен там закованным в цепи. Возможно, и эрмитажная камея вышла из-под резца того же мастера. На некоторых инталиях подобные изображения сопровождаются надписями: "Справедливо! Как ты поступаешь, так и с тобою!" Это разъясняет смысл изображений наказанного бога любви.
Август, Ливия и Нерон. Рим.. Середина I в. Трехслойный сардоникс. Диаметр 8,3 см. Переработана дважды: в 50-е гг. III в. и в эпоху Возрождения. Поступила в 1926 г. из бывшего собрания Юсуповых (Ленинград) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Династическая камея, вышедшая из мастерской римского резчика Скилакса. Заказывая подобный «манифест из агата», императрица Агриппина, жена Клавдия, намеревалась увековечить права на трон своего сына Нерона, принадлежавшего, как и Август, к роду Юлиев. Сам император Клавдий и его сын Британник принадлежали к семейству Клавдиев и узами крови с родоначальником династии не были связаны. Обожествленные Август и Ливия словно представляли народу законного отпрыска и благословляли «золотой век» его будущего правления. Камея предназначалась для украшения или жреческого венца, или легионного знамени. Ее подвергли ретуши спустя 200 лет, при новой династической ситуации. Августу и Ливии были приданы черты императора Галлиена и его жены Салонины (III в.). В XVIII в. этот редкий памятник - камея-«палимпсест» был отмечен в Петербурге, в коллекции князя Н. Б. Юсупова. Путешественник И. Бернулли писал: «Даже монархи не могут похвалиться обладанием подобной геммой!» В это время круглое отверстие центре камеи было закрыто золотой пластинкой, украшенной эмалью и мелкими рубинами (она так же, как и оправа, не сохранилась).
Друз Старший и Антония (?). Конец I в. до н.э. Поздняя надпись: Ἀλφήος συν Ἀρεθῶνι ([Гемма] Алфея и Аретона). Сардоникс. 2,5 х 2,1 см.Пост. в 1805 г. Из собрания Н. Ф. Хитрово (Петербург). Ранее: в коллекции Б. Монфокона и в библиотеке монастыря Сен-Жермен (Париж) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Камея в течение сотен лет (по преданию - шестисот) считалась одной из самых почитаемых реликвий христианской церкви. Вот что пишет о ней антиквар Б. Монфокон, в чьих руках она находилась в начале XVIII в.: «Этот камень в течение долгого времени был выставлен как предмет религиозного почитания в церкви одного из монастырей Прованса. Он был соединен с тремя золотыми кольцами. Кольца и гемма считались тем перстнем, который был подарен св. Иосифом св. Деве во время их обручения. Народ приходил в этот монастырь толпами, к камню прикладывались. И это продолжалось в течение нескольких столетий. Один любознательный человек, посетивший церковь, прочел греческую надпись, которая находится между Германиком и Агриппиной, и указал монахам на то, что памятник этот -- языческий. Монахи, хранившие камень из-за веры в него, а не из любви к стяжанию, не замедлили отделаться от кольца и геммы, которую я и купил в собрании аббатства». Камея Монфокона хранилась в библиотеке основанного им монастыря Сен-Жермен де Прэ вплоть до эпохи французской революции; после пожара, случившегося в 1795 г., монахи продали камею русскому генералу Хитрово. Э. К. Висконти, составитель каталога собрания Н. Ф. Хитрово, счел надпись именами двух резчиков, а в изображенных ими лицах увидел Друза Старшего и Антонию. Л. Стефани и К. Беттигер в XIX в. утверждали, что в надписи упомянуты имена посвятителей. Камея исполнена, вероятно, Герофилом, сыном Диоскурида (близка подписной работе мастера из венского Художественно-исторического музея). Вертикальная трещина проходит между портретами Друза и Антонии, поверхность сильно разрушена.
Аллегория победы Октавиана при Акциуме. Портрет Октавиана, козерог, керикей, щит, дельфин, трезубец, алтарь и рука, держащая корабельное украшение. Надпись: OCT. CAES. AVG. TER. MA. RQ. VOT. PUB. (Октавиану Цезарю Августу [победителю] на суше и на море [по] всенародному обету). Рим 20-е гг. I в. до н.э. Сардоникс. 2,5 х 2,4 см. Поступила в Пост. в 1813 г. Из собрания Ж.-Б. Маллиа (Вена).Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Камея также имеет характер официального заказа. Победа Октавиана над флотом Антония и Клеопатры сделала его владыкой мира. Все символы, окружающие юного полководца, были предельно ясны для его современников: Козерог - знак счастливого созвездия, трезубец Нептуна, дельфин и украшение кормы корабля, говорившие о морской победе и владычестве над морем, сфера и кадуцей Меркурия - символы полновластного господства и изобилия и, наконец, алтарь с зажженным на нем огнем - свидетельство благодарственных жертв в честь победителя.
В новое время этого, видимо, показалось мало и появилась добавленная по окружности надпись, комментирующая все эти символы: «Октавиану Цезарю Августу, победителю на суше и на море, по всенародному обету!». Камея крепилась на подвижной оправе, остатком этого крепления является сквозное отверстие на обороте.
Август с рогом изобилия в руке. Фрагмент камеи. Рим І в. до н. э. Сардоникс. 3,1 X2,3. Пост. в 1787 г. Из собрания герцога Орлеанского (Париж), ранее - из собрания П. Кроза (Париж) На обороте бюст негра, вырезанный в эпоху Ренессанса. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Фрагмент крупной камеи, в новое время подвергнутый радикальной ретуши. Судя по аналогиям, Август сидел на троне, рядом с ним могла помещаться богиня Рома - олицетворение римской державы. Рог изобилия, атрибут гения римского народа, намекал на изобилие, которое обещано подданным. Тончайшие нюансы резьбы заставили в XVIII в. французского ученого Мариетта приписать эрмитажную камею Диоскуриду. Ввиду сильной переработки судить о художественных достоинствах геммы, сохранившей лишь общую композицию первоначального портрета, невозможно.
На обратной стороне камеи в коричневом слое агата вырезан бюст негра в фас. Эта резьба подсказывает дату и возможное место переработки античной камеи. Подобные экзотические бюсты любили вырезать мастера Венеции в эпоху позднего Ренессанса. Таким образом, неизвестный венецианский резчик конца XVI в. отважился не только переработать резьбу древнего мастера, но и добавить на обороте камеи - собственную.
Друз Младший, сын Тиберия. 20-е гг. I в. Сардоникс в античной золотой оправе в виде медальона. 2,2 х 1,6 см. Поступила в 1879 г. из раскопок Пантикапея, найдена в погребении I в. (каменная гробница № 38 на горе Митридат). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Сын императора Тиберия Друз Младший в политических и династических расчетах отца противопоставлялся Германику, усыновленному Тиберием по желанию Августа. Оба предполагавшихся наследника в результате тайной борьбы группировок были устранены с помощью яда. На основании близости с подписной камеей, хранящейся в Британском музее, эрмитажная гемма с портретом сына Тиберия может быть включена в число работ резчика Эпитюнхана, работавшего в придворной мастерской Юлиев-Клавдиев в первой четверти I.
Ливия. Фрагмент камеи. Сардоникс. Конец I в. до н. э. - начало I в. н. э. 2,7 × 2 см. Переработана в XVIII в. Пост. в 1805 г. Из собрания Н. Ф. Хитрово (Петербург). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Камея исполнена мастером Гиллом. В «Описании гемм генерала Хитрово», составленном Э.-К. Висконти, о ней ска зано: «Фрагмент. Камея. Голова римлянки в профиль. Она, кажется, имеет сходство с Антонией, матерью Герма-ника. Блестящая работа» Нижняя половина камеи отбита и восстановлена в золоте, верхняя - слегка ретуширована.
Ливия. Начало I в. Рим Сардоникс. 4 х 3,1 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского (Париж). Ранее: в коллекции П. Кроза (Париж). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Портрет жены Августа выполнен в мастерской Диоскурида. Его автором был Гилл. Изо всех сыновей прославленного августовского резчика Гилл отличался особым ретроспективным стилем резьбы. Он - последовательный классицист.
Хищному, птичьему профилю Ливии он сумел придать несомненную красоту и классическую законченность. Камея показывает, что и Гилл не был чужд колористических экспериментов: видимо, чувствуя монотонность скучной двухцветной гаммы, он обратился здесь к своего рода «негативной» технике. В верхнем белом слое вырезан лишь лавровый венок, в то время как лицо и фон исполнены в нижнем, коричневом слое камня. Фон чуть слабее тоном, за счет утоньшения слоя агата он ближе к красноватым оттенкам. Сильная полировка придает медальерную законченность и холодность официальному изображению императрицы. Графической виртуозностью отличаются волнистые пряди волос и складки одежд.
http://ancientrome.ru/publik/art/neverov/ac/ac01.htmНеверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994.