Античные камеи в собрании Эрмитажа. Часть I.

Mar 15, 2021 19:27

Камеями принято называть резные камни с изображением, исполненным в рельефе (в отличие от инталий - камней с углубленным изображением, с незапамятных времен служивших печатями). Происхождение термина «камея» неясно. Вероятнее всего, появившееся в XIII в. во французском языке слово camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμήλιον - драгоценность, - было принесено с византийского Востока в Европу крестоносцами.




Коллекция античных камей Эрмитажа может выдержать сравнение с самыми прославленными собраниями Европы и Америки, уступая разве что венскому и парижскому. Первые геммы для Эрмитажа были приобретены Екатериной II в 1764 г. (собрание Л. Наттера). В коллекции Эрмитажа хранятся памятники, относящиеся ко всем периодам развития этого искусства. Камеи - богатейший источник сведений о духовной и материальной культуре древнего мира. Но основная ценность их в художественном совершенстве. Выдерживая сравнение с лучшими творениями античного гения в большом искусстве, работы мастеров искусства прикладного стали образным гимном в честь светлого и радостного приятия мира, в честь Человека, лучшие качества которого - гармоничную красоту, ясность ума, дерзание смелого духа - воспело классическое искусство Древности.



Александр Македонский. Сардоникс. Александрия (?). III в. до н. э. 2,6 × 1,7 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступил в 1792г из собрания Сен-Мориса (Париж), ранее в коллекции Б. Дазенкур (Париж)

Гравюра XVIIIв, воспроизводящая эту гемму, приложена к рукописному каталогу собрания Сен-Мориса. Образ юно­го пол­ко­во­д­ца в пан­ци­ре с пыш­ной гри­вой волос, рас­сы­пав­ших­ся по пле­чам и едва сдер­жи­вае­мых диа­де­мой, хоро­шо сог­ла­су­ет­ся с тра­ди­ци­он­ной ико­но­гра­фи­ей Алек­санд­ра. Камея, веро­ят­но, была выре­за­на в Алек­сан­дрии. Почи­та­ние Алек­санд­ра, зало­жив­ше­го в 332 г. до н. э. новую сто­ли­цу Егип­та, при­ни­ма­ет там дина­сти­че­ский харак­тер. Новый государ­ст­вен­ный культ, нико­го не сму­щав­ший в Егип­те с его фара­о­нов­ски­ми тра­ди­ци­я­ми, полу­ча­ет свое оформ­ле­ние при Пто­ле­мее II. Сво­е­му пред­ше­ст­вен­ни­ку Пто­ле­мею I царь возда­ет рели­ги­оз­ные поче­сти наравне с Алек­сан­дром. Поэт Фео­крит пишет: «В Зев­са чер­то­гах ему был трон позла­щен­ный воз­двиг­нут, Рядом же с ним Алек­санд­ра любез­но­го образ пре­крас­ный.»
Эрми­таж­ная камея поз­во­ля­ет увидеть воочию, как выгляде­ли подоб­ные памят­ни­ки. Преж­нее отож­дест­вле­ние (Антиох I) бази­ро­ва­лось на оши­боч­ном про­чте­нии букв, выре­зан­ных поз­же на обо­ро­те, - их сле­ду­ет читать: Алек­сан­дрос.
У Александра Македонского был особый придворный резчик Пирготель. Только ему разрешалось создавать портреты своего владыки.



Птолемей II. Сардоникс. Александрия. III в. до н. э. 2,6 × 1,9 см. Поступила в конце XVIIIв Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Пто­ле­мея II лег­ко при­знать в порт­ре­те муж­чи­ны с куд­ря­ми, пере­хва­чен­ны­ми цар­ской диа­де­мой. Любо­пыт­ный фено­мен мож­но отме­тить в цар­ских порт­ре­тах этой эпо­хи: ори­ен­та­цию на изо­бра­же­ния Алек­санд­ра, неза­ви­си­мо от нали­чия реаль­но­го сход­ства того или ино­го царя с его про­слав­лен­ным пред­ше­ст­вен­ни­ком. «Льви­ная шеве­лю­ра» куд­рей, поды­маю­щих­ся надо лбом, пате­ти­че­ский, вдох­но­вен­ный лик - эти чер­ты свое­об­раз­но­го «мас­ка­ра­да» харак­тер­ны для дина­сти­че­ских порт­ре­тов всех Пто­ле­ме­ев. Пафос порт­ре­та геро­изи­ро­ван­но­го вла­сти­те­ля нахо­дит себе отклик в стро­ках при­двор­но­го поэта Фео­кри­та: «В свет­лых кудрях Пто­ле­мей, что иску­сен в мета­нии копий.»

«Живо­пись в камне» уда­лась здесь рез­чи­ку не без борь­бы с при­хот­ли­вы­ми про­слой­ка­ми ага­та: верх голо­вы слов­но зате­нен от воз­вы­шаю­щих­ся надо лбом локо­нов, диа­де­ма царя полу­чи­лась так­же двух­цвет­ной, а кон­цы лен­ты - белы­ми. Зато удач­но лег на пле­чо, пок­ры­тое рыже­ва­тым хито­ном, чер­ный плащ вои­на.



Береника II (?) в образе Изиды. Сардоникс. Александрия. III в. до н. э. 2,3 × 1,4 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Посту­пи­ла в 1787 г. из кол­лек­ции гер­цо­га Орле­ан­ско­го. Ранее в коллекции П.Кроза (Париж)

Цари­ца Бере­ни­ка II, жена Пто­ле­мея III, пред­ста­ет в обра­зе Иси­ды, тра­ди­ци­он­но­го боже­ства фара­о­нов­ско­го Егип­та. Пто­ле­меи, при­шель­цы из Македо­нии, при­нес­ли с собою и македон­ских (гре­че­ских) богов. Но еги­пет­ская Иси­да, пок­ро­ви­тель­ни­ца люб­ви, даро­вав­шая людям зако­ны, научив­шая их море­пла­ва­нию и зем­леде­лию, лег­ко сли­ва­лась с гре­че­ской Афро­ди­той или Демет­рой. Сме­шан­ное насе­ле­ние Алек­сан­дрии, види­мо, охот­но при­ни­ма­ло такой культ, соеди­нен­ный с пок­ло­не­ни­ем пра­вя­щей цари­це. Оде­я­ние цари­цы вклю­ча­ет и урей (изо­бра­же­ние свя­щен­ной змеи) над ее диа­де­мой. Бла­го­склон­ная улыб­ка цари­цы, мяг­кий и мило­сти­вый взор - все это взя­то на воору­же­ние в дина­сти­че­ском порт­ре­те. Не забы­ты и рос­кош­ные куд­ри цари­цы, вос­пе­тые поэта­ми. Дав обет пожерт­во­вать ими, если муж вер­нет­ся победи­те­лем из похо­да, она при­нес­ла их в храм сво­ей обо­жест­влен­ной све­к­ро­ви Арси­нои-Кипри­ды. А наут­ро к цари­це явил­ся аст­ро­ном и заявил, что он отме­тил появ­ле­ние ново­го созвездия. Оно до сих пор носит наи­ме­но­ва­ние «Коса Бере­ни­ки»…



Зевс. Сардоникс. Александрия. III в. до н. э. Диаметр 6,1 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Посту­пи­ла в 1850 г. из кол­лек­ции кня­ги­ни Е. И. Голи­цы­ной.

Одна из жем­чу­жин эрми­таж­ной кол­лек­ции - «Камея кня­ги­ни Голи­цы­ной», назван­ная так по име­ни ее петер­бург­ской вла­де­ли­цы. Пате­ти­че­ская голо­ва Зев­са, выре­зан­ная алек­сан­дрий­ским масте­ром III в. до н. э., явля­ет собой яркий при­мер «живо­пи­си в камне». Здесь взя­та за осно­ву пла­мен­ная гам­ма «сар­до­ник­са индий­ско­го». Как живо­пи­сец, воору­жен­ный палит­рой, работал над каме­ей талант­ли­вый рез­чик. Увен­чан­ная дубо­вым вен­ком голо­ва Зев­са гор­до вски­ну­та. Энер­гич­ный про­филь с намор­щен­ным лбом, пря­мым носом, полуот­кры­ты­ми уста­ми выре­зан в сред­нем белом слое. Белиз­ну его под­чер­ки­ва­ют крас­но­ва­то-корич­не­вые куд­ри волос и боро­ды. Золо­ти­стый фон доста­точ­но кон­тра­стен, но изо­бра­же­ние, как в ста­рой вене­ци­ан­ской живо­пи­си, объ­еди­не­но с ним тональ­ны­ми мяг­ки­ми пере­хо­да­ми. Лило­ва­тые тени, кото­рых мастер доби­ва­ет­ся, утонь­шая сред­ний слой и делая его скво­зя­щим, акцен­ти­ру­ют моде­ли­ров­ку лица и обо­га­ща­ют коло­рит.



Афина. Гранат в золотом перстне. Восточное Средиземноморье. Конец IV - начало III в. до н. э. 3,2 × 2,4 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступила в 1838 г. Крым, окрест­но­сти Кер­чи, Нек­ро­поль Пан­ти­ка­пея.

Мас­сив­ный золо­той пер­стень укра­шен гра­на­то­вой каме­ей - голо­вой Афи­ны. Шея и грудь боги­ни, пок­ры­тая эгидой, воло­сы и шлем с трой­ным плю­ма­жем выпол­не­ны чекан­кой и гра­ви­ров­кой, из кам­ня - толь­ко ее лицо. Фон и обрам­ле­ние эгиды, дета­ли шле­ма прой­де­ны пуан­со­ном, что сооб­ща­ет перст­ню живо­пис­ную, мер­цаю­щую поверх­ность. Два иден­тич­ных перст­ня были най­де­ны в одном жен­ском погре­бе­нии вбли­зи Пан­ти­ка­пея (Керчь). Оно содер­жа­ло золо­той венок с инта­ли­ей и восемь перст­ней с цвет­ны­ми кам­ня­ми, кото­рые укра­ша­ли каж­дый палец погре­бен­ной жен­щи­ны (кро­ме боль­ших). Это чуж­дое гре­кам обык­но­ве­ние мож­но встре­тить в скиф­ских кур­га­нах. Види­мо, погре­бен­ная была родом из Ски­фии. Две инта­лии обна­ру­жи­ва­ют нача­ло той деко­ра­тив­ной, услов­ной мане­ры резь­бы, кото­рая поз­же рас­цве­тет в Пан­ти­ка­пее. Одна инта­лия явно не завер­ше­на. Все это поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что изде­лия испол­не­ны на месте. Вме­сте с ними най­де­на золотая моне­та с порт­ре­том Алек­санд­ра Македон­ско­го.



Медуза. Сардоникс. Александрия. III в. до н. э. Диаметр 5,3 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступила в конце XVIIIв

Пате­ти­че­ская голо­ва Меду­зы слов­но заду­ма­на как пар­ная к изо­бра­же­нию Зев­са. Их род­нит раз­мер, круг­лая фор­ма кам­ня, вир­ту­оз­ное исполь­зо­ва­ние оттен­ков в сло­ях мине­ра­ла, мане­ра изо­бра­же­ния тугих завит­ков шеве­лю­ры, пате­ти­ка обра­за. Отруб­лен­ная голо­ва долж­на была вну­шать ужас - отсюда шеве­ля­щи­е­ся вокруг нее змеи, кро­ва­вые пят­на, слов­но она вымо­че­на в кро­ви. На сред­нем белом слое остав­ле­ны пят­ныш­ки верх­не­го корич­не­ва­то-жел­то­го, что созда­ет впе­чат­ле­ние начав­ше­го­ся тле­ния мерт­вой голо­вы. В новое вре­мя камею реши­ли под­верг­нуть рету­ши: рестав­ра­тор попы­тал­ся добить­ся рав­но­мер­но бело­го тона в про­фи­ле, но, заме­тив, что белый слой идет не парал­лель­но жел­то­му, а рез­ко наклон­но пада­ет, оста­вил свою попыт­ку, чтобы не загу­бить всю камею. Тако­го рода «коло­ри­сти­че­ские поправ­ки» были невоз­мож­ны даже в про­цес­се работы, их избе­га­ли древ­ние масте­ра. Сле­дом рету­ши остал­ся абсо­лют­но белый нос Меду­зы, состав­ля­ю­щий ныне непри­ят­ное, кон­траст­ное пят­но в испор­чен­ном шедев­ре.



Клеопатра VII в образе Изиды Египет, Александрия, I в. до н.э. сардоникс, золото (оправа - поздняя) 2,8 × 2,2 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступила в конце XVIII в

Послед­няя из дина­стии Пто­ле­ме­ев, Клео­пат­ра VII была щед­рой пок­ро­ви­тель­ни­цей искус­ства глип­ти­ки. Про­дук­ция алек­сан­дрий­ских мастер­ских вре­ме­ни ее прав­ле­ния и очень мно­го­чис­лен­на, и высо­ка но худо­же­ст­вен­но­му уров­ню. О рос­ко­ши двор­цов Клео­пат­ры, о целых залах и кораб­лях, инк­ру­сти­ро­ван­ных ред­ки­ми цвет­ны­ми мине­ра­ла­ми, с вос­тор­гом и удив­ле­ни­ем писа­ли совре­мен­ни­ки. О ее лич­ной печа­ти с изо­бра­же­ни­ем Мете - оли­це­тво­ре­ния Опья­не­ния - сооб­ща­ют поэты:
Я - Опья­не­ние - Мете, кото­рую умные руки
на аме­тист нанес­ли, что опья­не­нию чужд,
но обла­да­ет коль­цом сама Клео­пат­ра; и даже
трез­вость на этой руке стать Опья­не­ньем долж­на!
Как и ее пред­ше­ст­вен­ни­цы, послед­няя цари­ца еги­пет­ской дина­стии пред­ста­ет в обра­зе Иси­ды. Един­ст­вен­ное, что отли­ча­ет ее порт­рет - лав­ро­вый венок, увен­чи­ваю­щий голо­ву. Отож­дест­вле­ние порт­ре­та под­твер­жда­ет­ся нумиз­ма­ти­че­ски­ми парал­ле­ля­ми. Сход­ство харак­тер­но­го про­фи­ля, раз­ре­за глаз цари­цы с чер­та­ми Клео­пат­ры на моне­тах середи­ны I в. до н. э. бес­спор­но.



Клеопатра-Селена.? Сардоникс. Александрия. I в. до н. э. 1,8 × 1,7 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Пост. В 1830 г из собрания В.Веселовского

Кро­шеч­ный шедевр с изо­бра­же­ни­ем боги­ни Луны Селе­ны мож­но отне­сти к твор­че­ству рез­чи­ка Дио­с­ку­рида. Из его под­пи­си на гем­мах извест­но, что он был родом из горо­да Эги в Кили­кии. Как Пир­го­тель был при­двор­ным порт­ре­ти­стом Алек­санд­ра, так Дио­с­ку­рид стал порт­ре­ти­стом импе­ра­то­ра Авгу­ста. Но до того он трудил­ся при дво­ре Клео­пат­ры VII. Дочь ее полу­чи­ла мно­го­зна­чи­тель­ное имя Клео­пат­ра-Селе­на (один из сыно­вей цари­цы от Мар­ка Анто­ния полу­чил такое же зна­ме­на­тель­ное имя Алек­сандр-Гелиос). Она поз­же была выда­на замуж за царя Мав­ри­та­нии. Сакраль­ное имя юной царев­ны и обыг­ры­ва­ет в сво­ем мини­а­тюр­ном порт­ре­те Дио­с­ку­рид. Агат в верх­нем слое имел лег­кий розо­ва­тый отте­нок: в нем он выре­за­ет лицо царев­ны. И слов­но зардев­ша­я­ся от сму­ще­ния девоч­ка с удив­лен­но рас­кры­ты­ми оча­ми, она появ­ля­ет­ся перед нами в фасо­вом изо­бра­же­нии. В сред­нем, голу­бо­ва­том слое Дио­с­ку­рид выре­за­ет изящ­ный полу­ме­сяц за спи­ною, скруг­ля­ет обрез бюста и отде­ля­ет его от ниж­ней рам­ки так, что все в целом мыс­лит­ся как сама моло­дая луна, под­няв­ша­я­ся, зардев­шись, над поверх­но­стью ноч­но­го моря…Возможно, эрмитажная камея служила оригиналом для изготовления стеклянных копий, распространявшихся среди вассалов царицы.



Жертвоприношение Приапу. Сардоникс. Александрия. I в. до н. э. 1,7 × 2,7 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Посту­пи­ла в 1787 г. из кол­лек­ции гер­цо­га Орле­ан­ско­го (Париж). Ранее, в XVIIIв из коллекции Елизаветы-Шарлоты Баварской (Париж), в XVIIв - в собрании курфюрстов Палантинских (Гейдельберг).

«Жерт­ва При­а­пу» - богу пло­до­ро­дия, пок­ро­ви­те­лю садов - под рез­цом алек­сан­дрий­ско­го рез­чи­ка кру­га Сост­ра­та пре­вра­ща­ет­ся в мини­а­тюр­ную кар­ти­ну с пятью пер­со­на­жа­ми. В цен­тре, под пло­до­но­ся­щим дере­вом, на колонне сто­ит ста­туя бога, перед нею за изящ­ным тре­но­гим сто­ли­ком собра­лись жри­цы. Жен­щи­на с блюдом и маль­чик с кор­зи­ной несут к под­но­жию ста­туи пер­вый уро­жай. Две музы­кант­ши, играю­щие на цим­ба­лах, флей­тах и нож­ных тре­щот­ках, состав­ля­ют целый камер­ный оркестр. Обна­жен­ная жен­щи­на с каста­нье­та­ми - види­мо, хра­мо­вая тан­цов­щи­ца, кото­рая зада­ет им темп, гото­вясь к тан­цу в честь весе­ло­го бога При­а­па. Вбли­зи камея пора­жа­ет оби­ли­ем подроб­ней­ших дета­лей, на рас­сто­я­нии, как тон­кое кру­же­во, лас­ка­ет глаз выве­рен­ным узо­ром, соот­но­ше­ни­ем точ­но урав­но­ве­шен­ных белых фигу­рок и корич­не­во­го фона, пра­вой и левой частей мастер­ской ком­по­зи­ции.



Жертвоприношение богине Кибеле. Двухслойный оникс. Малая Азия (?). I в. до н. э. 1,8 × 2,7 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Посту­пи­ла в 1780 г. из собра­ния Слей­да.

Экс­та­ти­че­ский культ фри­гий­ской боги­ни нашел отра­же­ние в этой камее. Она, по-види­мо­му, вышла из мало­азий­ской мастер­ской эпо­хи позд­не­го элли­низ­ма. В камею вклю­че­ны эле­мен­ты пей­за­жа: дере­во, сель­ское свя­ти­ли­ще на ска­ле, в нем вид­на ста­туя сидя­щей на троне боги­ни. У под­но­жия ска­лы - круг­лый алтарь с под­но­ше­ни­я­ми. Рядом с ним пря­мо на зем­ле сидит участ­ник жерт­во­при­но­ше­ния, оде­тый в шта­ны, жен­ский хитон и фри­гий­скую ост­ро­ко­неч­ную шап­ку. Он упо­доб­лен мисти­че­ско­му воз­люб­лен­но­му боги­ни Атти­су, в поры­ве фана­ти­че­ско­го экс­та­за оско­пив­ше­му себя. Он игра­ет на флей­тах, а две жри­цы несут­ся в экс­та­ти­че­ском тан­це вокруг алта­ря. В руках одной из них каста­нье­ты, у дру­гой - нож, орудие оскоп­ле­ния. Изыс­кан­ный коло­рит камеи стро­ит­ся на гра­да­ци­ях про­зрач­но­сти верх­не­го бело­го слоя и жел­то­ва­то-медо­во­го фона: одеж­ды жриц кажут­ся тон­чай­шей про­све­чи­ваю­щей кисе­ей, раз­ве­ваю­щей­ся в такт их бур­ным дви­же­ни­ям.



Суд над Орестом. Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э. 3,9 × 2,9 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступила в 1830 г. из коллекции А.С. Власова (Москва). Ранее: в коллекциях П. Давила, О. Лареньер,и Ж.-Б. Лебрена (Париж). До 1771 г. принадлежала графу А.Г. Разумовскому (Вена) и графу А. Г. Головкину (Москва).

Яркий обра­зец мало­азий­ско­го сти­ля. Бур­ное выра­же­ние чувств, не без утри­ров­ки и чисто теат­раль­ных эффек­тов, рим­ляне так и назы­ва­ли «ази­ан­ским сти­лем». Камея, пост­ро­ен­ная на дина­мич­ной пла­сти­ке и кон­трас­тах цве­та, вос­со­зда­ет цен­траль­ную часть утра­чен­ной кар­ти­ны ионий­ско­го худож­ни­ка Тиман­фа (IV в. до н. э.). Афи­на опус­ка­ет каме­шек в урну для голо­со­ва­ния, рядом с ней - Апол­лон, весь напряг­ся в ожида­нии Орест, обви­ня­е­мый в убий­стве мате­ри; за ним - замер­ла его сест­ра Элек­тра. На осно­ва­нии дру­гих повто­ре­ний мы зна­ем, что в ори­ги­на­ле перед Афи­ной нахо­ди­лись еще фигу­ры двух богинь мще­ния с факе­ла­ми, а меж­ду Электрой и ста­ту­ей Пал­ла­ды - фигу­ра отвер­нув­ше­го­ся в отча­я­нии Пила­да.
Глу­бо­кая резь­ба игрой све­то­те­ни уси­ли­ва­ет дра­ма­ти­че­скую кар­ти­ну, накал стра­стей под­черк­нут кон­тра­с­та­ми коло­ри­та: корич­не­во­го фона, белых фигур. От верх­не­го рыже­ва­то­го слоя ага­та мастер оста­вил лишь одно яркое пят­но - эгиду на груди Афи­ны. В срав­не­нии с каме­я­ми «алек­сан­дрий­ско­го роко­ко» пра­во­моч­но отно­сить подоб­ные работы к «мало­азий­ско­му барок­ко».



Дионис на колеснице, запряженной кентаврами. I в. до н.э. Сардоникс. 2,3 х 3,1 см. Поступила в 1792 г. из собрания герцога Сен-Мориса. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

К мастер­ской рез­чи­ка Сост­ра­та, работав­ше­го при дво­ре Клео­пат­ры VII, мож­но отне­сти эту камею. Колес­ни­ца слов­но парит в возду­хе, отды­хаю­щий Дио­нис заки­нул пра­вую руку на голо­ву, его дви­же­нию вто­рит кен­тавр, пате­ти­че­ски под­няв­ший взор ввысь, кен­таврес­са бьет в бубен, скач­ка-галоп пре­вра­ща­ет­ся в экс­та­ти­че­ский танец.
Мастер, может быть сам Сострат, мяг­ко моде­ли­ру­ет фор­мы, утон­чая белый слой ага­та, так что он ста­но­вит­ся голу­бо­ва­тым. Трех­фи­гур­ная груп­па кон­струк­тив­но ясна и, чет­ко отде­лен­ная цве­том от корич­не­во­го фона, лег­ко чита­ет­ся даже на рас­сто­я­нии. От верх­не­го, третье­го, слоя ага­та, тща­тель­но счи­щен­но­го рез­чи­ком, оста­лись лишь корич­не­ва­тые пят­на на коле­нях Дио­ни­са, на ногах и кру­пе кен­тав­ра.
По мыс­ли созда­те­ля этой мини­а­тю­ры из ага­та она долж­на была отра­жать состо­я­ние дио­ни­сий­ско­го экс­та­за, осо­бо­го твор­че­ско­го настроя души чело­ве­ка в момент рас­кре­по­ще­ния чувств. Имен­но за эти свой­ства гре­ки дали богу вина сакраль­ный эпи­тет - Осво­бо­ди­тель.



Виктория с четверкой коней. I в. до н.э. Воспроизведение картины художника Никомаха. Подпись: ῾Ρουφος ἐποίει (Руф сделал). Оникс. 1,9 х 2,6 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского

Руф - един­ст­вен­ное име­ю­ще­е­ся на камее латин­ское имя рез­чи­ка в эрми­таж­ной кол­лек­ции. Его имя напо­ми­на­ет про­зви­ще «руфос» (лат. «рыжий»), это чело­век из воль­ноот­пу­щен­ни­ков. И под­пись свою он ста­вит на гем­ме по-гре­че­ски, и мане­ра его резь­бы не обна­ру­жи­ва­ет ниче­го спе­ци­фи­че­ски рим­ско­го. Это общий антич­но­му миру стиль. Идя нав­ст­ре­чу рим­ским заказ­чи­кам, при­вык­шим к гре­че­ским име­нам и гре­че­ским под­пи­сям, латин­ский рез­чик не при­бе­га­ет к род­но­му язы­ку. Не так ли после «Сезо­нов рус­ско­го бале­та» зару­беж­ные тан­цов­щи­цы пред­по­чи­та­ли име­но­вать­ся рус­ски­ми име­на­ми?
Камея Руфа - мини­а­тюр­ный шедевр. Сво­бо­да, дина­мизм и в то же вре­мя урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции в ова­ле пора­зи­тель­ны. Мы не зна­ем, что здесь от живо­пис­но­го ори­ги­на­ла, а что вне­се­но рез­чи­ком. Хотя моне­ты и одна инта­лия из Эрми­та­жа с вос­про­из­веде­ни­ем одно­имен­ной кар­ти­ны Нико­ма­ха пока­зы­ва­ют, что мастер был верен образ­цу. Изме­не­ния дик­то­ва­лись гори­зон­таль­ной вытя­ну­то­стью ова­ла гем­мы.



Дионис, Сатир и Ариадна. Дионис, Ариадна, сатир. I в. до н.э. - I в. н.э. Сардоникс. Александрия. I в. до н. э. 1,4 х 1,9 см. Поступила в 1780 г. из собрания Слейда (Рочестер Англия). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Ранее в XVIII в коллекциях Б. Дазенкур (Париж), Я.Нани (Венеция), в XV-XVII вв в собрании Д. Гримани и его наследников (Рим, Венеция)

Тема камеи вос­хо­дит к кру­гу сюже­тов, изо­бра­жаю­щих встре­чу богом вина на ост­ро­ве Нак­со­се воз­люб­лен­ной Тезея, поки­ну­той им. На ска­ле полу­ле­жит Ари­ад­на: при­под­няв одеж­ду, она при­кры­ва­ет ею свою наготу. В цен­тре сто­ит моло­дой сатир, кото­ро­го Дио­нис дер­га­ет за ухо, нака­зы­вая за какой-то про­сту­пок. Сатир от боли под­ни­ма­ет ногу и пыта­ет­ся удер­жать руку раз­гне­ван­но­го бога. Меж­ду ними на зем­ле валя­ет­ся опро­ки­ну­тая ваза. Сце­на нака­за­ния сати­ра повто­ря­ет­ся на несколь­ких каме­ях. Надо думать, что она заим­ст­во­ва­на из стан­ко­вой живо­пи­си. Лег­ко дога­дать­ся, в чем состо­я­ла вина сати­ра: най­дя на бере­гу спя­щую девуш­ку, хмель­ные спут­ни­ки Дио­ни­са реши­ли, что это - их закон­ная добы­ча, но бог, сде­лав­ший свой выбор, был вынуж­ден по-сво­е­му их пожу­рить.
В нача­ле XVI в. камея вхо­ди­ла в собра­ние гума­ни­ста Гри­ма­ни. В инвен­та­ре его кол­лек­ции (1528 г.) она опи­са­на сле­дую­щим обра­зом: «Три фигу­ры: одна, сидя­щая, спит». В 1593 г камея украшала роскошный эбеновый кабинет - «студиоло Гримани». В начале XVIII в гемма находилась в венецианском собрании Нани и в инвентаре его описана подробнейшим образом
:» Обнаженный Вакх, левой рукой держащий тирс стоит посреди двух вакханок, одна из которых сидит, а другая, полуобнаженная стоит, держа в левой руке тирс, а правой тянет - тянет его за кхо; у ног его опрокинутая ваза с вином». Поверхности камеи сильно пострадала от времени, однако отчетливо видно, что сидящая фигура (Ариадна?) также обнажена, как и стоящая, но на гравюре Э.Вико 9около 1955г.) она изображена в хитоне.




Спящий Гермафродит и эроты. Александрия. I в. до н. э. Двухслойный оникс. 2,1 × 2,6 см. поступила в 1787г из собрания Герцога Орлеанского (Париж), ранее - в коллекции П. Кроза (Париж)

Полна изысканной неги миниатюрная сценка в манере «александрийского рококо», вырезанная также в мастерской Сострата. Обилие реплик заставляет предположить, что в основе повторений лежит утраченная живописная композиция. Есть сведения, что Кроза получил ее из Италии, ее воспроизводит Аттаванте в миниатюрах, украшающие рукописи, вышедшие из его мастерской, она же , видимо, была использована для штуковых рельефов Лоджий Рафаэля. Сквозная вертикальная трещина проходит через всю гемму посередине.
Мастер выбрал рискованную эротическую тему: странное создание античной мифологии, сын Гермеса и Афродиты, соединивший в себе оба пола, нежится в тени деревьев. В живописном оригинале была обозначена и подстерегавшая его опасность: сластолюбивые хмельные сатиры, подкрадывающиеся к безмятежно спящему Гермафродиту. Его слух нежат музыкой два эрота-музыканта, третий эрот, навевающий веером прохладу, заметив опасность, пробует растормошить Гермафродита. Тончайшие живописные нюансы извлекает Сострат из двухслойного камня. Встретившиеся в нижнем слое темные включения должны создать иллюзию тенистых кустарников, где разворачивается сценка. Розовые и белые участки верхнего слоя позволили нюансировать мастерски вылепленное тело Гермафродита.

http://ancientrome.ru/publik/art/neverov/ac/ac01.htm
http://ancientrome.ru/publik/art/neverov/ac/ac02.htm
Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994

Прикладное искусство, история, Эрмитаж

Previous post Next post
Up