В июне я сопровождала дочь-гимнастку на сборах в Николаевке. Николаевка - это пгт на берегу Крыма, в 50 км от Евпатории. Первый раз я была там в 2013 году, поклялась «никогда больше».
Но выдержала только три года. В прошлом году дочь заявила, что без мамы больше на сборы не поедет. А спортивные сборы в нашей спортшколе проходят под девизом: «колхоз - дело добровольное», кто от Николаевки отказывается, может в новом учебном году на тренировки не приходить. Пару раз я пыталась соскочить, и всё время меня вызывали «на беседу» к старшему тренеру.
Зато теперь я могу сравнивать Николаевку «при Украине» и «после референдума».
Первое, что бросается в глаза, появились регулярные автобусные рейсы из аэропорта Симферополя. До этого было только два варианта добраться: «такси по-царски» и радушный трансфер, осуществляемый хозяевами арендованного жилья, по ценам такси, но с заботой и любовью, «мы вас встретим».
Сейчас появилась государственная автобусная контора. На всех остановках новенькие кассы, где можно купить билеты на все направления. Есть расписание! И автобусы ему следуют. Но новичкам трудно прорваться к этим кассам. Таксисты как рыбы-пираньи накидываются на свежую жертву, выходящую из аэропорта, то же самое возле железнодорожного вокзала.
Вам будут доказывать, что очередь в кассу займет не меньше часа, что автобуса ждать нужно полдня, и куда вам надо, он все равно вас не отвезет. И все это потому, что средний ценник такси до Николаевки из аэропорта 1200-1500, а один взрослый билет на автобус стоит 81 рубль. Правда, от аэропорта до Николаевки ходит только 4 автобуса в сутки, соответственно, интервалы маленькими не назовешь.
Второе изменение - все на русском языке. Раньше везде были пункты обмена валюты, сейчас даже банкомата без местных краеведов не найдешь. Сбербанка в Крыму нет. Есть Генбанк. Все повседневные сделки - наличкой. За 2 недели я не получила ни одного кассового чека, хотя покупала что-то каждый день. Как они собирают налоги, интересно?
Третье изменение - как-то пустынно на улицах, исчезло 80%-90% торговых точек. Раньше идешь по Николаевке - везде барахло, рассчитанное на туристов. Сплошными рядами. Сейчас нет. Остались только магазинчики. Говорят, ужесточились правила выдачи разрешений на торговлю. А может, народу меньше приезжает.
Четвертое изменение. Раньше в Николаевке не было бесплатных детских площадок. По крайней мере, в центре. Это бросалось в глаза. Все было четко за деньги. По-жлобски. Хочешь покатать дитятю - плати. Сейчас платных развлечений стало на несколько порядков меньше. Бесплатную детскую площадку - нашли.
Пятое изменение, мелочь. Повысилась цена прохода в «Авангард», где тренируются гимнастки. В 2013 году с родителей брали 400 рублей за 10 дней (цена была в гривнах, разумеется). В 2017 году за 10 дней просят уже 1500 тысячи. Какую услугу получает потребитель за эти деньги, по-прежнему не ясно. Видимо, деньги берут с целью «капитальной реконструкции Провала» или что-то в этом роде, потому что какого-то ремонта корпусов до сих пор замечено не было.
Вот, пожалуй, и всё, что бросается в глаза. А! Еще появились буйки, обозначены мелкие места, где можно купаться. Появились вышки спасателей. Плакаты о технике безопасности на воде на русском языке! Самих спасателей за две недели нам увидеть не удалось, но зато плакаты, извещающие о том, что в шторм «спасение не обеспечивается» можно было разглядеть во всех подробностях.
Из позитивного - море было прекрасно. Пару дней даже чуть ли не 29 градусов. Фрукты на рынке по московским ценам, но вкус - гораздо лучше. Овощи были просто превосходны: цветная капуста, брокколи, сладкие огурцы по 40 рублей, свежая морковка. А в целом, дико скучно. Уже на четвертый день адски захотелось домой. Но билеты были куплены заранее и тренировки продолжались.
Некоторое разнообразие внесли экскурсии. Но экскурсии - это тема отдельного плача. Николаевка расположена на отшибе и до основных экскурсионных мест километров так 50. На дешевом автобусе можно добраться до Евпатории или Севастополя, можно до Бахчисарая, но если вам нужна Ялта или Ай-Петри, то это только через Севастополь, соответственно, пересадка и время ожидания на жаре. Организованных экскурсий я побаиваюсь, цены там, как на такси, но группы существенно больше, постоянно кого-то нужно ждать. Оставался только один вариант - экскурсии на такси.
Получалось совсем не дешево. Вот пример одного экскурсионного дня. Мы покатались на катере в Балаклаве, купили пирожков в местной пекарне, побывали у Байдарских ворот, посмотрели Форосскую церковь, сходили на цивилизованную экскурсию в Воронцовский дворец, спустились к морю, искупались, добрались на такси до Ай-Петри, поели манты, спустились на канатной дороге и преодолели 300 ступенек до «Ласточкиного гнезда». Нас было четверо: я и трое детей. 1200 со взрослого, 1000 за ребенка - нашему таксисту, в сумме - 4200. 1500 рублей - 30-минутная прогулка на катере в Балаклаве. 800 рублей - экскурсия в Воронцовский дворец. 1200 - подняться на Ай-Петри на «специализированном» такси. 1200 - спуститься по канатной дороге. На 1000 рублей поели, потому что уже бюджет поджимал, экономили. Итого: 9900. В действительности, больше, потому что были еще пирожки в Балаклаве, магнитики с фото и прочие мелочи.
Отдельная тема - стиль вождения крымчан.
Вообще, «после референдума», в Крыму стало гораздо больше машин. В основном, старых, потому что теперь не нужна растаможка, и все стало на порядок дешевле.
Одна из экскурсий была на трех такси. Водители не пристегиваются, поясняя это тем, что «в Крыму пристегиваться не надо». Ремни безопасности упрятаны глубоко в складки кресла, чтобы не портить внешний вид авто. Про детские автокресла забудьте. Мое заявление, что мою 6-летнюю дочь обязательно нужно пристегнуть, было выслушано с недоумением, как признание в том, что я состою на учете у психиатра, и поэтому у меня есть ряд странных требований. Тем не менее, в одной из машин детские ремни все же нашлись, и детей пристегнули.
Как известно, для Крыма характерны узкие дороги. По одной полосе в каждую сторону. Почему-то в Крыму принято обгонять, невзирая на разметку в виде сплошной. У нашего водителя был какой-то звуковой сигнал, который он включал, когда совершал очередной маневр с нарушением правил.
Про соблюдение скоростного режима я вообще молчу. Пока едешь - поседеешь.
Как я уже упоминала, есть такси, которые специализируются на одном маршруте: вверх на Ай-Петри, вниз с Ай-Петри. Цены такие же, как на канатной дороге. Водители любят поприклываться, когда пассажиров начинает подташнивать на очередном витке серпантина: «Слышь, а как дальше-то ехать? Я, если честно, первый раз этой дорогой еду. Тесть попросил выручить сегодня. Подскажи, куда ехать, а? Я тестю говорю: да как же я поеду? У меня и прав-то до сих пор нет… Народ, подскажите, как ехать дальше? Голова болит, не могу, с утра чачи выпил…» Все это делает поездку на Ай-Петри незабываемой.
Ожидая вылета в маленьком аэропорту Симферополя, я вдруг поняла, что этот аэропорт никогда не станет больше. Потому что отсюда можно летать только в Россию и больше НИКУДА. Что-то я задумалась на тему отрезанности Крыма от всего мира и вытекающих из этого перспектив. Будет такая Абхазия. Горы, море, красота, неадекватный ценник и инфраструктура - ноль, потому что все боятся вкладывать деньги в «объект территориальных разногласий».